Analitika.at.ua. Проблема этнических меньшинств всегда являлась
болезненной для Грузии, которая испытывала различные угрозы территориальной
целостности. Грузия ратифицировала Рамочное соглашение по национальным
меньшинствам, но обусловила осуществление условий данного документаурегулированием проблем Абхазии и Южной
Осетии. Это обстоятельство приводит к невозможности решить большинство проблем
этнических меньшинств, прежде всего, армянского и азербайджанского, занимающих
значительные территории на Юге Грузии.
По данной проблеме в Грузии всегда существовал консенсус
между, практически, всеми политическими и общественными группировками. Сейчас
не вызывает сомнений, что Грузия осуществляет политику вытеснения этнических
меньшинств, пользуясь «патронажем» Западного сообщества, и политикой гашения
этно-социальных и этно-политических проблем. Вместе с тем, в грузинских
политических кругах возникают опасения по поводу того, что в краткосрочной и
среднесрочной перспективе не представится возможным решить вопрос значительного
вытеснения этнических групп, так как они все более организуются, связаны с
определенными политическими партиями и правительственными учреждениями Армении,
Азербайджана и России, пытаются оказать сопротивление ассимиляторской и
дискриминационной политике грузинского руководства и грузинского общества.
Данное сопротивление становится более упорным, приводит к
череде политических и общественных конфликтов и тем самым привлекает внимание
международного сообщества. ПАСЕ, ОБСЕ, Европейская комиссия, Государственный
департамент, Конгресс США, а также соответствующие учреждения, имеющие функции
мониторинга и контроля над демократическими процессами, не испытывают иллюзий
относительно полного игнорирования демократических принципов в Грузии,
регулярно обращают внимание на положение дел с правами и положением этнических
меньшинств. В связи с этим можно выделить следующие оценки и мнения грузинского
политического класса по этому поводу.
Политические партии, представляющие правящий режим или
близкие к властям, считают, что в сфере межэтнических отношений нет особых
проблем, которые серьезно угрожали бы грузинской государственности, различные
требования организованных группировок, представляющие этнические меньшинства,
занимаются политическими спекуляцией и демагогией, апеллируют к Западу, с целью
дискредитировать Грузию и ее политику. Данные политические партии считают, что
этнические меньшинства в Грузии являются материалом и инструментами для
манипуляций внешних сил, главным образом России, Армении и Азербайджана. По
мнению данных политиков, этнические меньшинства не могут надеяться на
равноправное положение в структурах власти на всех уровнях, если конкретные
представители не владеют должным образом грузинским языком, не идентифицируют
себя с общим «полем» грузинских национальных интересов. Считается, что
этнические регионы не могут рассчитывать на особое отношение в части развития
экономики и социальной сферы.
Политики и эксперты считают, что Грузия не располагает
определенной программой в отношении этнических меньшинств. Вместе с тем, данная
программа необходима, так как эти проблемы относятся к разряду проблем
национальной безопасности. Грузинские власти очень слабо, непоследовательно и
опасливо проводят политику в этом направлении. Не существует координации
действий между администрацией президента, правительством, парламентом и
политическими партиями по поводу проблем этнических меньшинств. В настоящее
время, в грузинском обществе есть уверенность, что правительство и парламент
проводят правильную и эффективную политику в этом направлении, что стало
фактором общественной пассивности. Эксперты считают, что без поддержки и
участия общества невозможно привести к порядку положение в этнических регионах.
По мнению оппозиционных партий и политиков, правительство Грузии не в состоянии
решить данные проблемы ни конструктивным, ни деструктивным образом.
Отдельные политики считают, что курс на грубое вытеснение
этнических меньшинств, не считаясь с политическими условиями и внешними
политическими реалиями, приведет к весьма неприятным последствиям, граничащим с
выходом из-под подчинения данных регионов. Тем не менее, данные политики не
отрицают курса на сокращение этнического населения, но объективным образом, без
применения явной дискриминации. По их мнению, сокращение численности этнических
меньшинств приведет к усилению стабильности в стране, к более спокойной
ситуации в провинциях. При этом, необходимо поддерживать хорошие, доверительные
отношения с ними и их представителями.
Лишь небольшая часть политиков считает, что нынешняя
политика правительства, безусловно, приведет к конфликтам различного масштаба в
отношениях с этническими меньшинствами, из которых Грузия сможет выбраться с
большими затратами политических ресурсов и с большим ущербом для своего
международного авторитета. Эти политики, которые представляют, скорее, не
политические партии, а общественные движения, считают, что в Самцхе-Джавахетии
и Квемо Картли созрела взрывоопасная ситуация, вследствие националистической
политики правительства, правящей партии и Грузинской православной церкви.
Немногочисленная группа политиков и экспертов, относящихся к
право-националистическим кругам, предлагает селективный подход к решению
проблем этнических меньшинств. Например, предлагается способствовать армянам,
чтобы, опираясь на них, исключить влияние и инициативы азербайджанцев и
турок-месхетинцев. Это не новая идея в грузинском обществе, и, видимо, заново
получает распространение. Иные политики традиционно считают именно армян
наиболее опасным элементом в Грузии, способных заметно подорвать грузинскую
государственность. Примечательно, что в отличие от периода 90-х годов, когда
грузинское общество поддерживало идею федерализации страны, рассматривая
различные варианты данного проекта, в настоящее время подавляющая часть
политиков и экспертов весьма настороженно и зачастую откровенно отрицательно
относятся к идее федерализма. При этом, видимо, данная идея отрицается не
только из-за неопределенности в вопросах Абхазии и Южной Осетии, но и в связи с
опасениями фрагментации Грузии, ослабления центральной власти, утраты того
немногого в региональном управлении, что было обретено в последнее время.
Ведущая группировка правящей партии «Национальное единство»
предложила в багаж внешней политики Грузии «комплексное предложение», которое
сводится к довольно деструктивной идее – использовать во внешней политике
страны, в качестве рычагов воздействия, внутренние проблемы, связанные с
этническими регионами. Считается, что до сих пор Грузия относилась к этническим
регионам с позиции «обороны», что привело к возникновению новых проблем
подобного рода, так как на данные вызовы не последовало должных ответов. Авторы
данной идеи считают, что этнические проблемы в Грузии должны стать проблемами
соседних государств, в зависимости от их позиции. Но, так как считается, что
все без исключения соседние государства являются, в определенной мере,
вероятными противниками, необходимо иметь хорошо разработанные планы и
программы «наступательной внешней политики».
Проблемы Аджарии и турок-месхетинцев следует использовать
против Турции, тюрко-язычной провинции Квемо Картли - против Азербайджана,
Джавахка – Армении, а Абхазии и Южной Осетии – России. На первый взгляд, это
довольно сложная проблема, но если иметь в виду, что эти рычаги будут
использоваться последовательно и не одновременно, можно придти к выводу, что
эти планы вполне реализуемы. При этом, следует иметь в виду, что Грузия
обладает «зонтиком» мощного прикрытия со стороны США и ЕС. В какой-то мере
данные планы уже давно используются, но авторы этой «новой» концепции считают,
что настало время сформулировать более конкретные претензии и требования.
Именно этот подход позволит оказать сильное давление на эти страны и призвать
их к переговорам по данным же проблемам, когда Грузия будет иметь более
предпочтительные позиции.
Данная группировка правящей партии выражает наиболее
радикальные настроения, которые бытуют в правящей команде, которая считает, что
только ее решительные действия привели к «урегулированию» ситуации в Аджарии.
По расчетам данных деятелей, каждая из данных проблем устраивает одних соседей,
которые настроены против других. В рамках данных планов, видимо, имеются в виду
действия, направленные на усиление напряженности в этнических регионах. Во
время частной дискуссии на эту тему в кулуарах парламента было отмечено, что
авторы данной идеи ссылаются на Израиль, который в течение многих десятилетий
сознательно поддерживает напряженность не только в Палестине, но и в соседних
странах, особенно в Ливане, пользуясь, при этом, поддержкой США. Вполне
возможно, данная идея была, в какой-то мере, сгенерированна либо в Израиле,
либо людьми, связанными с Израилем.
Важнейшим источником доходов населения Грузии стали
трансферты от экономических мигрантов, работающих в России и в других странах.
В 2006 году денежные переводы, осуществляющие в Грузию из-за рубежа, могли
составить около 480 – 490 млн. долл., в том числе из России – 320 – 330 млн.
долл. или 67 – 68%, в также из США – до 48 – 50 млн. долл., Греции – 12 – 13
млн. долл. Из данных сумм до 65 – 70% составляли частные трансферты. То есть,
не менее 200 млн. долл., составляют частные переводы из России. По оценкам,
общие суммы частных переводов (включая не только банковские) из России
составляют около 300 млн. долл. Экономические мигранты имеют важное значение в
поддержании социальной стабильности и экономического развития Грузии, поэтому
манипулирование миграционными потоками может стать существенным факторов
влияния на внутреннее положение страны. Однако массовое возвращение в страну
этого контингента может двояко повлиять на положение в Грузии. Например, часть
данных мигрантов давно не принадлежат к ряду социально ущербных людей и стали в
России составной частью среднего класса, а многие стали весьма состоятельными.
При возникновении серьезных проблем, связанных с
безработицей возвратившихся в страну мигрантов, Грузия получит значительный
слой состоятельный людей, могущих создать в стране новые сферы бизнеса.
Поэтому, дискриминационные действия России к грузинам, проживающим здесь,
рассматривается грузинскими политиками как фактор развития Грузии, так как она
получит новых налогоплательщиков. При этом, данные политики из правящей партии
ссылаются на ряд высказываний и заявлений российских политиков и экспертов,
например, Константина Затулина и экспертов возглавляемого им Института СНГ и
связей с соотечественниками. «Возвращение данного контингента в Грузию,
несомненно, приведет к улучшению внутренней экономической конъюнктуры, увеличит
варианты развития экономики, увеличит объемы внутренних инвестиций, придаст
национальной экономике новую динамику. Кроме того, могут расширяться
возможности рекрутирования в вооруженные силы.
Нужно понимать, что значительная часть грузин, проживающих в
России, относятся к среднему классу, обладают определенным состоянием, что
повлияет на развитие бизнеса в Грузии. Было бы целесообразно не допускать
распыления грузин на территории России, и, как других иммигрантов, сосредоточить
в регионе Москвы, где они могут оставаться под контролем и не представлять
социальной и политической угрозы. Следует отметить, что пребывание значительной
части грузинского населения вне пределов родины приведет к еще большему
сокращению рождаемости. В совокупности экономические и
социально-демографические факторы приведут либо к стабилизации, либо к
некоторому абсолютному уменьшению грузинского населения на уровне 3800 – 3900
тысяч. В настоящее время в Грузии проживает не более 2700 – 2800 тысяч этнических
грузин, а за исключением мегрелов, сванов и аджарцев-мусульман, непосредственно
грузины составляют не более 2000 тысяч. Столь незначительная численность
государствообразующего этноса не дает возможности добиться успешного
государственного строительства, организации вооруженных сил, эффективного
администрирования.
Было бы разумным улучшить правовое и социальное положение
грузин в России, но ограничить возможности по их участию в экономической жизни
Грузии, в том числе в осуществлении частных трансфертов. Наиболее эффективным
элементом политики нанесения экономического ущерба Грузии является ее
депопулизация. Вместе с тем, было бы нецелесообразным ограничивать пребывание
граждан Грузии в России. По различным сведениям, в России проживает от 700
тысяч до 1,0 млн. граждан Грузии, из которых 80 – 85% составляют этнические
грузины. Это составляет не менее 20 – 22% от численности населения Грузии (4360
тысяч по переписи 2002 года) или до 35 – 40% трудоспособного населения. В
интересах России абсорбировать грузин, максимально вписать их в российскую
реальность. Грузины не отличаются высоким демографическим потенциалом, по
уровню рождаемости, они уступают даже русским и другим народам России, им не
свойственна демографическая экспансия, они не претендуют на политические
позиции в обществе, в социальной среде они занимают определенные ниши, которые
не дают возможности оказывать влияние на общественную жизнь. Грузины,
проживающие в России, в основном ориентированны на широкий диалог их страны с
Россией, на урегулирование отношений. Кроме того, грузины, как большинство
народов Северного Кавказа подвержены довольно быстрой ассимиляции. Проживая за
рубежом, грузины с трудом создают церкви и школы, зачастую пытаются вырваться
из своего этнического круга и скорее интегрироваться в иную этническую и
лингвистическую среду. В прошлые эпохи, на протяжении 18 – 20 веков, тысячи
грузинских семей растворились в российской, иранской, турецкой среде, не
оставив следа об этничности».
Данные мысли российских экспертов не только используются в
Грузии в качестве аргументов выстраивания отношений с Россией, но и берутся как
«инструкции» для практической политики. Инициатором столь неадекватных идей
стал министр в команде М.Саакашвили Теймур Якобашвили. Один из наиболее
адекватных членов грузинского правительства, руководитель экономического блока
правительства – Кахи Бендукидзе, считает данные идеи грузинских политиков
опасными авантюрами, которые приведут Грузию к новым, не устранимым в ближайшей
перспективе проблемам. Использование заявлений отдельных российских политиков и
экспертов в рамках дискуссии в условиях резкой конфронтации в
российско-грузинских отношениях в качестве руководства к действию, говорит о
стиле и политических приемах, которые распространены в грузинской политической среде.
Игорь Мурадян, Иратес Де-Факто.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.