Analitika.at.ua. Современное грузинское общество и политика являются
продолжением той модели, которая складывалась в Советской Грузии на протяжении
десятилетий. Грузинская советская элита всегда, в особенности в последние три
десятилетия существования системы, весьма скептически относилась к развитию
производительных сил, что привело грузинскую экономику к значительному развалу
уже в 70-е годы. Грузия переживала период значительного демографического спада,
разные кризисные явления, связанные с социальными и ментальными проблемами.
Задолго до развала СССР в Грузии пришли в упадок промышленность и сельское
хозяйство, и, быть может, грузинская элита в этом смысле оказалась более
дальновидной и адаптированной к надвигающейся катастрофе.
С обретением независимости грузинское общество отчасти
интуитивно понимало, что наиболее важным политическим и экономическим ресурсом
страны является эксплуатация коммуникаций. Грузинское руководство вполне
успешно осуществило эту задачу, при этом не прилагая собственных
организационных и инвестиционных усилий, а с помощью внешних политических и
экономических интересов. Метафорой современной грузинской экономики и общества
в целом является "дорога" и "труба", что стало символом
успеха и респектабельности.
Только за последние 4 года Грузия получила около 10 млрд
долларов в качестве поддержки, осуществлены некоторые проекты в сфере
обслуживания и инфраструктуры, но практически ничего не было направлено на
создание более или менее значимого промышленного предприятия. В незавидном
положении находится и сельское хозяйство. Те кластеры, на которые сделана
ставка, то есть виноделие и розлив минеральной воды, не могут стать локомотивом
экономического развития. Грузинская элита, осознанно приняв транзитно-сервисную
модель экономики и общества, привела страну к фактическому
социально-экономическому тупику, так как транзит и сервис не обладают
потенциалом, достаточным для решения более масштабных проблем.
Тразитно-сервисная модель создает некоторые иллюзии
респектабельности и успеха и, конечно же, обеспечивает определенным приемлемым
уровнем жизни около 20% населения, но не более. Вместе с тем эта же
транзитно-сервисная модель не так уж и безобидна в политическом смысле: привела
к дистанции, практическому разрыву отношений с Россией, что параллельно обусловило
сильную экономическую зависимость Грузии от Турции и Азербайджана. В грузинском
обществе одновременно возрастают тенденции тяготения к России и опасения
Турции, что вполне естественно.
Сейчас, когда США и ведущие европейские государства проводят
политику геополитического сдерживания и блокирования Турции, пытаясь ограничить
ее региональную экспансию, Грузия не в состоянии предложить что-либо
составляющее эту политику, предоставляя Турции зеленую дорогу в кавказском
направлении. По существу ранее создаваемый евразийский коридор превратился в
турецко-азербайджанский коридор. Но имеются и иные проблемы, связанные с
тразитно-сервисной моделью, это намерения США и НАТО сотрудничать с Россией и
воспользоваться возможностями ОДКБ.
Данные цели предполагают урегулирование некоторых вопросов
между Евро-Атлантическим сообществом и Россией, в том числе и грузинский
вопрос. Россия предложила свои коммуникационные услуги США и НАТО, что связано
не только с проблемой Афганистана, а более долгосрочным присутствием альянса в
Центральной Азии в аспекте глобального сдерживания Китая. Несомненно, возможное
сотрудничество Запада с Россией предполагает одновременно политическое давление
и попытки ее подчинения интересам атлантического альянса, чему Москва
продолжает сопротивляться, но со временем так или иначе уступает по ряду
направлений. В этой игровой ситуации наряду с конкретными конкурентными
коммуникационными проектами, которые предполагают урегулирование, уступки и
давление, роль Грузии как транзитной страны объективно снижается. Нужно
понимать, что американцы отработали период перебора вариантов и сценариев для
Южного Кавказа и определили формат функций для Грузии, то есть закрепили за ней
транзитно-сервисные задачи, и даже задачи базирования обозначены в данном
случае минимальным образом.
Это не могло устраивать Грузию, которая ожидала для себя
иные роли, рассматривая себя буквально "вторым Израилем" в преддверии
Евразии. Намерения США в отношении Грузии весьма серьезные, но вместе с тем
достаточно ограниченные. При этом в Тбилиси, видимо, после Бухарестского
саммита НАТО возникли подозрения и сомнения в отношении будущих намерений и
планов США в регионе. Чикагский саммит НАТО заметно вдохновил грузинских
политиков, поскольку было обещано решить вопрос о приеме Грузии в альянс на
следующем саммите. Однако это может означать и то, что США, НАТО и Европейский
Союз при рассмотрении вопроса о приеме теперь допускают наличие нерешенности
вопроса о государственных границах и существование конфликтов. То есть прием
Грузии в НАТО может означать фактическое признание статус-кво утраты двух
провинций. Данное обстоятельство вполне вмещается в формат, приданный Грузии в
геополитических планах, то есть закрепление за ней функций транзита и сервиса.
Весьма надежная перспектива и довольно престижная роль, но одновременно и
ограниченная в политическом и геополитическом смысле. Таким образом,
транзитно-сервисная модель никак не может позволить Грузии решить экономические
и политические проблемы.
Следует обратить внимание на то, что транзитная функция
Южного Кавказа, хотя и останется актуальной еще длительное время, не приведет к
созданию масштабного военного базирования, а предполагает только логистические
задачи. То есть южнокавказский "панамский канал" представляется без
какого-либо серьезного обеспечения в части внешнего военного присутствия, а
страны, которым приданы данные функции, предназначены в стратегии США и НАТО
для выполнения охранных задач. Наряду с этим выясняется, что Южный Кавказ в стратегической
схеме НАТО рассматривается как соподчиненный регион, когда целью является
Центральная Азия. Однако этот регион, хотя и привязан к глобальной стратегии
сдерживания экспансии Китая, он в составе тех геостратегических направлений,
где американцам явно не везет, и за последние 20 лет США по крайней мере дважды
проваливали собственные усилия, откладывая решение задач. Таким образом, в
целом евразийское направление для США не очень успешное, что не может не
отразиться на транзитно-логистических проектах.
Рассматривая нынешнее положение и перспективы Грузии именно
в рамках данной логики и аналитической концепции, можно утверждать, что события
парламентских выборов вполне укладываются в планы США и не представляют собой
нештатную ситуацию. Американцы уже практически дали оценку положению дел и
обозначили возможные решения для установления стационарной ситуации в стране.
Б.Иванишвили и его разнообразная, но вполне предсказуемая команда, несмотря на
множество фактов и подозрений в причастности к интересам России, несомненно,
могут быть абсорбированы политикой США. Новая команда, конечно же, столкнется с
задачей пересмотра модели социально-экономического развития и геополитических
задач. Но никакая элитарная группа в Грузии не в состоянии скорректировать и
тем более пересмотреть тразитно-сервисную модель как знак поэтапного
дистанцирования от США и Евро-Атлантического сообщества. Грузия не имеет ни
должного потенциала, ни желания осуществить пересмотр данной модели, которая
стала важнейшей составной частью грузинской философии и мировоззрения.
Следует также обратить внимание на то, что новые поколения
грузин, которые, несомненно, имеют больше преимуществ перед предыдущими и
формируют весьма интересные и адекватные взгляды, в значительной мере
интегрированы с западным сообществом, не просто адаптированы к нему, но вполне
успешно выполняют вполне конкретные политические задачи и услуги. Этим молодым
людям нет никакого смысла лишать себя полученных преимуществ ради весьма
туманных и сомнительных, а главное, сложных и трудоемких планов по изменению
социально-экономической модели. Данные изменения для грузинского общества
связаны исключительно с идеей сближения с Россией, где часть грузинской элиты
уже успела приобрести роль и место, но все-таки большая и более творческая
часть новых поколений грузин предпочитает связывать свои личные судьбы с
западным обществом, где она ощущает себя более комфортно.
США и Европа поддержали и, возможно, сами спроектировали
транзитно-сервисную модель для Грузии и вряд ли смирятся с переменой этой
данности, что чревато большими неприятностями. Сейчас в Грузии разовьется некий
постреформенный период, в результате которого будет осуществляться притирка
различных политических группировок по сценариям США. Россия может надеяться на
снижение уровня конфронтации с Грузией, но не более того. Еще надолго останутся
противоречия по поводу утраченных провинций, но русские поймут, что они
столкнулись с менее благоприятной ситуацией, которая возникнет при снижении
конфронтации, когда она имела реальные аргументы обвинять Грузию в разных
грехах. Выстраивание отношений с Грузией в режиме сохранения проблем окажется
менее благоприятной перспективой для России, когда Запад сумеет
продемонстрировать России тщетность ее опасений по причине приема Грузии в
НАТО. Все это будет на грани фола и довольно демагогично, но придется с этим
смириться во избежание новых витков напряженности в регионе. Игорь МУРАДЯН, «Голос
Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.