Analitika.at.ua. Предшествующий Пасхе, в святом городе Иерусалиме возможно
вновь возьмутся спорить из-за благодатного огня греческие и армянские
священнослужители. Традиция такая. Так что самое время мирно и безмятежно
пройтись по Армянскому кварталу города вслед за Александром РУБИНСОНОМ. Он
совершил экскурсию по знаковым местам — а их множество! — Иерусалима и поместил
свой рассказ на сайте Lib.ru. Предлагаем читателям "армянский” отрывок.
...Войдя в Старый город через Яффские ворота и миновав
площадь Омара ибн Хаттаба, в дальнем конце которой находится полицейское
отделение Старого города, мы окажемся на узкой улице, ведущей в Армянский
квартал. Но сначала несколько слов об Омаре ибн Хаттабе, тезке брата
прославленного старика Хоттабыча, героя популярнейшей в советские пионерские
времена повести Лазаря Лагина. Исторический Омар ибн Эль-Хаттаб, хоть и
известен, конечно, намного менее литературного персонажа, но все же заслуживает
некоторого внимания. Он родился в Мекке в конце 6-го века (точный год рождения
варьируется в разных источниках), был современником и даже идеологическим
противником основоположника ислама пророка Мохаммеда. Омар принадлежал, как и
Мохаммед, к племени курейшитов, а они в то время не признавали нового учения и
его распространителя. Омар ибн Эль-Хаттаб даже собирался физически устранить
пророка, но небесами Омару была предназначена иная судьба. В один прекрасный
день он настолько проникся ценностями зарождающейся мусульманской религии, что
стал одним из ближайших советников Мохаммеда, последовал за ним в изгнание в
Медину, а после смерти пророка стал вторым из праведных халифов и управлял
своими подданными с 633 по 644 гг. Именно при Омаре арабы завоевали Северную
Африку, Египет, Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию (частично) и Армению.
Исламская традиция утверждает, что Омар лично принял ключи от Иерусалима из рук
византийских правителей города, и красочно описывает его прибытие в Иерусалим:
халиф бежал рядом со своим верблюдом, на котором восседал в это время его
верный слуга. Позднее, в 691 году, на священной для евреев Храмовой горе
построили "Купол на скале”, называемый еще "мечетью Омара”, хотя мечетью это
сооружение не является. А сам Омар был убит в 644 году рабом-персом. Его
усыпальница в Мекке находится рядом с гробницей пророка.
Случайно ли или по тонкому замыслу, но Армянский квартал
граничит с площадью, названной по имени завоевателя Армении. Правда, армяне
появились в Иерусалиме задолго до событий 7-го века. После того как в 301 году
Армения стала первым в мире государством, в котором христианство было признано
официальной религией, армянские паломники устремились в Святую землю. Некоторые
из них предпочли остаться вблизи от святынь христианства и положили начало
армянской колонии в Иерусалиме. Шли годы, проходили века — византийцы, арабы,
крестоносцы, мамлюки, турки-отманы, англичане, иорданское хашемитское
королевство сменяли друг друга в качестве правителей города, а армянская община
продолжала существовать и здравствовать. Со временем она сконцентрировалась на
территории в 150 дунамов, в Армянском квартале Старого города. И в наши дни в
объединенном Иерусалиме, столице еврейского государства, армяне чувствуют себя
вполне комфортно.
Армянский квартал начинается с ресторана "Селект”, на двери
которого красуется знак, обозначающий принадлежность к армянской общине.
Конечно, ни о какой экстерриториальности говорить не
приходится, Армянский квартал не является частью независимой Армении, он
находится в Израиле, и никакой дополнительной границы ни туристам, ни
израильтянам пересекать не надо. Просто выходим на улицу, именующуюся улицей
Армянской ортодоксальной патриархии, и оказываемся в Армянском квартале.
Несмотря на громкое имя, эта улица, по сути, всего лишь скромная и узкая
дорога, по которой с трудом продвигаются автомобили, а пешеходам оставлен
небольшой проход вдоль стены, огороженный металлическими столбиками. Идти
следует осторожно, стараясь держаться за столбиками, любое отклонение от них
чревато неприятной встречей с машинами.
Никакими архитектурными достоинствами эта улица не
отличается, скорее наоборот. С одной стороны она ограничена малосимпатичной
стеной, к тому же во избежание вторжения нежелательных гостей эта стена еще и
украшена поверху колючей проволокой.
С другой стороны улицы — похожая стена, но в ней все-таки
время от времени попадаются двери, намекающие, что внутри живут люди. Самих
жителей Армянского квартала трудно отличить от еврейского или арабского
населения Старого города. Путник с наметанным глазом, правда, догадается, что
женщины, на голове которых мусульманские платки, или мужчины, одетые в строгие
черные костюмы хасидов, в неизменных черных шляпах и болтающимися из-под
пиджаков кистями "цицит”, не относятся к армянскому народу. Опытное ухо сумеет
отличить армянский говор среди вавилонского смешения языков, столь присущего
Иерусалиму. И мое сердце поневоле вздрогнет, когда кто-то из прохожих
поприветствует встречного армянским "барэв”...
В далекие советские времена мне довелось два года прожить в
Армении, и пусть не по своей воле, а по приказу военного командования попал я
туда, но чувство принадлежности к этой стране осталось со мной навсегда. Был я
тогда молод, глуп и беспечен, любил и дружил, не считаясь с последствиями, пиво
"Ширак”, молодое вино и армянские коньяки лились широкой струей, хинкали и
кябабы обжигали желудок, свежеиспеченный лаваш было невозможно донести целым до
дома, и сверху за моими безрассудствами внимательно наблюдали то остроглавый
пик Арагаца, то округлые вершины Масиса.
Военная служба давалась мне нелегко, субординация и дисциплина
плохо сочетались с моим строптивым характером, а офицерские погоны не подходили
к джинсам и приталенным в стиле того времени рубашкам. Я отрывался в
послеслужебные часы, и голова моя была занята не повышением боеспособности
Советской Армии, а музыкой, книгами, фильмами, друзьями и подругами. Меня
предупреждали, что эти казавшиеся мне дурным сном годы когда-нибудь я буду
вспоминать как лучшее время в своей жизни. Я, правда, не смог забыть ни
унижений, ни обид, нанесенных мне доблестными командирами, но не забыл и
радостей той беспечной эпохи, времени великих открытий и первого опыта
самостоятельной жизни. Наверное, поэтому так трогает меня любое услышанное
знакомое армянское слово, поэтому каждый визит в Армянский квартал как будто
возвращает меня на тридцать лет назад, на улицы Ленинакана и Еревана.
Пройдя совсем немного по улице Армянской патриархии, мы
увидим слева несколько ступенек, ведущих вниз, а над ними вывеску ресторана
"Армянская таверна”. Если заглянуть во внутрь ресторана, то можно увидеть, что
его стены украшены армянской керамикой, иконами, гравюрами и прочей экзотикой,
включая почему-то даже аккордеон. Мы ограничимся только взглядом на вывеску,
остальные впечатления читатели смогут получить, лично побывав в "Армянской
таверне”.
Среди достопримечательностей этого отрезка улицы Армянской
ортодоксальной патриархии несколько магазинов армянской керамики. Замечательное
и яркое искусство создания изразцов, ваз, посуды, украшенных орнаментальными
или символическими рисунками, появилось в 15-м веке в армянских общинах, живших
в Турции, в городах Кютахья и Изник. В 1919 году английские власти пригласили в
Иерусалим известного мастера Давида Оганесяна, чтобы он помог реставрировать
облицовку стен "Мечети Омара”. Вместе с Оганесяном прибыли в Иерусалим гончар
Ншан Бальян и художник Мкртич Каракашян. Им принадлежит честь основания в
Иерусалиме школы армянской керамики, хотя вскоре пути этих мастеров разошлись,
и все они работали в собственных мастерских, отличавшихся стилистически одна от
другой. Их ученики продолжили дело Оганесяна, Каракашяна и Бальяна и весьма
преуспели в нем. Если на родине этого искусства, в Кютахье и в Изнике, как
говорят, им занимаются ныне исключительно турки (армян там года с 1915-го
больше нет — по известным причинам), то в Иерусалиме традиционная керамика
осталась армянской. Коммерциализация не обошла, разумеется, и этот вид
искусства. Сегодня в магазинах армянской керамики значительная часть изделий
представляет собой сувениры, предназначеные для туристов, художественная ценность
этой продукции невелика. Да и изготавливается армянская керамика не всегда в
иерусалимских мастерских и необязательно армянскими руками. Я сам знаю одного
человека, совсем не армянина, а еврея, выходца из Турции, который создает
армянскую керамику вдали от Иерусалима, в небольшом городке в Самарии.
Не доходя нескольких шагов до первой арки на улице Армянской
патриархии, повернем налево. Этот поворот — одна из немногих возможностей для
туриста или обыкновенного прохожего углубиться в Армянский квартал. Как
правило, его жители пытаются всеми возможными способами отгородиться от
назойливого любопытства вездесущих путешественников. Но на эту улицу пройти
позволяется. Она петляет среди глухих стен и изредка встречающихся в них окон и
приведет нас в конце концов в Еврейский квартал Старого города.
Название улицы как бы символизирует связь еврейской религии
с армянской землей — улица Арарат. На горе Арарат не только растет сладкий
виноград; там, как все мы, безусловно, помним, остановился в библейские времена
ковчег нашего общего праотца Ноя; изображение Арарата входит в государственный
герб Армении, несмотря на то что сама гора по какому-то историческому
недоразумению оказалась на территории Турции.
Дойдя до начала Еврейского квартала — об этом нам сообщит табличка
на стене: Welcome to Еврейский квартал, повернем обратно. Улица Арарат не
балует прохожих изысканными фасадами зданий; ее своеобразие — в череде арок и
древней незыблемости стен.
Мы пройдем среди стен и под арками улицы Арарат и в конце
концов снова окажемся на улице Армянской ортодоксальной патриархии, там же, где
и свернули с нее, прямо напротив ресторана, заметного издали благодаря
оранжевому почтовому ящику.
Продолжая нашу прогулку по этой улице и благополучно миновав
арку — путешественник, берегись автомобиля! — мы сделаем еще несколько шагов и
подойдем ко входу в собор Св.Иаковов. nv.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.