Analitika.at.ua. Еще в январе этого года грузины попытались опровергнуть заявления Самвела Карапетяна о том, что у них есть претензии в отношении армянских церквей, находящихся на севере Республики Армения. Однако они опровергли не факт своих претензий, а попытались убедить, что эти памятники архитектуры являются грузинскими.
Из-за небрежно проводимых работ по проведению пограничной черты между Арменией и Грузией, ряд армянских памятников оказались в составе Грузии.
Мы попытались выяснить у архитектора Самвела Карапетяна, руководителя армянского филиала Организации по изучению армянской архитектуры, в каком состоянии находятся армянские памятники архитектуры, которые расположены на севере страны, и проводится ли последовательная работа по их охране?
“Село Гюлибах Марнеульского района, которое находится на расстоянии 1,5-2 км от границы РА, является армянским селом и полностью населено армянами. Однако в результате разграничительных работ село осталось в составе Грузии, а земли, питавшие армянских селян – в составе РА. Более того, в районе монастыря Хожорни появились грузинские пограничники, которые сами для себе провели линию границы, включившую в себя армянские поселения и памятники”.
Пограничные проблемы лишили армянских крестьян элементарных условий существования, так как леса склонов горы Лалвар, которые питали крестьян, оказались вне зоны их досягаемости. Гсп. Карапетян уверен, что цель таких разграничительных работ – заставить армянского крестьянина покинуть свою родную деревню. “Четыре крестьянина из села Хожорни арестованы только за то, что «нарушив” границу, собирали дрова в лесу”. Более того, грузины не только пытаются выселить армян с их исторической родины, но и пытаются присвоить армянские архитектурно-исторические памятники. “Сегодня никто не может приблизиться к армянским памятникам, которые находятся на территории Грузии, так как натолкнется на сопротивление грузинских пограничников. Монастырь Хоракерта, монастырь Хожорни, церковь Св. Знамения в Хутчапе… можно бесконечно перечислять названия тех армянских памятников, которые находятся на территории Грузии”.
Маниакальность грузин в приосвоении армянских церквей достигла апогея. Свидетельством тому является тот факт, что они, демонтировав великолепный памятник 7-го века в Бердадзоре, переправили его в Тбилиси. Как видим, всего можно ожидать от народа, священник которого перезахороняет своих мертвецов во дворе армянской церкви, только чтобы доказать, что эти церкви являются грузинскими…
Арменуи Кареян
Источник: armar.am |