Главная » 2012»Май»15 » Грузия тупик, или мост между Востоком и Западом?
Грузия тупик, или мост между Востоком и Западом?
21:19
Analitika.at.ua. Основная транзитная магистраль региона - железнодорожная
линия Адлер-Сухуми-Кутаиси-Тбилиси-Ереван-Тегеран бездействует с 1992 года. До
одностороннего объявления нового президента Абхазии Александра Анкваба о
техническом открытии границ не было сделано каких-либо заявлений в рамках
возможного восстановления этой железнодорожной линии. Из-за этого грузы
взаимной и международной торговли следуют кружными и, соответственно, более
дорогостоящими путями.
Если будет добрая воля и грузинской стороны, то что даст это
Армении? Если будет работать поезд Ереван-Москва в концепции ЮКЖД, то годовая
прибыль, по мнению начальника дирекции пассажирских перевозок компании Гагика
Мовсисяна, может составить порядка 5 млрд. драмов (порядка $13 млн. по курсу
396 драмов/$1), а это немалая сумма для Армении, по линии пассажирских
перевозок. Что же касается грузоперевозок, то здесь в разы сократятся
транспортные расходы. Если основной российско-закавказский коридор откроется
себестоимость во время экспорта Армения станет конкурентоспособной, как на
российском, так и на европейском рынках, потому что перевозить товары на
самолетах и паромах – дорого. Так, перевезти 1 вагон с грузом из порта Поти
(Грузия) в порт Кавказ (РФ) стоит порядка 3600 долларов, а вот при
восстановлении транзитной магистрали – всего 600 долларов. А вот по некоторым
оценкам, ежегодные потери России от бездействия данной артерии достигают
минимум $ 300 млн в год.
Такой проект экономически выгоден и Грузии.
Одновременно предстоящее открытие прямого железнодорожного
сообщения Иран – Армения, дополненная восстановление главного транскавказского
коридора, создаст для России, всех стран Западного региона экс-СССР,
Скандинавии и Восточной Европы кратчайший путь на Средний Восток и в бассейн
Персидского залива. По той же причине данная артерия выгодна и странам этих
азиатских регионов. Как отмечалось на недавней презентации на ВВЦ
инвестпроектов стран – членов Организации черноморского экономического
сотрудничества, многосторонние консультации о возобновлении работы маршрута
Россия – Абхазия – Грузия периодически ведутся с 2005 года. Инвестстоимость
реконструкции абхазско-грузинских участков этой магистрали оценивается в $
150-170 млн.
Надо отметить, что технического открытия границ требует у
Грузии и Евросоюз, а Грузия думает в свою очередь – как отказать. Виктория
Араратян, PanARMENIAN.Net
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.