Analitika.at.ua. Понятие «геополитические перспективы» весьма сомнительно,
так как геополитика имеет отличительные свойства как политическая категория и
представляет собой метафизику общеполитического глобального процесса. Геополитика,
как метод управления и влияния на пространства, представляется уделом не только
крупных держав, но именно ведущие из них способны выступать как субъекты
мировой геополитики. Даже крупные государства, имеющие высокоразвитую, мощную
экономику, современные и значительные вооруженные силы, так или иначе
оказывающие влияние на мировую и региональную политику, но не выступающие как
субъекты геополитики, не имеют оснований входить в «клуб» мировых центров силы.
Несмотря на экономическое могущество, вряд ли можно
обозначить современные Германию и Японию как мировые центры силы, никаких
перспектив в этом смысле не имеют пока новые гиганты мировой экономики и
политики, например, Бразилия и даже Индия. Более того, Европейский Союз
настолько инертен и проводит столь сомнительную внешнюю политику, что говорить
о некой европейской геополитике просто смешно. Франция и Великобритания,
утратившие многие позиции не только в мире в целом, но даже и в соседних с
Европой регионах, могут претендовать на наличие самостоятельной геополитики,
хотя и в ограниченных рамках. А вот такое государство, как Иран, испытывающее
большие проблемы в политике и экономике, находящееся, практически, в изоляции в
мире, несомненно, проводит активную геополитику и является геополитическим
субъектом, оказывающим влияние буквально на все соседние с ним обширные
регионы.
Турция понимает, что как бы успешно ни развивалась ее
экономика, она «хронически» находится в состоянии фундаментальной
геополитической изоляции, и супер-задачей любого правящего режима в Турции
будет преодоление этой изоляции и приобретение статуса несомненного
геополитического субъекта. Существование СССР и, как ни странно, членство
Турции в НАТО, а также существенная интегрированность ее в планы США и
Европейского Союза заметно ограничивали ее геополитические амбиции и задвигали
ее в рамки «большого регионального государства», но не более того. Сейчас
Турция приступила к первым шагам по приобретению межрегиональной или, скажем,
глобальной геополитической субъектности, и сразу же столкнулась с недовольством
и опасениями целого ряда мировых центров силы, то есть, США, ЕвроСоюза, ведущих
европейских государств, России, Ирана, ведущих арабских государств, а также,
возможно, и Китая, не говоря о многих государствах Балкан, Ближнего Востока,
Кавказа и Евразии.
Постсоветская Россия имела настолько значительные
политические и оборонные резервы, что, находясь в разваленном, растерянном
состоянии, она продолжала оставаться субъектом мировой геополитики и пыталась
напомнить о себе в различных ситуациях и по поводу региональных проблем.
Западное сообщество, включая и так называемых «стратегических друзей» России в
Европе, пыталось всегда не только ослабить ее, но и геополитически изолировать,
поставить под сомнение ее геополитическую субъектность, привести к состоянию
Германии и Японии (в лучшем для нее случае). Россия, как бывшая империя,
продолжает находиться в не в лучшем экономическом и социально-политическом
положении, ее внешняя политика во многом носит «маятниковый» и
«экспериментальный» характер, она «бросается из стороны в стороны», пытаясь
обнаружить в мире более-менее надежных и доверительных союзников и партнеров,
создать региональный военно-политический и экономический блок. Обнаружив
отсутствие надежд на Западе, Россия пыталась обрести партеров в лице Китая и
крупных исламских государств, но выяснив, что это не совсем безопасный вектор
ее политики, она вновь возвращается на арену Запада и вновь не находит
понимания своих проблем и не видит дружественно «протянутой руки».
В настоящее время, Россия не имеет каких-либо перспектив в
распространении своего влияния на Дальнем Востоке, где остается
территориально-политическая проблема в отношениях с Японией, Северная Корея не
может выступать как геополитический партнер, а возрастающая экспансия Китая в
различных направлениях не оставляет никаких надежд на серьезное усиление
присутствия России в ближайшем от Дальнего Востока регионе, то есть, в
Юго-Восточной Азии. В целом, в Азиатско-Тихоокеанском регионе роль России не
может оставаться на нынешнем более чем скромном уровне. Здесь Россия будет
длительное время оставаться в позиции глубокой обороны. Этот обширный регион –
арена для соперничества Китая и США, и никому иному нет здесь почетного места.
В направлении Центральной Азии позиции России гораздо более предпочтительны,
она располагает тесными экономическими и военно-политическими связями с
государствами региона, которые, однако, все более уходят от влияния России, под
влиянием, прежде всего, Китая, а также США, Индии, Ирана и Турции.
Казахстан и Узбекистан претендуют на самостоятельную роль в
регионе, но понимают необходимость балансирования между интересами центров
силы. В любом случае, присутствие России в этом регионе не рассматривается как
обязательное в части обороны, безопасности и экономической целесообразности. На
Кавказе, а вернее, в Черноморско-Кавказском регионе, положение России более
прочное, но и достаточно сложное. Россия все еще далека от приведения отношений
с Грузией и Азербайджаном в более доверительный режим, они давно и прочно
абсорбированы США и Западным сообществом, при попытках обретения более сильных
позиций Турцией и Ираном и, в какой-то мере, арабских государств.
Несмотря на перенос внимания США с Южного Кавказа на
Центральную Азию, кавказский регион остается на определенном фиксированном
уровне внимания и значимости для США и в рамках комплекса атлантических
интересов. США ограничили и временно притормозили усиление своего присутствия в
Черном море, но заделы для этого давно созданы, и планы в этом направлении
остаются актуальными. Глобальное западное направление российской геополитики
также остается более чем проблематичным. России не удалось установить
относительно прочные позиции даже в Украине и Белоруссии, не говоря о Балканах
или Центральной Европе. Этот огромный и сложный регион, несмотря на тесные
связи с Россией, продолжает оставаться главным препятствием расширения ее
влияния, поглощает слишком много экономических и политических ресурсов,
содержит много очагов серьезных угроз в планомерности российской внешней
политики. Одновременно, начинает развертываться геополитическое противостояние
в направлении Арктики, последствия которого все еще трудно предопределить.
Поползновения Россия в направлении Африки находится в зачаточном состоянии, и
пока речь идет о пробных шагах освоения африканского пространства и создания
здесь опорных арен, развертывания российского капитала. Индия никак не может
рассматриваться как стратегический партнер России, ни в настоящее время, ни в
будущем. Индия, перед реальной угрозой китайской экспансии и катастрофического
будущего Пакистана, обречена развивать стратегические отношения с США как с
главным партнером.
Ближний Восток стал настолько американизированным и обрел
ряд векторов развития, которые никак не предполагают усиление влияния и
присутствия России. Арабские государства обнаруживают заинтересованность в
вестернизации, в интеграции в европейские сферы влияния, уже не говоря о роли и
месте радикальных исламских политических групп, которые продолжают вести борьбу
с Россией на ее территории. Конечно, Россия обладает многими технологическими,
научными и энергетическими ресурсами, осуществляет торговлю вооружениями в
больших объемах, но этими же возможностями обладают многие государства в мире,
и это не означает возможность возвращения Россией прежних позиций на Ближнем
Востоке и в других регионах. То есть, Россия это большое по территории и
населению, богатое ресурсами, обладающее ядерным оружием государство, но ее
геополитические перспективы весьма сомнительны и ограничены.
Для сохранения и развертывания своих геополитических
позиций, России нужны партнеры, которые характеризуются: динамизмом и
амбициями; имели бы в качестве базовой установки, противостояние определенным
целям США и англо-саксонского блока; обладалисущественным экономическим и военно-политическим потенциалом;
определенным влиянием в ряде регионов и на международные политические
организации. В западном направлении Россия пытается реализовать традиционную
идею сближения с Германией и Францией, как с основными партнерами в Европе,
строит, исходя из этого, масштабные геоэкономические планы, а также в части
военно-технического сотрудничества. Германия и Франция, несомненно, также
заинтересованы в развитии отношений с России, причем, не только с экономическими,
но и отчасти геополитическими целями. Германию весьма интересует создание
«свободного» от сильных внешних влияний экономического пространства в
Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европе, что, возможно, имеет смысл только
при сотрудничестве с Россией, для противостояния целям США и Великобритании,
которые имеют ведущие позиции в этом Балтийско-Черноморском пространстве.
В отношениях Франции, Германии, России уже созданы серьезные
предпосылки для образования альянса или блока, претендующего на значимость.
Политики и эксперты Франции и Германии продолжают утверждать, что ни о каком
альянсе с Россией не может идти речи, так как это вызвало бы не просто скандал,
но и определенную дезорганизацию трансатлантических отношений. При этом, многие
российские эксперты уже подвергли сомнению надежды на создание этой «связки»,
утверждая, что европейцы не намерены устранять дистанцию в отношениях с
Россией. Вместе с тем, это большое европейское «трио» демонстрирует некую
модель отношений, когда, в некотором отрыве от США и НАТО, возможны обязывающие
геополитические «связки». Данная модель вполне может быть распространена на
отношения России и Турции, которые во многом оказались в сходных условиях и
координатах по отношению к США. Что может принести России развитие отношений с
Турцией и реализация этих отношений в плане стратегической значимости?
Турция не просто политически изолирована на международной и
геополитической арене, эта изоляция усиливается и становится постоянной
политикой ведущих государств Запада и Ближнего Востока, возможно, в изоляции
Турции вскоре будет ощутимо заинтересован Китай. Турция обратилась с
принципиальными предложениями и инициативами ко многим странам соседних
регионов, но не получила никакого утвердительного ответа в плане их готовности
выстраивать с ней стратегические отношения. О стратегиях говорится много в
применении к различным странам, но речь идет всего лишь об обычном развитии
отношений с теми или иными тактическими приемами и интересами. Россия
представляет для Турции особый интерес, так как в Анкаре очень хорошо понимают,
что Россия нуждается в турецком партнере, причем в различных геополитических
направлениях.
Сотрудничество с Турцией позволяет России не только вести
обширную торговлю с платежеспособным государством, находящимся вблизи, нои по другим причинам. Достигнув с Турцией
договоренности принципиального характера, Россия надеется на гарантии
относительной стабильности в регионах Поволжья и Северного Кавказа, отсутствие
напряженной и враждебной деятельности в Центральной Азии и в Южном Кавказе, а
также в Крыму и на Балканах. Сейчас нет достаточной уверенности, но можно
предположить, что Россия допускает развитие отношений с Турции в направлении
Ближнего Востока, где, якобы, Турция имеет перспективы приобрести новые позиции.
Следует отметить, что все эти регионы, сами по себе, представляют комплексы
довольно сложных проблем, включают многие очаги конфликтов и жесткие
противоречия, и надеяться на то, что Турция способна или готова занять в
отношении этих регионах более-менее компромиссную позицию, когда от нее можно
ожидать уступки и понимания многих проблем, невозможно.
Не для того Турция кардинально ухудшила отношения с США и с
Европой, поставила под сомнение свою солидарность с НАТО, чтобы отказаться от
амбиций и экспансии в направлении этих регионов. Турция продолжает осуществлять
широкую разведывательную и подрывную деятельность в отношении России, на ее
территории и в других регионах, и пока нет никаких оснований утверждать, что
эта работа будет свернута. Турция откровенно заявляет о своих намерениях в
региональной политике, об экспансии во всех возможных направлениях. Когда
«ассиметричная деятельность» арабских группировок на Северном Кавказе и в Крыму
была, в той или иной мере, нивелирована, выяснилось, что позиции Турции в этих
проблемных регионах стали еще более прочными. Практически, спецслужбы России
расчистили многие российские регионы от влияния различных государств Запада и
Востока, что привело к открытию «зеленой дороги» для Турции. Турция и Россия
создают империи, в полном смысле этого слова, несмотря на различные условности
и допущения такого понятия, как «империя», и надеяться на идиллическое или
ровное сосуществование, при наличии многих, не зависящих от них факторов и
обстоятельств, было бы наивным.
В Москве сложились достаточно однозначные мнения и оценки по
поводу достижения Россией и Турцией новых договоренностей, подписанных
Д.Медведевым и Т.Эрдоганом в Москве 16 марта 2011 года. Российские политики и
эксперты буквально задыхаются от удовольствия и заносят этот успех в «золотой
багаж» нынешнего президента и МИД России. Действительно, это успех, но успех
вполне предсказуемый и хорошо выстроенный, имея в виду эпатажность сценария
подписания и комментирования данных договоренностей. Как известно, целый ряд
сотрудников МИД России, экспертного сообщества, разведывательное сообщество и
отдельные аналитики весьма скептически относятся к возможности развития
отношений России и Турции в стратегическом формате. Россия, пока, демонстрирует
западным партнерам свои способности в становлении «новых» отношений с Турцией,
страной, вокруг которой все более разыгрывается региональная интрига. Различные
более предметные проекты понятны, но главная проблема геополитического прорыва
России на Ближний Восток, возможно, на Балканы, остается невыясненной, и вряд
ли сколько-нибудь рационально мыслящие эксперты могли надеяться, что Турция
станет партнером России во всевозможных прорывах в регионах. Дело даже не в
том, что Турция просто принципиально не заинтересована в усилении России в
регионах, у нее у самой нет таких возможностей, потому что до сих пор не
понятны ее собственные региональные перспективы.
В определенном смысле, современные отношения России и Турции
можно обозначить образно, - «просто встретились два одиночества…». Конечно,
такой образ утрирован, но, во всяком случае, Россия не может не понимать
ограниченность возможностей Турции как регионального партнера, не говоря о ее
роли экспансионистского государства.
Россия стремится воспользоваться партнерством с Турцией,
прежде всего, в вытеснении США из Черноморско-Кавказского и других регионов, и
события последних лет говорят о том, что Турция может выступить в качестве
такого партнера, так как интересы США вошли в серьезные противоречия с
фундаментальными турецкими интересами. Поэтому, любое сближение между Россией и
Турцией представляется угрозой национальным интересам многих стран регионов,
прежде всего, Армении, которая предстанет перед очередной катастрофой, если США
откажутся от своей роли в Черном море и на Кавказе, а государства регионов,
прежде всего, Иран и балканские государства, предпочтут не активную позицию в
политике. В своей речи в Москве Эрдоган отметил Кавказ и Балканы как зоны
разделения влияния и кооперации Турции и России, что является предпосылкой
очень опасной для регионов перспективы. Не успели русские и турки заявить о
«стратегическом сотрудничестве, Армения поняла, что ее ожидает период жесткого
игнорирования ее интересов. Остается отстоять свои позиции, ожидая провала
очередного русско-турецкого проекта, а он непременно провалится. lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.