Понедельник, 19.10.2020, 18:15
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Ноябрь » 3 » Игорь Мурадян: "Армянский фактор" ликвидирован не будет
Игорь Мурадян: "Армянский фактор" ликвидирован не будет
00:16

Analitika.at.ua. Интервью с Игорем Мурадяном

- Как будут развиваться турецко-армянские отношения в будущем, насколько Турция и Армения готовы придать динамику обоюдным отношениям?

 

- Я бы предпочел слово "развертываться": развитие предполагает достаточно подготовленные стартовые позиции. При рассмотрении процессов, происходящих в контексте попыток урегулирования турецко-армянских отношений, вспоминаются некоторые события 10-летней давности в связи с усилиями США по урегулированию отношений между Грецией и Турцией. Тогда посол США в Греции Николос Бернс (позже - посол США в НАТО, а еще позже - заместитель госсекретаря США) достаточно громко говорил о том, что по существу решены все наиболее сложные проблемы, что является важным достижением американской дипломатии. Действительно, с тех пор напряженность в греко-турецких отношениях заметно спала, обе страны находят общие интересы в политической и геоэкономической сферах, намного снизились риски возникновения военного столкновения в Эгейском море.

 

Меня эти сюжеты очень интересовали, и я пытался отслеживать суть и основные моменты данного процесса совместно с сотрудниками "Западного политического центра" - греческой лоббистской организации в Вашингтоне. Мониторинг убеждает, что улучшение отношений между государствами может происходить и при сохранении и абсолютном отсутствии решений проблем. Я бы это назвал "Эгейской моделью", когда международные политические условия приводят государства к необходимости выстраивать отношения по-иному, "абстрагируясь" от острых и традиционных проблем между ними и сохраняя все или части этих проблем. Греческое и турецкое общества сохраняют весь комплекс взаимных претензий, ненависти больше чем достаточно, вовсе не устранены территориальные проблемы в Эгейском бассейне и на Кипре, и по оценке людей, знающих эту проблематику на уровне высокого профессионализма, достаточно небольшой коррекции в политике - и между двумя государствами возможна самая полномасштабная война.

 

Турция пытается выстраивать новую региональную политику, направленную на устранение внешних угроз и рисков, формирование внешнего пояса безопасности, что предполагает активную политику и создание операционной модели управления и воздействия в отношении Балкан, Ближнего Востока, Кавказа и Черного моря. Аналогичная "Эгейская модель" сложилась в отношении Сирии, Ирака, Ирана, Грузии, Болгарии, Украины, России, других государств. То есть по существу аналогичные отношения, не отличающиеся стратегической стабильностью, сложились в отношении буквально всех государств, граничащих с Турцией. Можно привести немало примеров в части отношений Турции, например, с Сирией, с которой Анкара продолжает "медовый месяц". Нужно сказать, что Турция искренне пытается устранить это положение, но не путем выстраивания равноправной партнерской политики, а напротив – стремясь подчинить эти государства своим интересам. А иначе нет смысла проводить данную "новую" региональную политику.

 

Турция стремится основательно выйти из подчинения и зависимости от США и приобрести принципиальный статус региональной макродержавы. После того как Турция приобрела этот статус фактически, опека США все больше угнетает сознание ее элиты и общества, а также вполне конкретно не позволяет стране развиваться и решать свои геоэкономические задачи. Суть актуальной политики США в отношении Турции заключается в сдерживании ее внешнеполитических амбиций, и все негативное и позитивное в политике США подчинено достижению этой цели. Матрица американо-турецких отношений содержит множество противоречивых векторов, и США готовы даже к соглашению с Россией в части удержания Турции под контролем. Между Европейским Союзом и США уже существует кардинальное согласие по сдерживанию Турции. Без учета этой реальности невозможно представлять отношения между Турцией и Арменией.

 

- Каковы цели Турции в отношении Армении, чего можно ожидать в конкретном содержании турецкой политики?

 

- В ближней перспективе перед Турцией стоят две основные задачи в отношении Армении. Во-первых, максимально исключить действенность "армянского фактора", то есть нивелировать возможности мировых центров силы по-прежнему использовать положение Армении и армяно-турецкие отношения как фактор давления на Турцию, удержания ее под контролем. Нужно сказать, что эти задачи противоречат интересам США, которые вовсе не стремятся исключить "армянский фактор", а намерены продолжать использование его в своих интересах - как и Европейский Союз и Россия. Турция понимает, что с ее усилением предстоит столкнуться и с более глубокими методами давления на нее. При этом в международной политике совершенно однозначно происходит интеграция сил и ресурсов, направленных на сдерживание дальнейшего экономического, политического и военного усиления Турции. За последние века Турция никогда еще не сталкивалась с такой перспективой и, видимо, пока не совсем понимает и не готова к отражению данной угрозы.

 

Второй задачей, приоритетной для Турции в отношении Армении и других соседних государств, является полное исключение территориальных претензий к ней. Но сколько бы ни утверждали политики Запада и России, что урегулирование турецко-армянских отношений имеет позитивное значение для международных отношений, вопрос о границах и территории Турции остается и будет оставаться открытым. Нужно понимать, что в настоящее время Республика Армения никак не заявляет о существовании территориальных претензий к Турции, но пока будет существовать процесс международного признания Геноцида, этот вопрос будет актуальным. Из всех государств, признавших Геноцид армян, только Уругвай сделал это без каких-либо политических интересов. Данный процесс будет продолжаться, и его значение со временем станет более значимым для международного сообщества. Представляется, что взаимное признание государственных границ между Арменией и Турцией только усилит международный процесс признания Геноцида, так как данная проблема выступает в диалоге турок с европейцами и американцами как аргумент агрессивности и деструктивности Армении и армянской Диаспоры. "Армянский фактор" ликвидирован не будет, но армянский народ утратит некоторые иллюзии и некоторую возможность заявить о своих правах на Западную Армению.

 

- Удастся ли Турции осуществить свои планы и достигнуть цели в отношении Армении? Что в мировой политике будет способствовать этому и что сдерживать усилия Турции?

 

- Турция, в том числе турецкая политическая, военная и экономическая элита, прочно интегрирована в западное сообщество, крайне зависит от внешних отношений, финансовой и военно-технической помощи. Турция не имеет альтернативы вне рамок западного сообщества, и даже Россия - вовсе не "полюс" тяготения, а всего лишь важный партнер. Турция не найдет в Азии равноценных партнеров, и даже нынешняя правящая политическая элита, которая декларирует "исламские ценности", понимает, что в Азии Турцию никто не ждет, включая даже ее псевдородственные страны и народы. Политическая и экономическая практика показала, что лидером тюркской Евразии является Россия и только она может ею являться. Турция для стран Евразии - это один из партнеров, возможно, более или менее понимаемый, но не более того. В ближайшие десятилетия, а возможно, и всегда единственной ареной, где Турция может играть те или иные внешнеполитические игры, это Запад. Турция предельно левантизированная страна маргинального типа, и ей комфортно только в отношениях с Западом. Например, если в ближайшее время Турция не получит от международных финансовых организаций беспрецедентные по объему кредиты, ее экономика просто рухнет. В 2008 году, еще до развертывания мирового кризиса, объем ВВП Турции сократился в сравнении с 2007 годом с $658,8 млрд. до $599,7 млрд. При этом помимо новых кризисных факторов негативное влияние оказывает на турецкую экономику "собственный" экономический кризис, который продолжается с 1999 года, и не видно ему конца.

 

 Несмотря на усиление внешнеполитической самостоятельности, приобретение новых региональных позиций, выстраивание внешней политики с претензиями на статус региональной макродержавы, Турция все еще не прошла точку невозврата, когда она приобрела бы критическую массу самостоятельности. Турецкая элита, в особенности представители движения "умеренного ислама" явно преувеличивают возможности своей страны, что обусловлено отсутствием политического опыта. Но что касается Армении, турки вряд ли испытывают иллюзии и понимают: Армения останется важным геополитическим фактором и инструментарием для мировых центров силы, даже если ее международная субъектность не отличается от положения сопоставимых по ресурсам государств. Турция будет высасывать из отношений с Арменией все что возможно, предпочитая все же иметь эти отношения, так как от этого зависят ее возможности не только на Южном Кавказе, но и на всем евразийском направлении. Запад столь скоординирован в отношении Турции, что не позволит ей успешно осуществлять движение ни в западном, ни в восточном направлениях без выполнения программы-минимум по отношению к Армении. Армения же может стать партнером для Турции только в "связке" с определенными альянсами и находясь в обязывающих партнерских отношениях с государствами Запада и Востока. Турции не удастся добиться главных целей – нивелировать "армянский фактор" и вопрос о территориальных претензиях. Территориальные претензии - это не производное от дипломатических функций, а фактор национальных амбиций. В современном мире нет формальных моделей борьбы в контексте территориальных претензий. Есть способность наций продолжать борьбу за свои права. Только с этим обстоятельством и считаются мировые центры силы.

 

Наиболее неприятным и опасным из всего того, что попытается предпринять Турция в продолжающемся торге с США и Арменией, это ее шансы на внедрение в процесс карабахского "урегулирования". Есть основания полагать, что Турции все же удастся вторгнуться в эту сферу политических инициатив, тем более что в 2008 году Россия продемонстрировала готовность "привести ее за руку" в карабахскую дискуссию. Вроде бы сейчас США, Россия и Евросоюз отвергают целесообразность участия Турции в обсуждении карабахской проблемы, но ситуация в регионе, да и вообще в мире крайне нестационарна и все будет зависеть от настойчивости Турции и уступчивости Армении, так как США и Россию турки смогут убедить в необходимости своего участия. Несмотря на заявления американцев, французов и русских, Турция очень легко может перечеркнуть возражения Армении и войти в игру, и, собственно, она уже находится в карабахской игре, чего не было до осени 2008 года.

 

- Как изменится экономическая ситуация, если турецко-армянская граница будет открыта?

 

- Ничего сверхъестественного не произойдет, если принять во внимание, что грузопотоки давно имеют место и обе стороны очень хорошо изучили рынки и рыночную ментальность друг друга. Нет уверенности даже в том, что произойдет рост экономики на 5 – 10%. Армянский рынок ограничен, и армянский инвестиционный потенциал не отличается динамикой. Несомненно, при хорошем функционировании транспорта удастся снизить зависимость от грузинских коммуникаций, упростить выходы на европейские и ближневосточные рынки, но вряд ли это скажется на существенном росте промышленности. Если уж границе суждено открыться, то наиболее важным является установление деловых отношений с соседними с Арменией провинциями Турции, что гораздо важнее, нежели войти в отношения с грандами турецкого бизнеса. Конечно, вначале возникнет интрига и армянские предприниматели устремятся в новую для себя турецкую реальность, турки тоже будут испытывать стремление решить свои проблемы в торговле с армянами. Но ажиотаж очень скоро уляжется, и все вернется на круги своя.

 

- Как изменится ситуация в регионе в связи с установлением турецко-армянских отношений?

 

- После некоторой растерянности и дискомфорта Россия наконец-то успокоилась - поняла, что в ее позициях ничего существенного не изменится. Более того, Россия стремится, воспользовавшись новой ситуацией и усилиями США, перевести акценты на себя, то есть монополизировать турецко-армянские отношения. Для этого у нее есть давно разработанные планы и намерения в сфере транспорта и энергетики. Почему бы России не использовать "сервис" США для перехвата политической инициативы? Игра в рамках треугольника США – Турция – Россия будет происходить достаточно долго, и все три государства заинтересованы в игровой ситуации. По аналогии можно наблюдать, как в последние годы США и Россия неоднократно пользовались преимуществами, которые они получали от инициатив друг друга. Что касается Европейского Союза, в особенности Франции и Германии, то им турецко-армянское урегулирование весьма нежелательно, и вполне можно предположить, что оба западных центра силы, подрывая влияние России на Турцию, подорвут и турецко-армянские отношения. Это самостоятельная и очень глубокая тема. Грузия и Азербайджан находятся в истерике и панике. Курды, конечно же, попытаются создать препятствия турецко-армянским отношениям. В действительности в данной ситуации много банального, но будет и много интересного и игрового.

 

Владимир ДАРБИНЯН

Источник: Голос Армении

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 741
Календарь новостей
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru