Главная » 2011»Июль»23 » Игорь Мурадян: Турецкая тема в европейской дискуссии
Игорь Мурадян: Турецкая тема в европейской дискуссии
06:22
Analitika.at.ua. Достаточно важной темой в европейском измерении «турецкой
темы», включая интересы Франции, Германии и России, является британская
политика, которая направлена на блокирование усилий, прежде всего, Германии и
России в части упрочения и развития их отношений с Турцией.
Визит премьер-министра Великобритании в Анкару в июле 2010
года явно носил «антиевропейский» характер, имел целью устранить все имеющиеся
проблемы между Турцией и Великобританией, обрести новые позиции в Турции и в
регионе. По мнению французских экспертов, которое выражается весьма осторожно и
умеренно, усилия Великобритании прежде всего направлены не против Франции, а
Германии, то есть, главного экономического партнера Турции в Европе.
Чрезмерное усиление Германии в балканском, украинском,
черноморско-кавказском, иранском, арабском и турецком направлениях
представляется «малой катастрофой» и означает провал британской политики. Примечателен
визит в Турцию главы германского МИД Гидо Вестервелле, состоявшийся 28 июля
2010 года, на следующий день после визита Дэвида Кэмерона. Германия внимательно
следит на шагами британской политики в этом стратегическом направлении, и это
говорит о том, что ни Франция, ни Германия не могут в достаточно высокой мере
игнорировать претензии и амбиции Турции.
Политика Великобритания, во многом связанная с полным
провалов попыток Лондона стать «стратегическим посредником» между Ираном и
Западным сообществом, направлена на «замещение» роли Ирана Турцией, которая, по
традиционным замыслам британских политиков, может стать важным фактором
усиления британского влияния в обширном регионе. Столь серьезная и
последовательная политика Великобритании вынуждает Францию и Германию постоянно
обращаться в сторону Турции с различными инициативами и предложениями, которые
имеют целью удержать эту страну в орбите политики континентальной Европы. Это
говорит о том, что в Европе имеется очень серьезный игрок, который
заинтересован в сильном разобщении не только Турции от Франко-Германского
тандема, но и от России, которая рассматривается в Лондоне не менее опасным
игроком в направлении Турции, чем европейские партнеры Великобритании.
Следует иметь в виду, что Великобритания располагает более
тесными обязывающими связями с США, чем ее европейские партнеры, и обладает
большими операционными и инструментальными возможностями, а также интересами на
Ближнем Востоке и на Кавказе, что позволяет вести с Турцией более предметный
диалог по темам региональной безопасности. По мнению французских экспертов, в
настоящее время нет никаких сомнений, что Турция вовлекается в некие новые
игры, в которых Великобритания и США пытаются быть дирижерами, и не допустить
усиления французских, германских и российских интересов в Турции. Однако, если
иметь в виду, что одной из целью Великобритании является недопущение сближения
Турции и России, то вполне можно допустить, что Франция и Германия могут найти
больше точек взаимовыгодной кооперации в этом направлении, несмотря на многие
противоречия.
Таким образом, в Европе, несмотря на давнее и динамичное
партнерство различных держав, имеются три «полюса» генерирования политики, в
том числе в направлении Турции: Франко-Германский тандем, Великобритания и
Россия. Учитывая взаимные интересы между европейским тандемом и Россией, а
также между тандемом и Великобританией, игра становится более сложной, и
ожидается усиление противоречий. Данный сюжет, тем не менее, имеет тенденцию к
усложнению.
В 2010 году, после определенного обсуждения, Франция и
Великобритания пришли к пониманию необходимости подписания договора об
объединении оборонных потенциалов, что решает многие вопросы финансового,
оперативного и военно-технического характера для двух государств. Оба
государства уже успели продемонстрировать единство интересов в сфере обороны,
проведя маневры в Европе и на Ближнем Востоке. Нужно заметить, что в какой-то
мере повторяется история договора Сен-Мало 1999 года о создании Европейских
сил, когда Франция и Великобритания решили обойтись без Германии при обсуждении
основных вопросов создания данных Европейских сил. В данном случае явно имеет
место желание «указать» Германии ее место в Европейской обороне и политике, что
может привести к сближению Германии и России, в том числе, в сфере региональной
политики, а именно, в отношении Украины, Балкан и Кавказа. Несомненно, любая
схема обсуждения региональной политики, вопросов европейской и энергетической
безопасности, приведет к рассмотрению проблем Турции. То есть, тема Турции
может войти в рамки обсуждения проблем отношений «большого трио» - Франции –
Германии – России - другим образом, в результате усиления определенного
сепаратизма.
Вместе с тем, имеются иные, на наш взгляд более
принципиальные обстоятельства в рассмотрении места и роли «турецкой темы» в
отношениях Западной Европы с Россией. Это нежелание Франции и Германии включать
Россию в общеевропейскую дискуссию относительно Турции. Россия и без того,
практически, не участвует в этой дискуссии, но речь идет о том, что участие
России может придать этой дискуссии новый и, вполне возможно, более драматичный
характер. Россия, стремясь занять определенное место в Европе, могла бы
предложить новые, совершенно не приемлемые задачи для восприятия Турции как
части «большой Европы», в которую входит и сама Россия. Это вполне реальная
перспектива, и она могла бы стать важным аргументом и приемом в российской
политике.
Европейцы все более понимают, что сближение России и Турции
не несет ничего позитивного для них. Поэтому в «турецкой теме» Россия, по
мнению европейцев, может занимать только негативное место. Россия не нужна
европейцам в этой теме. Таким образом, отсутствие «турецкой темы» в дискуссии в
части отношений «большого трио» - Франции – Германии – России - не означает,
что такой проблемы вообще не существует, а то, что Западноевропейским державам
совершенно не приемлемо участие России в обсуждении «турецкой темы», а Россия
рассматривается как потенциальный ограничитель распространения турецкой
экспансии в северном и восточном направлении.
В сущности, данное ограничение турецкой экспансии со стороны
России может выглядеть различным образом, в форме определенной конфронтации,
при возможном возникновении некоторых споров и локальных, незначительных,
скорее всего, латентных конфликтов или предупредительных мер со стороны России.
Европейцам понятно, что, несмотря определенные цели России в части приобретения
новых или восстановления прежних и утраченных позиций в регионах, Россия, все
же, находится по отношению к позиции Турции не в наступательном режиме, а в
оборонном. То есть, так же, как и Европа, Россия находится в обороне, и только
пытается предупредить развитие худших для себя сценариев в регионах.
При этом, если Турция имеет амбиции и реальные претензии в
таком ключевом регионе, как Ближний Восток, с расширением своего политического
и экономического присутствия в сопряженных, в основном, в исламском мире
регионах, то Россия развертывает весьма сдержанную и умеренную стратегию,
причем, в только в таких локальных регионах, как Черное море или Кавказ, и
отчасти на Балканах и в Центральной Азии. Французские эксперты обозначили нынешние
отношения России и Турции как тактические партнеры и стратегические соперники. Европейцы
не верят в возможность простого преодоления прошлых и нынешних взаимных
претензий и проблем.
Представляют интерес также оценки французских экспертов в
предложенной нами версии относительно стратегии США не ставить ограничений
турецкой экспансии, при надеждах на «столкновение» Турции с интересами крупных
и иных государств в регионах. Французские эксперты, знакомые с проблемами
трансатлантических отношений и европейской безопасности, расценили эту версию
как возможную, но не единственную в американо-турецких отношениях. По их
мнению, данная реальность является, скорее продуктом объективного развития
событий, а не определенных американских действий, когда США могли бы умело
оперировать в этой ситуации.
Помимо «турецкой темы», данная группа политологов, которые
не являются специалистами непосредственно по Турции, а занимаются проблемами
России и Новых независимых государств, проблемами глобальной и европейской
безопасности, отношениями между Францией и Германией, вопросами развития
внешних политических интересов Европейского Союза, представляет интерес в части
оценок региональной политики. По их мнению, Франция и Германия, а также большая
часть европейских государств, в том числе и Великобритания, не проявляют
большого интереса к проблемам Кавказа, включая проблемы Грузии и
грузино-российских отношений. Европейские государства убедились в тщетности
построения в Грузии «отличительного» от иных стран региона демократического,
правового государства, а также и в том, что Грузия неверно истолковала и
трактовала сигналы о поддержки ее со стороны Западного сообщества.
По образному выражению одного из экспертов, Н.Саркози «умыл
руки» и не имеет более энтузиазма заниматься грузинскими проблемами. Интересы
Франции и Германии в бассейне Черного моря и региона Кавказа весьма ограничены
и, хотя, нынешний уровень региональной безопасности недостаточен и не может
удовлетворять европейцев и развитию их бизнеса, но они не намерены развертывать
в этих регионах каких-либо новых инициатив. Франция и Германия рассматривают
развитие отношений с кавказскими государствами через призму принятой программы
«Восточное партнерство» и ранее декларированного проекта «Ближние соседи»,
когда Европейский Союз предпочел постепенную интеграцию региона. Вместе с тем,
несомненно то, что «Восточное партнерство» представляет собой весьма
«одностороннюю» инициативу Польши и Швеции, при направленной политике США.
Ни Н.Саркози, ни А.Меркель не восприняли этот проект с
должным энтузиазмом, но при этом возникает довольно странное обстоятельство. Ни
Франция, ни Германия ни в какой мере не против развертывания этого проекта, но
характер начальной инициативы, связанной с интересами США, несколько подорвал
доверие европейского «большого тандема» к программе «Восточное партнерство». В
настоящее время Франция и Германия пытаются форсировать свое участие в проекте,
с большой охотой одобряют намерения по сближению Европейского Союза со странами
Восточной Европы. Германия в особенности с большим интересом относится к
абсорбции Восточной Европы. Так или иначе, Россия воспринимает эту инициативу,
конечно, не так, как ГУАМ, но, в любом случае, если не враждебно, то с большой
настороженностью.
Франция и Германия очень хорошо понимают настроения и
позицию России, своего важнейшего партнера в Европе, но, тем не менее,
продолжают развитие проекта. Французские эксперты настроены к данной позиции
Франции и Германии к созданию некого проевропейского пространства в Восточной
Европе с точки зрения сближения с Россией. Франция и Германия пытаются
продемонстрировать России свои намерения «перехватить» инициативу в программе
«Восточное партнерство», то есть, практически, «перехватить» инициативу у США и
их партнеров в Европе, в целях представить ее вовсе не как антироссийскую. Европейцы
надеются, что это будет верно истолковано и трактовано в Москве. Кроме того,
Франция и Германия хотели бы деполитизировать проект и не допустить в будущем
политизацию его, при этом, целью является не только «умиротворить» Россию, но и
противостоять политике США, которые продолжают попытки формирования в Восточной
Европе геополитического барьера, разделяющего Россию от Германии и Франции.
В этой игре очень активную роль играет Великобритания,
которая рассматривает восточно-европейский блок государств как важнейший рычаг
для дезорганизации политики солидарности «большого тандема» с Россией.
В данных реалиях предложенный сценарий европейской игры, в
которой Турция, так или иначе, окажется темой дискуссии, становится все более
актуальным, и именно в данном геополитическом «четырехугольнике» предстоит в
будущем обсуждать «турецкую тему» как важную часть проблемы европейской
безопасности, стабильности и сотрудничества. В этой игре, в определенных
ситуациях, интересы Великобритании, Франции и Германии в отношении
направленности экспансии Турции могут совпасть, несмотря на сложные
противоречия.
Так или иначе, державам Западной Европы, так же, как и США
представляется весьма приемлемым, если Турция и Россия столкнутся в одном или в
нескольких направлениях. При этом, следует понимать, что такая тема, как
амбиции и экспансия Турции в Восточной Европе и тем более в
Центрально-Восточной Европе, все еще не разработана, так как для этого еще
очень мало фактического и аналитического материала. Вполне возможно, что
экономический и политический потенциал Турции недостаточно велик, чтобы эта
страна могла бы претендовать на некую лидирующую или значительную роль в
Восточной Европе, и турецкое присутствие в этом обширном и развитом,
преимущественно христианском регионе, будет не очень существенным. Но Восточная
Европа, несомненно, будет всегда очень важной и активной ареной для
развертывания политических проектов, и события, развивающиеся здесь, конечно
же, станут предметом противоречий «центров силы» в Европе, что отразится на
политических целях и задачах государств Европы и России в отношении Турции.
В Европейской политике в части Турции продолжительное время
наблюдается весьма устойчивое обстоятельство, которое, при условии коррекции,
может кардинально изменить дискуссию и подходы в рассмотрении «турецкой темы»,
в целом. Речь идет об общеевропейской дискуссии, в которой одни государства
выступают против вступления Турции в Европейский Союз, другие либо приветствуют
это, либо спекулируют на этом. Данная дискуссия всегда давала возможность
обеспечить различие мнений, выражение различных интересов и политических целей
как легитимных. Вместе с тем, всегда имело место обстоятельство, когда Франция и
Германия, а также другие противники вступления Турции в Европейский Союз,
находились, в рамках данной дискуссии, «в обороне», во многом, оправдываясь за
свою позицию.
В последние годы, что, конечно же, связанно с приходом к
власти Н.Саркози и А.Меркель, противники вступления Турции в Европейский Союз
перешли от обороны к наступлению, причем, очень категорическим образом. Это
стало толчком для многих общественных кругов в Европе, которые ранее не
выражали столь определенно свою позицию. В связи с этим, противники
«вступления» более, чем ранее, стали заинтересованными в представлении
легитимных аргументов против данного «вступления», причем, уже не только
внутриполитического характера, касающиеся стандартов внутренней общественной и
политической жизни в Турции, но и проблем внешней политики Турции, в
особенности, того, что касается непосредственно Европы, по аналогии с кипрской
проблемы. Игорь Мурадян, lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.