Главная » 2010»Март»30 » Игорь Мурадян: Урегулирование на базе Мадридских принципов уничтожит суверенитет Армении
Игорь Мурадян: Урегулирование на базе Мадридских принципов уничтожит суверенитет Армении
15:44
Analitika.at.ua. Интервью одного из инициаторов и
руководителей Карабахского движения в 1988 году, известного аналитика Игоря
Мурадяна агентству АрмИнфо.
Недавно состоялся визит президента Армении в Сирию. Чем интересна эта
страна и Средний Ближний Восток для Армении, учитывая заинтересованность Турции
в отношениях с Сирией?
Недавно в Великобритании, где есть развитые глубоко
эшелонированные аналитические сообщества, я встречался со многими экспертами,
занимающимися политикой Турции. Там есть независимые и ангажированные эксперты,
причем ангажемент идет очень серьезный и давний, причем это происходит
синусоидно, в зависимости от ситуации. Сейчас в Великобритании правительство
Турции ангажирует целые университеты я не говорю уже о каких. Эти люди, занятые
защитой турецких интересов, пытались объяснить мне, что арабский Ближний Восток
истосковался по Турции, что арабы спят и видят, как Турция вернулась в регион,
чтобы упорядочить в нем отношения. То есть, западные мозговые центры стали
использоваться Турцией как ретрансляторы ее региональной политики. При этом,
надо отметить, что больших успехов в этом ангажементе нет, поскольку им мало
кто верит, на фоне того, что эти эксперты так и не сумели выйти на самый важный
уровень консультаций со своими правительствами в Лондоне и Вашингтоне. Вместе с
тем, Турция заинтересована не только в парировании таких острых вопросов как
армянский, кипрский и эгейский, но и вопросов связанных с долгосрочным
диапазоном стратегии, в частности на Ближнем Востоке. При этом, арабская
политика очень своеобразна, поскольку они не желают выходить за рамки своего
региона. В других же регионах у арабов действуют асимметричные силы в виде
радикальных групп, зачастую связанных с их правительствами.
Чем интересна арабскому миру Армения и наш регион?
Арабы опасаются Южного Кавказа, так как он попросту им не
нужен, и они здесь интересуются лишь тем, как созданный на Кавказе
энергетический комплекс влияет на нефтяные цены. При этом, многие стремятся
представить Южный Кавказ как зону интересов Турции. Соответственно, в нынешней
ситуации арабы заинтересованы в том, чтобы использовать турецкий фактор в
Большой игре, в которой участвует Европа, США, Россия, Израиль, Иран и возможно
уже и Китай. В этой кампании уже появилась заинтересованность в партнере,
который все больше выступает как оппонент американской политики и, по арабским
представлениям, имеет рычаги воздействия и на Израиль. Соответственно, в
арабском мире есть и понимание того, что Турцию все же нужно как-то притянуть в
регион, чтобы не допустить ее еще большего сближения с Израилем. Но говорить о
том, что арабы представляют Турцию как своего ведущего, определяющего партнера,
хотя бы в Леванте, было бы неверно, потому что арабы очень настороженно
относятся к турецкой политике. Поэтому у турок нет никаких позиций в арабской
элите. Чтобы это подтвердить, я приведу пример Ирана, очень много сделавшего
для защиты арабских интересов, защиты Ливана, Сирии, Палестины и даже Ирака.
Вместе с тем, к Ирану арабы относятся очень настороженно, и помимо Ливана и
Сирии, где есть влиятельная шиитская элита, заинтересованы в поддержке Ирана,
нет других таких государств. Саудовская Аравия и государства Залива вообще рассматривают
Иран как вероятного противника в будущей войне. Соответственно, если они так
относятся к Ирану, то почему они должны относиться иначе к Турции? Однако, для
Сирии отношения с Турцией имеют очень большое значение, так как после
разрушения СССР, уничтожения иракского государства, Сирия осталась без
поддержки и серьезного партнера. Если произойдет война между Израилем и Сирией,
ни саудовская, ни египетская армии по понятным причинам ей не помогут. Кроме
того, произошло охлаждение отношений Сирии с ее европейским партнером Францией,
после которого Дамаск оказался в большой изоляции. На этом фоне, Сирия
естественно, стремится к укреплению отношений с Турцией. Однако, Сирия не может
принимать кардинальных решений стратегического порядка без консультаций с ведущими
государствами арабского мира, а Турция требует от нее именно создания обязующих
партнерских отношений, чтобы посредством Сирии укрепить свое влияние во всем
регионе.
Какую внешнеполитическую концепцию следует реализовать Армении в этой
ситуации в отношениях с арабским миром?
В этой ситуации для Армении очень важным остается тот курс,
который всегда был, но не всегда внятно реализовывался. Это недопущение
изоляции нашей страны со стороны исламского мира. В связи с тем, что основные
наши неприятности в исламском мире сводятся к двум государствам тесно связанным
с Израилем и США в лице Турции и Азербайджана, раньше большой опасности не
было. А два государства ОИК: Сирия и Иран практически всегда саботировали
принятие ОИК антиармянской резолюции. Каждый раз, когда ОИК принимала резолюцию
по Карабаху, и Турция с Азербайджаном не добивались своих целей, у меня
складывалось впечатление, что Ливия, Саудовская Аравия, Алжир, Иордания и
другие влиятельные страны арабского мира были удовлетворены такой позицией
Сирии и Ирана. Это происходило, потому что им также не хотелось превращать ОИК
в сервисную организацию, обслуживающую интересы Турции и Азербайджана.
ОИК несколько раз осудила так называемую «оккупацию территорий
Азербайджана»…
Осудила, но нет никаких рекомендательных моментов для
действий, а Баку и Анкара настаивали именно на этом. Я знаю, что в
первоначальных формулировках резолюций ОИК были и такие пункты, но знаю и то,
что они ни разу не появлялись в формулировках окончательных. Понятно, что таким
странам членам ОИК как Индонезия и Марокко ситуация на Кавказе «до лампочки», в
отличие от стран Полумесяца вовсе не заинтересованных в усилении позиции Турции
и Азербайджана. Более того, один из ведущих ливанских молодых политиков мне
лично заявил, что фактически Ливан и Сирия являются антиазербайджанскими
государствами.
Это объясняется их нежеланием усиливать позиции партнера Израиля,
Турции в регионе?
Естественно. Турция и Азербайджан так и не сумели исчерпать
свой имидж партнеров Израиля. Это нужно иметь ввиду, сколько бы они не твердили
о противоположном.
То есть, нападки Эрдогана на Израиль направлены именно на преодоление
недоверия в арабском мире в отношении Анкары?
В Турции недавно был министр обороны Израиля, а
сотрудничество в военно-технической сфере между ними успешно продолжается, так
же как и поставки израильского оружия. О чем вообще может идти речь в этом
случае.
Стремится ли Турция, усилится на Среднем Ближнем Востоке, чтобы
повысить свою привлекательность в глазах Европы в качестве нового проводника
европейских идей на Востоке?
Такая фундаментальная цель у Анкары действительно есть. Но
речь идет не только об арабском мире, речь идет обо всем Ближнем Востоке, об
Иране, Балканах, Кавказе о Центральной Азии и даже регионах России. Турки
надеются, что усиление их позиций в этих регионах даст им большие возможности
представится в Европе в качестве более влиятельной страны и это очень важно.
Турция уже усилилась и рвется к большим успехам. При этом, шансов попасть в
Евросоюз у Турции абсолютно нет.
Какая роль отведена в этом процессе Армянскому вопросу?
Различные импульсы вокруг Армянского вопроса будут иметь
место и дальше. Армянский вопрос – это совокупность действий и интересов по
давлению и сдерживанию Турции со стороны Западного сообщества. К этой матрице
они стремятся теперь присоединить и Россию, я уверен в том, что такая работа
ведется, прежде всего, европейцами. После визита Обамы в апреле прошлого года в
Стамбул, когда он заявил, что Турция должна быть в Евросоюзе, тем самым он подвел
черту под стремлением США протолкнуть Турцию в ЕС. То есть американцы
окончательно поняли, что все закончилось, начало же конца началось еще при
Буше-младшем. Обама крайне заинтересован в развертывании региональной политики
по сдерживанию Турции. Решить эту задачу он может лишь в альянсе с европейцами,
а через Саркози можно завербовать и Россию. В этом заговоре по умолчанию Европа
и США могут сколько угодно поставлять оружие в Турцию – это ничего не изменит,
а станет лишь дополнительным инструментом сдерживания амбиций Анкары. Оружие –
это необходимость поставки комплектующих несколько десятилетий, учитывая, что
поставляется оружие 70-х гг. Кроме того, США, бесспорно, продолжают поиск
альтернативы Инжирлику. Соответственно, закрывать Армянский вопрос никому не
выгодно и невозможно.
Выгодно ли США признавать Геноцид в этой ситуации?
Да, так как, признав Геноцид армян, США сделают Армянский
вопрос открытым, потому что долго существовать в подвешенном виде вопрос
признания не может, так как он становится неэффективным. Соответственно, лишь
признав Геноцид, американцы смогут повлиять на Турцию и обязать ее соблюдать
правила игры. Торопиться же им с признанием не нужно, так как все идет в своем
русле, и уже 43 американских штата Геноцид признали, не говоря уже об
остальном. Поэтому американцы и устроили мировое шоу вокруг признания Геноцида,
в котором участвуют практически все ведущие западные СМИ. Я убежден, что в
Европе будет парад признаний, так как все поняли, что из Вашингтона их
предупреждают об угрозе в виде 20 млн. турецких эмигрантов. Тем самым,
европейцы создадут обстановку в которой Турции деваться будет некуда. Более
того, они надеялись, что Турция сама признает Геноцид, что позволит начать ее
фрагментацию. Это, конечно, сказки, но при этом проект фрагментации Турции до
сих пор существует, как при Хрущеве существовал проект достижения коммунизма к
1980 году.
Чего добились американцы, инициировав армяно-турецкий процесс?
Многого, так как «американские» результаты урегулирования
позволили довести отношения между Арменией и Турцией до отвратительного
состояния и только лишь по этой одной причине уже невозможно надеяться на
проникновение Турции на Кавказ. Кроме того, между Турцией и Азербайджаном
возникла дистанция, о которой американцы мечтали уже давно. В Баку прекрасно
знают, что турки не открывают границу вовсе не из-за Карабаха, а из-за того,
что Анкара ожидает заверений от Запада в прекращении Армянского вопроса. Запад
же требует дополнительных уступок от Турции, так как уступок Турции по Карабаху
и границе явно недостаточно. Кроме того, ухудшение армяно-турецких отношений
вынуждает Россию делать дополнительные усилия для обеспечения безопасности
Армении, тем самым, поставив под вопрос создание даже иллюзии альянса между
Москвой и Анкарой. Так что, и эта цель американцами, безусловно, также
достигнута. США очень хотят, чтобы Турция выметнулась из региона Ближнего
Востока, чему очень сильно мешает турецко-израильское сотрудничество.
Деликатным образом, вовлекая еврейское лобби США в псевдоармянскую игру,
американцы уж вбили порядочный кол между Турцией и Израилем. Таким образом,
армянский фактор играет даже там, где это трудно представить. Главное же в том,
что благодаря Армянскому вопросу уже создан Альянс между США и Западом, так как
американцы отказались от использования турецкого фактора против Европы.
Соответственно, теперь американцы стали использовать его иначе, используя его
как средство сплочения против общей угрозы в лице Турции.
Каковы перспективы НКР на обрисованном Вами геополитическом фоне?
Ни США, ни Европа, ни Китай, ни арабский мир, ни Иран не
заинтересованы в ослаблении Армении. Всем понятно, что урегулирование на базе
Мадридских принципов уничтожит суверенитет Армении, сделав нас абсолютно
необороноспособными. Сейчас, когда Армения выполнила всю программу,
предложенную американцами в отношениях с Турцией, с нашей стороны было бы
разумно потребовать от них заплатить за это банальными, взаимодополняемыми
вещами – деньгами и безопасностью. А безопасность в нашем случае определяется в
первую очередь удаленностью окопов первой линии противостояния от Армении.
Именно поэтому Армении и нужно это иметь в виду, требуя от американцев новых
гарантий безопасности. Общую же перспективу карабахского урегулирования следует
рассматривать на фоне появления новых непризнанных государств, Косово, к
примеру.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.