Главная » 2013»Апрель»11 » Грузия и турецко-азербайджанский военно-политический альянс
Грузия и турецко-азербайджанский военно-политический альянс
00:51
Analitika.at.ua. Южный Кавказ продолжает оставаться одной из важнейших
мишеней внешней политики Турции. Это закреплено в обнародованной в канун
парламентских выборов в Турции 12 июня 2011г. предвыборной программе (Seçim
Beyannamesi) партии «Справедливость и развитие» (ПСР), в которой Южный Кавказ
числится третьим по своей важности приграничным регионом Турции, а
способствование дальнейшему развитию отношений с Азербайджаном и Грузией
представлено как один из приоритетных курсов внешней политики ПСР.
Следует отметить, что если по подписанному в 2010г.
турецко-азербайджанскому военно-стратегическому соглашению отношения с
Азербайджаном достигли своего пика, то отношения Турции с Грузией все еще не
имеют подобного правового оформления. Тем не менее в результате
последовательной турецко-азербайджанской политики Грузия постепенно вовлекается
в их военно-политический альянс.
Для Турции Грузия имеет важное стратегическое значение как
транзитная страна. Территория Грузии служит коридором к Азербайджану и
среднеазиатским странам, особенно в условиях закрытых границ
Турция-Армения-Азербайджан.
В этом аспекте особенное военно-стратегическое значение
имеет армянонаселенный административный район Грузии Самцхе-Джавахк, где Турция
проводит направленную на изменение демографической картины политику,
способствуя «репатриации» турок-месхетинцев (Ahıska Türkleri), депортированных
с 1944г. Примечательно, что еще в 1999г., вступая в СЕ, Грузия взяла на себя
такую ответственность, и сегодня она предлагает перезаселить турок-месхетинцев
по всей территории страны, однако Турция, в частности, настаивает на
необходимости их перезаселения в Самцхе-Джавахкском районе. Перспектива
массового заселения турок-месхетинцев в Джавахке, особенно если они составят
большинство населения, приведет к созданию целостного тюркского коридора. В
результате административные районы Самцхе-Джавахк и Квемо-Картли (приграничная
к Азербайджану азербайджанонаселенная территория) параллельной линией соединят
друг с другом Азербайджан и Турцию, одновременно пересекая соединяющий Армению
с севером перпендикуляр. В то же время, в частности, именно Самцхе-Джавахкский
район грузинской территории был выбран для задействования энергосистем
геостратегической значимости – нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода
Баку-Тбилиси- Эрзрум. Сегодня на этой территории строится железная дорога
Баку-Тбилиси-Карс, завершение строительных работ которой было предусмотрено к
концу 2012г. Кстати, благодаря этому проекту Нахичеванская Автономная
Республика приобретет прямую сухопутную связь с Азербайджаном, еще более
облегчив стратегическое сотрудничество Турции с Азербайджаном.
Грузия имеет стратегическое значение также для Азербайджана,
являясь связующим звеном между его стратегическим союзником Турцией и Западом.
В отношениях Азербайджан-Грузия ключевую роль играет взаимный интерес,
основанный на принципе признания территориальной целостности друг друга. Де-юре
признание независимости Южной Осетии и Абхазии от Грузии в результате «Пятидневной
войны» 2008г. и потеря Азербайджаном контроля над армянскими территориями
объединяет Грузию и Азербайджан вокруг одного и того же вопроса. Грузию и
Азербайджана де-юре связывает также членство в СНГ в качестве альтернативы
политическому блоку ГУАМ.
Баку проводит четкую политику укрепления и расширения
рычагов своего влияния, используя факт альтернативного для Грузии
сотрудничества в определенных сферах экономики, в частности, энергетики.
Укреплению рычагов влияния Баку служит также считающаяся
первой по своей численности в ряду национальных меньшинств Грузии
азербайджанская община, в частности, азербайджанонаселенный район Квемо-Картли
(Борчалу), азербайджанская община которого пользуется также поддержкой Турции.
Следует отметить, что азербайджанцы считают регион Квемо-Картли (граничащий с
востока с Азербайджаном, с юга – с Арменией, с запада – с Джавахком и с севера
– со столицей Грузии) «родиной героев-турок» и называют его «спорной
территорией между Азербайджаном и Грузией», которая «при СССР несправедливо
была отдана Грузии». В этом плане примечательно выражение «Борчалу – самый
короткий путь из Азербайджана в Турцию», периодически встречающееся на сайте
азербайджанской общины Борчалу.
Согласно исследованиям, проведенным в 2008г. статистическим
департаментом Министерства экономического развития Грузии, по объемам денежного
оборота малых предприятий вторым после Тбилиси является район Квемо-Картли, на
долю которого выпадает 13% денежного оборота малых предприятий всей страны. Следует
отметить, что содействие частным (т.е. азербайджанским) предприятиям
Квемо-Картли осуществляется посредством ряда азербайджанских общественных
организаций, финансируемых Баку.
Таким образом, благодаря последовательной
турецко-азербайджанской политике, Грузия постепенно вовлекается в их
военно-политический союз, предпосылкой к чему служит сотрудничество высокого
уровня почти во всех сферах. Так, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, имеющий
большое стратегическое значение в энергетической сфере, связывает Каспийское
море со Средиземным, а сотрудничество по вопросу газопровода
Баку-Тбилиси-Эрзрум связывает три страны. В 2010г. высокие руководители
Азербайджана и Грузии приняли решение о создании единой энергосистемы двух
стран. В то же время турецкая организация EMCT Pazarlama Inşaat Taahüt Ticareti
(ЕМСТ) вместе с Министерством энергетики Грузии подписала соглашение, в рамках
которого на территории Западной Грузии началось строительство Губазоульской
ГЭС.
26 июня 2012г. министры энергетики Турции и Азербайджана
подписали соглашение о строительстве нового Трансанатолийского газопровода
(TANAP) стоимостью $7-8 млрд., предполагающий экспортировать в Европу
азербайджанский природный газ по турецко-грузинской границе, присоединив его к
проекту к «Набукко», хотя наличие ряда связанных с реализацией программы
«Набукко» проблем пока что ставит под вопрос также задействование
Трансанатолийского газопровода.
Очевидно, что эти программы нацелены на нейтрализацию
энергетической монополии России на Южном Кавказе, что, в свою очередь, приведет
к снижению не только экономической, но и политической зависимости региональных
государств от РФ.
В сфере торговли Турция сегодня является приоритетным
партнером Грузии, занимая некогда место России. В 2002-2010гг. объем товарооборота
между двумя странами зафиксировал значительный рост, достигнув одного млрд.
вместо прежних $240 млн. Кроме того, Турция по своим инвестициям в Грузию
занимает второе место после США. Турецкие инвестиции включают строительную
сферу (в том числе ремонт терминалов аэропорта), стекольное производство,
телекоммуникации, а также создание различных организаций малого и среднего
бизнеса в Грузии. По положению на данный момент самые крупные инвестиции
сделаны для реализации проектов железной дороги Карс-Тбилиси и
оптико-волоконного кабеля Ризе-Поти. Кроме того, Турция собирается построить
вокруг столицы Тбилиси ряд элитных пригородных районов.
После 2010г. Тбилиси промотировал и пустил в обращение
проект конфедерации Грузия-Азербайджан, принимая за основу соответствующий
характер двусторонних отношений – от экономики до сферы внешней политики.
Это и есть те главные предпосылки, которые позволяют
руководителям МИД трех стран во время ежегодных протокольных встреч оформить
отношения Турция-Азербайджан-Грузия в виде новых соглашений. В частности, 8
июня 2012г. в Трапезунде министры иностранных дел Турции, Грузии и Азербайджана
подписали декларацию (TRABZON DECLARATION), которая, основываясь на принципах
суверенности и территориальной целостности, мирного урегулирования конфликтов,
неприкосновенности международно признанных границ, равенства суверенных
государств, воздержания от применения силы или ее угрозы против территориальной
целостности или политической независимости государства, закрепляет следующие
положения:
- продолжать проводить политику поддержки кандидатур друг
друга в международных организациях,
- отметить важность по возможности быстрого урегулирования
конфликта вокруг Нагорного Карабаха Азербайджанской Республики и примыкающей к
НК территории, а также конфликта вокруг грузинских районов Абхазии и Цхинвали
(Южная Осетия), принимая за основу суверенитет, территориальную целостность и
международно признанные границы Азербайджана и Грузии; подчеркнуть важность
безопасного и достойного возвращения беженцев и лиц, вынужденно переселившихся
внутри государства, в места своего проживания,
- стимулировать дальнейшее развитие отношений во всех
сферах, особенно в сфере торговли, энергетики, транспорта и банковского дела
посредством окружающей среды – совместных проектов и программ сотрудничества, а
при необходимости – механизмов трехстороннего сотрудничества,
- выразить свое содействие ТРАСЕКЕ и работать в направлении
возобновления широкомасштабной деятельности Большого Шелкового пути,
Евразийского транспортного коридора, а также других трехсторонних программ,
включающих железнодорожные и автодорожные магистрали; подчеркнуть важность
завершения в предусмотренные сроки железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс,
- утвердить проект строительства нового международного торгового
порта Баку, который после завершения строительства железной дороги
Баку-Тбилиси-Карс станет важным звеном транспортного коридора Восток-Запад.
Следует отметить, что совместная экспертная группа сторон
начала разработку программы деятельности на 2013-2015гг. и работы по
представлению согласованных положений на утверждение трех министров. Второе
заседание трехсторонней встречи глав МИД состоялось во второй половине 2012г. в
Грузии, а третье заседание состоится в первой половине 2013г. в Азербайджане.
Трапезундская декларация – первый подобный официальный
публичный документ, подписанный между Турцией, Азербайджаном и Грузией, по
своему содержанию адекватный военно-стратегическому документу.
В результате состоявшихся 1 октября 2012г. в Грузии парламентских
выборов победу одержал блок «Грузинская мечта», руководителем которого является
представитель международной олигархии, миллиардер Бидзина Иванишвили. Он взял
на себя полномочия премьер-министра государства, которые в результате последних
конституционных изменений стали приоритетными. Такой ход событий выявил ряд
вопросов, связанных с дальнейшей политической позицией Грузии. Речь, в
частности, идет о перспективе улучшения отношений Грузия-Россия, а также о
возможном пересмотре отношений с Турцией и Азербайджаном. Следует отметить, что
проводимая премьер-министром Б.Иванишвили и его правительством политика все еще
не дает оснований заметить какие-либо существенные изменения в вопросе хода
вовлечения Грузии в турецко-азербайджанский альянс.
Так, 26 декабря 2012г. Б.Иванишвили в рамках официального
визита в Баку заявил: «Я решил совершить свой первый визит в Азербайджан,
поскольку исторически у нас дружеские отношения. Наша цель – углубить
отношения, довести их до такого уровня, чтобы в международных инстанциях
постоянно учитывались общие позиции. Мы сделаем все возможное, чтобы еще более
укрепить наши отношения».
Примечателен круг вопросов грузино-азербайджанского
сотрудничества в различных сферах – обеспечение интенсивного хода строительства
автодорог Азербайджан-Грузия, азербайджанский проект строительства завода
удобрений в Грузии, намерение Грузии увеличить объемы закупаемой у Азербайджана
электроэнергии, вопросы расширения рамок проекта «Энергетический мост
Азербайджан-Грузия-Турция» и экспорта в Грецию и Болгарию азербайджанской
электроэнергии по территории Грузии и Турции, углубления сотрудничества в
военных инфраструктурах. Нетрудно заметить стратегическое значение и характер
вышеперечисленных задач. Что касается возможного улучшения отношений Грузия-Россия,
то следует отметить, что в этой сфере пока не заметны значительные изменения.
Таким образом, факты свидетельствуют, что пришедшая к власти
в Грузии новая политическая сила на деле продолжает процесс углубления
отношений Турция-Азербайджан-Грузия.
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
а. Турция и Азербайджан проводят последовательную и
целенаправленную политику создания рычагов и механизмов политического и
экономического контроля в отношении Грузии,
б. на сегодня Грузия продолжает идти по пути вступления в
военно-политический альянс Турция-Азербайджан,
в. в случае доминирования тюркского элемента в
Самцхе-Джавахке союз Турция-Азербайджан утвердит контроль в Самцхе-Джавахке и
оперативном регионе Квемо-Картли.
Принимая за основу вышеизложенное, можно сделать следующий
вывод: в результате текущих процессов Грузия максимум в среднесрочной
перспективе окажется в зоне полного влияния и контроля союза
Турция-Азербайджан. Вывод здесь может быть один: такой ход событий является
угрозой национальной безопасности РА. Лия Эвоян, «Глобус». Noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.