Analitika.at.ua. Президент Грузии Михаил Саакашвили 6 июля подписал
принятые парламентом страны поправки в Гражданский кодекс, предусматривающие
присвоение статуса юридического лица публичного права всем религиозным
объединениям, пользующимся подобным статусом в странах-членах Совета Европы.
Юридическое лицо публичного права - организация, которая независимо от
государственного контроля осуществляет политическую, государственную,
социальную, просветительскую, культурную или другую публичную деятельность.
Решение было принято вопреки позиции грузинской Патриархии.
Вместе с тем внесенные парламентом поправки закрепляют право, что конкордат
может быть оформлен только с Грузинской Православной церковью. Изначально
поправки предусматривали предоставление статуса юридического лица публичного
права пяти религиозным объединениям - Армянской Апостольской церкви, Римской
Католической церкви, Евангелистской баптистской церкви, мусульманской общине и
иудейской общине. Недовольный Патриарх Всея Грузии Илия Второй призвал
парламент приостановить процесс принятия поправок и устроить публичное
обсуждение. Патриархия настаивала на публичном рассмотрении вопроса, утверждая,
что решение парламента повлечет за собой отрицательные последствия как для
церкви, так и для государств. Грузинская Православная церковь считает, что
закон должен был быть принят параллельно с предоставлением подобного статуса
Грузинской Православной церкви в соседних странах. При этом, как отмечают
грузинские СМИ, акцентируется конкретно Армения. Патриархия Грузии осталась на
радикальных позициях и после изменения законопроекта. В окончательном решении
говорится о всех религиозных объединениях, пользующимся подобным статусом в
странах-членах Совета Европы. Патриархию поддержали грузинские оппозиционеры.
С просьбой прокомментировать ситуацию "РА” обратилась к
заместителю директора Института Кавказа Сергею МИНАСЯНУ.
- Тот факт, что грузинский парламент принял законопроект в
ускоренном порядке, показывает, что это было политическое решение, принятое на
уровне президента Грузии.
Многие ожидали, что вопрос получит свое разрешение в ходе
недавнего визита Католикоса Всех Армян Гарегина II в Грузию. Но, как известно,
этого не произошло. Возможно, было несколько эмоциональное восприятие этой
проблемы со стороны Грузинской Православной церкви. Как бы там ни было, затем
последовал визит главы МИД Армении в Грузию, во время которого, в числе ряда
других вопросов, обсуждалась и эта проблема.
Поскольку армянское население составляет большинство среди
этнических и религиозных меньшинств Грузии, этот вопрос больше всего коснулся
его. Однако не надо забывать, что в решении данного вопроса была заинтересована
не только армянская сторона. Грузия в этом вопросе уже второе десятилетие
подвергалась критике со стороны международных структур. Все, начиная от Папы
Римского и кончая Госдепартаментом США обращали внимание Грузии на этот вопрос.
Подписав поправки, М.Саакашвили принял достаточно смелое и серьезное
политическое решение, и его позиции в глазах европейских структур еще более
повысятся. Я думаю, что для западноцентричных сил Грузии это достаточно
положительный элемент.
Другое дело, что Грузинская Православная церковь является не
только религиозной, но и второй по значимости политической силой в Грузии,
имеет особый авторитет. В силу особых позиций Грузинской церкви в обществе, во
взаимоотношениях с властями понятна была также реакция грузинской стороны. Было
очевидно, что все оппозиционное поле Грузии должно было выступить с критикой
этого решения, даже те люди, которые, будучи во власти, выступали за принятие
такого решения. В свое время та же Нино Бурджанадзе и некоторые другие люди,
ныне находящиеся в оппозиции, в личных беседах с представителями Армении,
причем не только официальных структур, говорили, что они готовы пойти на этот
шаг, но проблема в том, что им не удается уговорить Патриархию. Теперь они,
находясь в оппозиции, выступают против.
- Т.е. с их стороны это просто политический выпад против властей?
- Абсолютно ясно. Более того, этот процесс все больше получает
внутригрузинский оттенок и не имеет реального отношения к взаимоотношениям с
Арменией, Израилем, с Папой Римским и т.д.
- Лидер незарегистрированной в Грузии армянской партии "Вирк” Давид
Рстакян считает, что принятое властями решение - "результат колоссального
давления Католической церкви на власти этой страны, а также исламской религии”,
что оно обусловлено иными факторами”...
- Если речь идет о Папе Римском, то я в принципе согласен,
что политический вес и авторитет его - это достаточно серьезный фактор даже по
сравнению с количеством армян, проживающих в Грузии, их ролью и т.д. Это
фактор. Это касается, кстати, не только Католической церкви, но и иудейской
общины, Евангелистской баптистской и т.д. Тут совпадение нескольких факторов.
Другое дело, просто в силу того, что армян в Грузии, как религиозного
большинства, проживает больше, на этом делается акцент больший.
- Некоторые грузинские политологи, в частности, Мамука Арешидзе, видят
угрозу в предоставлении юридического статуса ААЦ…
- Я бы вообще не хотел комментировать такого рода заявления,
что предоставление представителям другой религиозной общины какого-либо
юридического статуса, который позволяет им просто нормально, в правовом поле
осуществлять свою работу, является угрозой для какого-либо государства.
- Патриархия Грузии пеняет на то, что в других странах, в том числе в
Армении, не выражают готовности решать вопрос статуса Грузинской церкви.
Насколько обоснованы такие претензии в отношении Армении? У нас есть настолько
многочисленная грузинская община, чтобы...
- Вопрос совершенно в другом. Дело в том, что в Грузии
Грузинская Православная церковь имеет фактически статус государственной
религии. А другие церкви до последнего времени не имели возможности получить
хоть какой-то юридический статус, кроме статуса какой-то полукоммерческой
организации. В Армении и для ААЦ, и для других официальных традиционных
конфессий не существует какого-либо серьезного ограничения, и чисто формально
ААЦ, как и действующие в Армении религиозные общины Католической церкви,
Русской Православной, Грузинской Православной и других "традиционных” религий,
практически имеют почти одинаковый правовой статус. Т.е. в реальности такой
вопрос в Армении и не стоит. Армянское законодательство не содержит каких-то
сложных юридических ограничений, чтобы надо было осуществлять какую-то особую
процедуру регистрации Грузинской церкви в Армении. С другой стороны, если надо
будет для ГПЦ какой-то специальной регистрации в Армении, я вообще не вижу в
этом никакой проблемы. Если для Грузинской Православной церкви ее
представительство в Армении с общиной, которая насчитывает несколько сотен
человек, нужен какой-то особый статус, это принципиально важно, я не вижу
никакой проблемы. Хотя это не идет ни в какое сравнение с проблемой почти что
300- тысячной армянской общины в Грузии.
- Какова сегодня социально-экономическая ситуация в Джавахке?
- Изменения к лучшему есть. Я могу однозначно говорить о
том, что грузинское правительство, несмотря на достаточно серьезные проблемы,
которые стоят перед Грузией, с помощью США в рамках проекта "Вызовы
Тысячелетия” осуществило достаточно серьезные инфраструктурные работы,
связанные с дорогами, газоснабжением и т.д. В этом плане есть определенная
динамика, что радует и что надо признавать. Другое дело, что остаются проблемы
языковые, образовательные, политического представительства меньшинств в органах
местной власти, кадровой дискриминации и т.д. Но, думаю, история с принятием
вышеназванного решения по статусу церквей и противодействие ему некоторых сил в
Грузии еще раз показывают, насколько трудно грузинским властям предпринимать
такого рода шаги. Поэтому, я считаю, это тот случай, когда мы должны пытаться
максимально понимать эти подходы. И, если не будет каких-то негативных шагов,
то медленное, но поступательное, решение этих вопросов и в масштабах всей
Грузии, и в Джавахке особенно, думаю, дает надежду на продолжение того, что
ситуация в этом регионе будет постепенно улучшаться не только в
социально-экономической сфере, но и в политической, общественной, в вопросе
прав этнических и религиозных меньшинств и т.д. В конце концов, не надо
забывать, что мы с Грузией являемся и в исторической, и в политической, и в
цивилизационной перспективе естественными и единственными союзниками в регионе,
а Джавахк должен будет рано или поздно плавно трансформироваться из
политической проблемы в показательный пример положительного сотрудничества
наших государств и наших народов. Гаянэ МОВСЕСЯН, RA.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.