Analitika.at.ua. Итак, уже и на официальном уровне подтверждена
анонсированная в конце февраля Мэтью Брайзой информация о том, что по
приглашению и при посредничестве президента России Дмитрия Медведева 5 марта в
Сочи состоится очередной раунд переговоров по нагорно-карабахской проблеме
между президентами Азербайджана и Армении. Какие ожидания в преддверии встречи?
Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в интервью местным
СМИ заметил, что "всегда есть возможность достичь мирного соглашения по
Нагорному Карабаху" и что он не считает исчерпанными дипломатические
ресурсы урегулирования. Мамедъяров напомнил, что в январе прошел очередной
раунд переговоров между Арменией и Азербайджаном на уровне глав
внешнеполитических ведомств двух стран. "На той встрече некоторые вопросы
остались открытыми. Была достигнута договоренность об обсуждении этих открытых
вопросов на уровне президентов", - сказал Мамедъяров.
Конечно, теоретически возможность урегулирования есть
всегда. Как и возможность познакомиться с обитателями летающих тарелочек. Но
другое дело, что вероятность возможности, о которой говорит Мамедъяров, в
первую очередь зависит от того, с каким багажом подходят стороны к очередному
раунду переговоров. В данном случае оптимизма не много, учитывая недавнее
заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева в эфире телеканала
"Мир", где, представляя свое видение урегулирования, он предложил
армянской стороне принять "тезис" о невозможности независимости
Нагорного Карабаха и отметил, что только после принятия этого
"тезиса" урегулирование будет возможно.
С таким багажом вероятность увидеть человечков с тарелочек
больше, чем вероятность прорыва в Сочи. Ультимативная позиция Баку сводит на
нет все мечты об урегулировании, и даже в Азербайджане это не только понимают,
но и прямо говорят. На днях это прямо заявил бакинский политолог Зардушт
Ализаде, отметивший, что трудно назвать конструктивной позицию Баку, согласно
которой в ответ на нежелание Нагорного Карабаха быть одним государством с
Азербайджаном Баку твердит, что именно так и будет после того, как Азербайджан
завоюет Карабах... К замечанию Ализаде можно добавить разве что: Нагорный
Карабах не только заявляет, что не будет в составе Азербайджана, но уже более
20 лет в соответствии с этой позицией живет и строит свое государство. И
столько же лет слышит угрозы Азербайджана силой подчинить себе НКР.
Так что сколь-нибудь серьезных прорывов от Сочи ждать
трудно. К этому склоняется и большинство осведомленных о проблеме экспертов.
Так, бывший сопредседатель Минской группы - посол Владимир Казимиров в ходе
видеомоста Москва-Ереван заметил, что в течение 2011 года можно ожидать
"определенных позитивных подвижек". "Подвижки", как
известно, понятие очень растяжимое. А глава МИД Литвы, председательствующей
ныне в ОБСЕ, на днях отметил, что будет стараться брать пример с предыдущего
председателя ОБСЕ – Казахстана - и пытаться продвинуть переговорный процесс
хотя бы на миллиметры...
Вышесказанное не означает, что встреча в Сочи обязательно
станет безрезультатной. Вовсе нет. И скорее всего нет. Есть позиции, по которым
прогресс в Сочи возможен. Например, если при посредничестве Дмитрия Медведева
стороны возьмут на себя дополнительные обязательства об исключительно мирных
подходах к урегулированию, о принятии необходимых мер по снижению напряженности
в зоне соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана.
Напомним, что подобная попытка была предпринята в Майндорфе,
но хотя тогда Азербайджан и взял на себя такие обязательства, потом
продемонстрировал, что выполнять их не собирается, равно как и реагировать на
многочисленные призывы международного сообщества, вплоть до генсека ООН, о
необходимости отвода снайперов с линии соприкосновения вооруженных сил двух
государств.
Возможно, сочинская попытка в этом плане будет более
удачной, тем более что Москва заинтересована в невозобновлении военных действий
не только как сопредседатель МГ ОБСЕ. Москву связывают союзнические отношения с
Арменией и Азербайджаном, причем с Арменией это оформлено и в виде двусторонних
оборонительных договоров, и в виде совместного активного членства в ОДКБ с
вполне конкретными обязательствами сторон в случае военной агрессии против
одной из них. Понятно, что Москве вовсе не улыбается быть вовлеченной в
возможный новый региональный конфликт только потому, что Ильхам Алиев свой
компромисс в переговорном процессе понимает в виде подготовки новой агрессии
против Карабаха, чтобы таким образом заставить карабахцев жить в одном
государстве с Азербайджаном...
Сочинская встреча может сыграть свою роль также в плане
создания атмосферы доверия между участниками переговоров. В последнее время,
особенно после саммита в Астане, создается впечатление, что ни о каком доверии
между лидерами Азербайджана и Армении говорить не приходится. А
нагорно-карабахский конфликт - из разряда тех, для решения которых атмосфера
доверия необходима. Иначе нет смысла садиться за стол переговоров, которые в
случае положительного исхода предполагают очень нелегкие компромиссы для всех
сторон конфликта.
Именно такая атмосфера доверия должна приблизить и следующий
шаг, показать, готова ли наконец азербайджанская сторона принять, что при любом
раскладе последнее слово за Степанакертом и рано или поздно Баку должен сесть
за стол переговоров с лидерами Нагорного Карабаха, тем более если руководство
Азербайджана действительно питает надежды уговорить Нагорный Карабах войти в
состав Азербайджана. Готова ли азербайджанская сторона обсуждать острые вопросы
с руководством Арцаха, как это делал отец нынешнего президента Азербайджана
Гейдар Алиев? Кстати говоря, делал успешно, ведь именно его прямые переговоры с
Робертом Кочаряном в 1994 году способствовали прекращению огня, тому, что
образованная на развалинах СССР новая азербайджанская государственность не была
в зародыше уничтожена в ходе ею же развязанной жестокой и неправой войны...
Лакмусовая бумажка переговорного процесса по Нагорному
Карабаху давно известна: чем раньше Баку сядет за стол переговоров
непосредственно с НКР, тем ближе действительное урегулирование. Это одна из тех
аксиом, которые пока упорно отказывается принять официальный Баку, демонстрируя
тем самым свою неготовность к урегулированию. Более того, если называть вещи
своими именами, свое нежелание урегулировать конфликт.
Вот, собственно, чего можно и чего нельзя ждать от Сочи.
Хотя не исключены и существенные нюансы. Ведь в преферансе, который распишут в
курортном городе три президента, суть прикупа и возможных при этом раскладах
наиболее ясно представляет себе главный посредник - президент России. Не зря же
есть у него резиденция в Сочи. Рубен МАРГАРЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.