Четверг, 29.02.2024, 04:18
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2013 » Апрель » 11 » Грузия и турецко-азербайджанский военно-политический альянс
Грузия и турецко-азербайджанский военно-политический альянс
00:51

Analitika.at.ua. Южный Кавказ продолжает оставаться одной из важнейших мишеней внешней политики Турции. Это закреплено в обнародованной в канун парламентских выборов в Турции 12 июня 2011г. предвыборной программе (Seçim Beyannamesi) партии «Справедливость и развитие» (ПСР), в которой Южный Кавказ числится третьим по своей важности приграничным регионом Турции, а способствование дальнейшему развитию отношений с Азербайджаном и Грузией представлено как один из приоритетных курсов внешней политики ПСР.

 

Следует отметить, что если по подписанному в 2010г. турецко-азербайджанскому военно-стратегическому соглашению отношения с Азербайджаном достигли своего пика, то отношения Турции с Грузией все еще не имеют подобного правового оформления. Тем не менее в результате последовательной турецко-азербайджанской политики Грузия постепенно вовлекается в их военно-политический альянс.

 

Для Турции Грузия имеет важное стратегическое значение как транзитная страна. Территория Грузии служит коридором к Азербайджану и среднеазиатским странам, особенно в условиях закрытых границ Турция-Армения-Азербайджан.

 

В этом аспекте особенное военно-стратегическое значение имеет армянонаселенный административный район Грузии Самцхе-Джавахк, где Турция проводит направленную на изменение демографической картины политику, способствуя «репатриации» турок-месхетинцев (Ahıska Türkleri), депортированных с 1944г. Примечательно, что еще в 1999г., вступая в СЕ, Грузия взяла на себя такую ответственность, и сегодня она предлагает перезаселить турок-месхетинцев по всей территории страны, однако Турция, в частности, настаивает на необходимости их перезаселения в Самцхе-Джавахкском районе. Перспектива массового заселения турок-месхетинцев в Джавахке, особенно если они составят большинство населения, приведет к созданию целостного тюркского коридора. В результате административные районы Самцхе-Джавахк и Квемо-Картли (приграничная к Азербайджану азербайджанонаселенная территория) параллельной линией соединят друг с другом Азербайджан и Турцию, одновременно пересекая соединяющий Армению с севером перпендикуляр. В то же время, в частности, именно Самцхе-Джавахкский район грузинской территории был выбран для задействования энергосистем геостратегической значимости – нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси- Эрзрум. Сегодня на этой территории строится железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, завершение строительных работ которой было предусмотрено к концу 2012г. Кстати, благодаря этому проекту Нахичеванская Автономная Республика приобретет прямую сухопутную связь с Азербайджаном, еще более облегчив стратегическое сотрудничество Турции с Азербайджаном.

 

Грузия имеет стратегическое значение также для Азербайджана, являясь связующим звеном между его стратегическим союзником Турцией и Западом. В отношениях Азербайджан-Грузия ключевую роль играет взаимный интерес, основанный на принципе признания территориальной целостности друг друга. Де-юре признание независимости Южной Осетии и Абхазии от Грузии в результате «Пятидневной войны» 2008г. и потеря Азербайджаном контроля над армянскими территориями объединяет Грузию и Азербайджан вокруг одного и того же вопроса. Грузию и Азербайджана де-юре связывает также членство в СНГ в качестве альтернативы политическому блоку ГУАМ.

 

Баку проводит четкую политику укрепления и расширения рычагов своего влияния, используя факт альтернативного для Грузии сотрудничества в определенных сферах экономики, в частности, энергетики.

 

Укреплению рычагов влияния Баку служит также считающаяся первой по своей численности в ряду национальных меньшинств Грузии азербайджанская община, в частности, азербайджанонаселенный район Квемо-Картли (Борчалу), азербайджанская община которого пользуется также поддержкой Турции. Следует отметить, что азербайджанцы считают регион Квемо-Картли (граничащий с востока с Азербайджаном, с юга – с Арменией, с запада – с Джавахком и с севера – со столицей Грузии) «родиной героев-турок» и называют его «спорной территорией между Азербайджаном и Грузией», которая «при СССР несправедливо была отдана Грузии». В этом плане примечательно выражение «Борчалу – самый короткий путь из Азербайджана в Турцию», периодически встречающееся на сайте азербайджанской общины Борчалу.

 

Согласно исследованиям, проведенным в 2008г. статистическим департаментом Министерства экономического развития Грузии, по объемам денежного оборота малых предприятий вторым после Тбилиси является район Квемо-Картли, на долю которого выпадает 13% денежного оборота малых предприятий всей страны. Следует отметить, что содействие частным (т.е. азербайджанским) предприятиям Квемо-Картли осуществляется посредством ряда азербайджанских общественных организаций, финансируемых Баку.

 

Таким образом, благодаря последовательной турецко-азербайджанской политике, Грузия постепенно вовлекается в их военно-политический союз, предпосылкой к чему служит сотрудничество высокого уровня почти во всех сферах. Так, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, имеющий большое стратегическое значение в энергетической сфере, связывает Каспийское море со Средиземным, а сотрудничество по вопросу газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум связывает три страны. В 2010г. высокие руководители Азербайджана и Грузии приняли решение о создании единой энергосистемы двух стран. В то же время турецкая организация EMCT Pazarlama Inşaat Taahüt Ticareti (ЕМСТ) вместе с Министерством энергетики Грузии подписала соглашение, в рамках которого на территории Западной Грузии началось строительство Губазоульской ГЭС.

 

26 июня 2012г. министры энергетики Турции и Азербайджана подписали соглашение о строительстве нового Трансанатолийского газопровода (TANAP) стоимостью $7-8 млрд., предполагающий экспортировать в Европу азербайджанский природный газ по турецко-грузинской границе, присоединив его к проекту к «Набукко», хотя наличие ряда связанных с реализацией программы «Набукко» проблем пока что ставит под вопрос также задействование Трансанатолийского газопровода.

 

Очевидно, что эти программы нацелены на нейтрализацию энергетической монополии России на Южном Кавказе, что, в свою очередь, приведет к снижению не только экономической, но и политической зависимости региональных государств от РФ.

 

В сфере торговли Турция сегодня является приоритетным партнером Грузии, занимая некогда место России. В 2002-2010гг. объем товарооборота между двумя странами зафиксировал значительный рост, достигнув одного млрд. вместо прежних $240 млн. Кроме того, Турция по своим инвестициям в Грузию занимает второе место после США. Турецкие инвестиции включают строительную сферу (в том числе ремонт терминалов аэропорта), стекольное производство, телекоммуникации, а также создание различных организаций малого и среднего бизнеса в Грузии. По положению на данный момент самые крупные инвестиции сделаны для реализации проектов железной дороги Карс-Тбилиси и оптико-волоконного кабеля Ризе-Поти. Кроме того, Турция собирается построить вокруг столицы Тбилиси ряд элитных пригородных районов.

 

После 2010г. Тбилиси промотировал и пустил в обращение проект конфедерации Грузия-Азербайджан, принимая за основу соответствующий характер двусторонних отношений – от экономики до сферы внешней политики.

 

Это и есть те главные предпосылки, которые позволяют руководителям МИД трех стран во время ежегодных протокольных встреч оформить отношения Турция-Азербайджан-Грузия в виде новых соглашений. В частности, 8 июня 2012г. в Трапезунде министры иностранных дел Турции, Грузии и Азербайджана подписали декларацию (TRABZON DECLARATION), которая, основываясь на принципах суверенности и территориальной целостности, мирного урегулирования конфликтов, неприкосновенности международно признанных границ, равенства суверенных государств, воздержания от применения силы или ее угрозы против территориальной целостности или политической независимости государства, закрепляет следующие положения:

 

- продолжать проводить политику поддержки кандидатур друг друга в международных организациях,

- отметить важность по возможности быстрого урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха Азербайджанской Республики и примыкающей к НК территории, а также конфликта вокруг грузинских районов Абхазии и Цхинвали (Южная Осетия), принимая за основу суверенитет, территориальную целостность и международно признанные границы Азербайджана и Грузии; подчеркнуть важность безопасного и достойного возвращения беженцев и лиц, вынужденно переселившихся внутри государства, в места своего проживания,

- стимулировать дальнейшее развитие отношений во всех сферах, особенно в сфере торговли, энергетики, транспорта и банковского дела посредством окружающей среды – совместных проектов и программ сотрудничества, а при необходимости – механизмов трехстороннего сотрудничества,

- выразить свое содействие ТРАСЕКЕ и работать в направлении возобновления широкомасштабной деятельности Большого Шелкового пути, Евразийского транспортного коридора, а также других трехсторонних программ, включающих железнодорожные и автодорожные магистрали; подчеркнуть важность завершения в предусмотренные сроки железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс,

- утвердить проект строительства нового международного торгового порта Баку, который после завершения строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс станет важным звеном транспортного коридора Восток-Запад.

 

Следует отметить, что совместная экспертная группа сторон начала разработку программы деятельности на 2013-2015гг. и работы по представлению согласованных положений на утверждение трех министров. Второе заседание трехсторонней встречи глав МИД состоялось во второй половине 2012г. в Грузии, а третье заседание состоится в первой половине 2013г. в Азербайджане.

 

Трапезундская декларация – первый подобный официальный публичный документ, подписанный между Турцией, Азербайджаном и Грузией, по своему содержанию адекватный военно-стратегическому документу.

 

В результате состоявшихся 1 октября 2012г. в Грузии парламентских выборов победу одержал блок «Грузинская мечта», руководителем которого является представитель международной олигархии, миллиардер Бидзина Иванишвили. Он взял на себя полномочия премьер-министра государства, которые в результате последних конституционных изменений стали приоритетными. Такой ход событий выявил ряд вопросов, связанных с дальнейшей политической позицией Грузии. Речь, в частности, идет о перспективе улучшения отношений Грузия-Россия, а также о возможном пересмотре отношений с Турцией и Азербайджаном. Следует отметить, что проводимая премьер-министром Б.Иванишвили и его правительством политика все еще не дает оснований заметить какие-либо существенные изменения в вопросе хода вовлечения Грузии в турецко-азербайджанский альянс.

 

Так, 26 декабря 2012г. Б.Иванишвили в рамках официального визита в Баку заявил: «Я решил совершить свой первый визит в Азербайджан, поскольку исторически у нас дружеские отношения. Наша цель – углубить отношения, довести их до такого уровня, чтобы в международных инстанциях постоянно учитывались общие позиции. Мы сделаем все возможное, чтобы еще более укрепить наши отношения».

 

Примечателен круг вопросов грузино-азербайджанского сотрудничества в различных сферах – обеспечение интенсивного хода строительства автодорог Азербайджан-Грузия, азербайджанский проект строительства завода удобрений в Грузии, намерение Грузии увеличить объемы закупаемой у Азербайджана электроэнергии, вопросы расширения рамок проекта «Энергетический мост Азербайджан-Грузия-Турция» и экспорта в Грецию и Болгарию азербайджанской электроэнергии по территории Грузии и Турции, углубления сотрудничества в военных инфраструктурах. Нетрудно заметить стратегическое значение и характер вышеперечисленных задач. Что касается возможного улучшения отношений Грузия-Россия, то следует отметить, что в этой сфере пока не заметны значительные изменения.

 

Таким образом, факты свидетельствуют, что пришедшая к власти в Грузии новая политическая сила на деле продолжает процесс углубления отношений Турция-Азербайджан-Грузия.

 

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

 

а. Турция и Азербайджан проводят последовательную и целенаправленную политику создания рычагов и механизмов политического и экономического контроля в отношении Грузии,

 

б. на сегодня Грузия продолжает идти по пути вступления в военно-политический альянс Турция-Азербайджан,

 

в. в случае доминирования тюркского элемента в Самцхе-Джавахке союз Турция-Азербайджан утвердит контроль в Самцхе-Джавахке и оперативном регионе Квемо-Картли.

 

Принимая за основу вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: в результате текущих процессов Грузия максимум в среднесрочной перспективе окажется в зоне полного влияния и контроля союза Турция-Азербайджан. Вывод здесь может быть один: такой ход событий является угрозой национальной безопасности РА. Лия Эвоян, «Глобус». Noravank.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 951
Календарь новостей
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru