Analitika.at.ua. В суматохе тройного праздника армянского народа как-то
затерялось интервью временного посла США в Азербайджане Метью Брайзы, данного 9
мая агентству 1ньюз.аз. Между тем, М. Брайза, по своему обыкновению, достаточно
откровенно рассказал о планах США относительно нашего региона, а также о своей
роли в претворении этих планов. Так, посол США заявил, что для Америки «важна
реализация Южного коридора, который может стать маршрутом для экспорта не
только азербайджанского, но в будущем и туркменского, и иракского газа».
Что касается добываемого у берегов Азербайджана природного
газа, то здесь, как говорится, вопросов нет: Баку волен продавать находящийся в
недрах республики газ кому угодно. Гораздо больший интерес вызывают планы США
по доставке в Европу туркменского и иракского газа. Проблема в том, что экспорт
иракского газа по гипотетическому Южному коридору предполагает его
транспортировку через территорию Турции, а туркменского – посредством
транскаспийского газопровода. И тот и другой вариант выглядят, по крайней мере,
сегодня, достаточно проблематичными.
Не секрет, что на данном этапе истории наиболее реальной
угрозой распада Турции является борьба курдов за освобождение от турецкого
гнета и создание собственного государства. Не является секретом и то, что
главной движущей силой курдского сепаратизма (в истинном смысле этого слова)
является созданный и поддерживаемый Америкой иракский Курдистан. В Турции это
понимают и знают, как понимают и то, что экспорт газа из иракского Курдистана
укрепит финансовый фундамент иракского Курдистана. Данное обстоятельство
исключает добровольное согласие Анкары на использование контролируемой ею
территории для транзита иракского газа в Европу. С другой стороны, сегодня нет
никаких предпосылок для примирения курдских сепаратистов с руководством Турции.
Данное обстоятельство означает, что Америке придется или принудить Анкару к
разрешению на использование территории государства для транспортировки
иракского газа, или отказаться от озвученных М. Брайзой планов.
Не меньшие трудности представляет и задача транспортировки
туркменского газа по транскаспийскому газопроводу. Здесь у Южного коридора (в
любой его вариации) возникают препятствия иного плана. Каспийской море является
озером, то есть закрытым водоемом, и любая технологическая авария в нем
способна на десятки лет уничтожить экологию озера. Это обстоятельство обязывает
прикаспийские страны противиться строительству транскаспийского газопровода.
Учтем также, что это несогласие, кроме политических и экономических
обоснований, имеет и правовую основу.
Однако до этого Вашингтону необходимо решить еще и проблему
существующих с девяностых годов прошлого века территориальных споров между
Азербайджаном и Туркменией. Речь идет о трех спорных нефтегазовых
месторождениях на Каспии: «Кяпаз», «Чираг» и «Азери» (в Туркмении их называют
соответственно «Сердар», «Осман» и «Хазар. Несмотря на то, что Азербайджан уже
лет шесть, как качает нефть с этих месторождений, проблема далеко не решена, и,
судя по всему, будет решаться в Международном арбитражном суде. Но даже вердикт
суда, если судить по высказываниям политиков с обеих сторон, вряд ли
способствует улучшению отношений между этими государствами. Свидетельством тому
и развернувшаяся на Каспии неявная, но от этого не становящаяся мене острой
гонка вооружений.
Вернемся, однако, к интервью М. Брайзы. Сознавая, что в наши
дни цитирование Ленина может быть воспринято признаком дурного тона, все же
замечу, что ответы Брайзы живо напоминают известное изречение «вождя мирового
пролетариата»: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики».
Ничем иным не объяснить заявление Брайзы: «Ресурсы из западного сектора
Туркменистана в Каспийском море, либо будут экспортированы на запад, либо не
будут экспортированы вообще». Данное заявление, вкупе со сделанным неделей
раньше – «Такие вопросы (Обсуждение между Баку и Вашингтоном вопросов военной
защиты нефтяных платформ Азербайджана. – Л.М.-Ш.) обсуждаются. У нас есть
возможности для того, чтобы подготовить общую программу по данному вопросу» -
является прямым вызовом интересам не только прикаспийских государств, в том
числе России с Ираном, но и стран классического Востока. Учтем, что Китай,
Индия и другие страны региона являются сегодня потенциальными покупателями
среднеазиатских углеводородов.
Однако если относительно потенциальных покупателей
энергоресурсов на Востоке речь можетв
данном случае идти об угрозе «лишь» их экономическим интересам, то в случае с
Ираном и Россией заявление Брайзы невозможно воспринять иначе, как
военно-политический и экономический шантаж.
«Концентрированное выражение экономики» США вступает на
скользкую и опасную дорогу, ибо предполагает ввод американских войск в Южный
Кавказ. Трудно представить, что Россия и, особенно, Иран будут спокойно взирать
на американо-азербайджанские планы по милитаризации региона. И Тегеран и
Москва, безусловно, обязаны предпринять меры по защите своих геополитических
интересов. Первый и более чем убедительный сигнал прозвучал из Ирана, личный
представитель верховного вождя которого – имам-джума города Ардебиля аятолла
Сеид Хасан Амели – озвучил некоторые подробности агдамской трагедии – убийства
жителей поселка Ходжалу. Аятолла Амели обвинил в этом преступлении против
человечности азербайджанских «политиков-предателей», заявив, что многие из этих
преступников «сегодня занимают высокие должности в парламенте и аппарате
президента».
Не вызывает никаких сомнений, что Иран знает больше, чем
сказано. Напомним, что по горячим следам агдамской трагедии Азербайджан и
Республику Арцах посетила делегация Ирана во главе с замминистра иностранных
дел этой страны Махмудом Ваязи. М.Ваязи и сопровождающие его лица побывали и в
Ходжалу и в Агдаме (ныне – Агдам), получив (в том числе от азербайджанской
стороны) достаточное количество свидетельств преступления Азербайджана. Именно
эти свидетельства и документы ныне дают Ирану обоснованное право обвинять в
агдамском преступлении как Азербайджан в целом, так и его отдельных
руководителей. Думается, что данное выступление аятоллы Алеми является лишь
предупреждением, однако оно непременно получит продолжение, особенно если
Азербайджан не откажется от политики конфронтации с географией и Ираном.
Есть что сказать по поводу «концентрированного выражения
экономики» Азербайджана и России. Россия обладает не меньшим, если не большим,
количеством документом, изобличающих преступную политику Азербайджана. И не
только по поводу конфликта с Республикой Арцах. Не стоит забывать, что в России
сегодня проживают большое количество оказавшихся в опале у себя дома и весьма
информированных азербайджанских политиков, вплоть до свергнутого президента
Аяза Муталибова. Было бы странно, если бы у России не были его показания, равно
как и показания другого опального азербайджанского политика, бывшего премьер-министра
этой республики Сурета Гусейнова. И это лишь верхушка айсберга! Отметим также,
что Россия поддерживает тесные связи с лидерами лезгинских, аварских, талышских
и других национальных движений в Азербайджане, и при необходимости легко может
спровоцировать массовые вооруженные выступления коренных народов этой
республики. И это будет самое меньшее, что может сделать Москва в ответ на
участие Баку в игнорирующем интересы России проекте Южный коридор.
Однако это будет выбор уже самого Азербайджана. Впрочем, как
и в вопросе с Республикой Арцах. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, Voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.