Понедельник, 25.11.2024, 17:43
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июнь » 11 » И Арарат в лучах кружился
И Арарат в лучах кружился
15:24

Analitika.at.ua. МНОГОСЛОЙНОЕ ТВОРЧЕСТВО АЛИНЫ МНАЦАКАНЯН

 

В июле прошлого года в столичном Центре экспериментального искусства "НПАК" прошла персональная выставка швейцарской художницы Алины МНАЦАКАНЯН, имевшая большой общественный резонанс. "Гора идет ко мне" - так была названа центральная работа экспозиции, посвященная горе Арарат.

 

К ОБРАЗУ АРАРАТА ОБРАЩАЮТСЯ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ АРМЯНСКИЕ ХУДОЖНИКИ - как местные, так и зарубежные, однако необычная инсталляция Алины Мнацаканян позволила по-новому взглянуть на библейскую гору, которая, согласно ее задумке, отправилась в длительное виртуальное путешествие по разным странам и континентам, став на время героиней новостной хроники. Добиться этого художнице удалось благодаря оригинальной концепции и современным компьютерным технологиям. Рассказанные Алиной Мнацаканян с экранов пять видеоисторий об Арарате сопровождались сводкой новостей о том, как в 12 странах тепло принимают необычную гостью. Одновременно белоснежный макет горы медленно кружился в лучах проектора - "солнца", позволяя зрителям рассматривать этот величественный символ Армении в разных ракурсах.

 

"Исторически границы вокруг Арарата не раз смещались и изменялись, однако седовласая красавица всегда оставалась одним из лучших созданий природы и мерилом нашей национальной идентичности, духовным символом всех армян", - поделилась своими мыслями художница во время недавнего визита в Армению.

 

Уроженка Ирана Алина Мнацаканян по окончании армянской школы в Тегеране решила пойти по стопам отца и начала изучать архитектуру в одном из тегеранских вузов. Желание сменить специальность пришло через два года. "Я поняла, что меня не столько интересуют архитектурные формы и объемы, сколько творческая свобода и красота искусства", - вспоминает А.Мнацаканян. Вскоре она уже училась в Париже на факультете изобразительного искусства, параллельно занимаясь арменоведением, ибо, по собственному признанию, всегда ощущала свои исторические корни.

 

В Париже она сделала первые серьезные шаги в живописи, заявив о себе как о художнике с особым мировоззрением и неповторимым авторским почерком. Ее дебютные композиции были признаны удачными образцами гармоничного сочетания символизма с абстракцией. Используя живописные средства выражения, она начала "играть" на холсте с армянскими письменами, пытаясь с их помощью выразить задумку той или иной картины. Алина даже попробовала работать над диссертацией на тему использования письменных знаков в качестве художественного образа, углубившись на несколько лет в данную тему. Но однажды в ее творчестве наступил перелом - и на смену абстрактным символам пришли образы сюрреализма и фигуративизма.

 

СТРЕМЛЕНИЕ ПРОБОВАТЬ СЕБЯ В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЖИВОПИСИ привело художницу к современным средствам выражения, Алина Мнацаканян увлеклась инсталляцией. Произошло это в Лос-Анджелесе, где уже состоявшаяся художница, чьи работы не раз экспонировались на парижских выставках, продолжила учебу как магистрант на факультете изобразительного искусства Калифорнийского государственного университета. Именно здесь начало формироваться кредо ее дальнейшего творчества. "В процессе учебы я вдруг задумалась над сутью человеческой, - рассказывает А.Мнацаканян. – На мой взгляд, человек состоит из нескольких слоев, которые накладываются друг на друга в течение всей жизни. Я выросла в Тегеране в армянской семье и одновременно с родной культурой впитывала иранскую культуру, училась в Париже, где была окружена богатым французским искусством. В США я оказалась в окружении мультинациональной культуры и современных тенденций изобразительного искусства. Все это наложило глубокий отпечаток на мое мировоззрение, в основе которого - армянские корни. Я поняла, что мое творчество так же многослойно, как и моя суть".

 

Действительно, в работах А.Мнацаканян калифорнийского периода проглядывается эта многослойность, будь то живопись, графика или инсталляция. Одно изображение наслаивается на другое, одна мысль перебивается и дополняется другой, и разные задумки сплетаются в клубок единой идеи того или иного произведения, заставляя зрителя долго всматриваться в работы художницы и постигать многогранность их содержания. Интересна инсталляция, в центре которой – обычная ваза, из которой доносится размеренное, спокойное дыхание, сливающееся с щебетом птиц, шумом ветра и воды, позволяющее услышать дыхание матушки-природы, призывающее к миру и гармонии. Оригинальны и живописные работы Алины Мнацаканян этого периода, в которых символические знаки сродни письменам, сливаются воедино и образуют своеобразный живописный рассказ, схожий с обычной человеческой речью. Таких "говорящих картин" немало в коллекции художницы, и в каждой из них проглядывается основной, "армянский" слой мировоззрения А.Мнацаканян. Это позволяет искусствоведам говорить о "публицистичности" ее творчества.

 

Первая персональная выставка работ Алины Мнацаканян открылась в 1996г. в Лос-Анджелесе, где она представила на суд зрителей свои необычные инсталляции. Углубившись в этот вид изобразительного искусства, она не отказалась и от живописания. "Живописное полотно или графическая картина более статичны, чем инсталляция, которую я сравниваю с миксом кино, театра и изобразительного искусства, - рассуждает художница. - Вместе с тем оба вида дополняют друг друга, ибо при создании инсталляции доминирует мыслительный процесс, а произведение живописи больше продиктовано душевными переживаниями".

 

ЗА 25 ЛЕТ ТВОРЧЕСТВА А.МНАЦАКАНЯН ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАЛА С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ и средствами изобразительного искусства. Известный в мире художник, о чем свидетельствуют длинный список публикаций в профессиональных изданиях по современному искусству и большое количество выставок, персональных и групповых, в США и Европе, она сегодня продолжает пробовать себя в новых творческих направлениях. Алина участвует в оригинальном проекте "Наука плюс искусство", в рамках которого завершает работу над инсталляцией из роботов, недавно разработанных швейцарскими учеными. Эта работа А. Мнацаканян вместе с инсталляциями 12 других художников в декабре будет представлена на выставке "Союз науки и искусства" в Барселоне (Испания), затем в Сан-Франциско (США), а также в городах Германии и Швейцарии. Есть предложение организовать выставку специально для Калифорнийского университета.

 

В Армении с творчеством Алины Мнацаканян зритель впервые ознакомился в 2005г. во время выставки работ армянских художников зарубежья под названием "Реквием Геноциду". Любителям современного искусства надолго запомнилась инсталляция художницы: на трех огромных листах полтора миллиона раз значилась фраза "погибла личность". "Обычно о жертвах Геноцида принято говорить в цифрах, но ведь за каждой цифрой стоит отдельный человек",- комментирует свою работу А.Мнацаканян.

 

Выставка "Гора идет ко мне", состоявшаяся в прошлом году в НПАК-е, явилась первой персональной экспозицией художницы на исторической родине. Алина никогда не жила в окружении армянских гор, однако всегда была связана с ними генами, своей национальной идентичностью и духовными корнями. Быть может, поэтому ей удалось передать всю любовь и уважение к своему народу в этой трогательной инсталляции. И, быть может, поэтому недавно она в очередной раз прибыла в Армению, но не с выставкой, а с группой швейцарцев, которым не раз рассказывала о красоте исторической родины и гостеприимстве нашего народа, о древних памятниках культуры и седовласом Арарате, которыми в течение нескольких дней любовались гости из далекой Швейцарии.

 

Магдалина ЗАТИКЯН

Источник: golosarmenii.am

Категория: Культура | Просмотров: 635
Календарь новостей
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru