Главная » 2013»Март»15 » Или абхазская железная дорога будет восстановлена, или Россия продолжит терять позиции в регионе
Или абхазская железная дорога будет восстановлена, или Россия продолжит терять позиции в регионе
11:51
Analitika.at.ua. Владимир Путин с паузой в несколько часов принял на этой
неделе в Москве руководителей Армении и Абхазии. Серж Саргсян нанес свой первый
внешнеполитический визит после избрания 18 февраля на второй срок, Александр
Анкваб прилетел обсудить дальнейшее экономическое взаимодействие и, возможно,
меру участия Абхазии в подготовке и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014
году. При всех своих различиях эти встречи могут в какой-то степени считаться
смотром союзников в преддверии возможного периода турбулентности, пишет сегодня
ИТАР-ТАСС.
«На сегодняшний день три страны Южного Кавказа позиционируют
себя как лояльные по отношению к России: Армения, Абхазия и Южная Осетия.
Грузия даже в ситуации, которую можно обозначить как
длящуюся смену режима, пока очевидно не готова к радикальному развороту внешней
политики навстречу России. Об этом, к слову, красноречиво свидетельствует
заявление грузинского парламента о внешней политике, принятое в начале марта
почти единодушно /кажется, впервые за полгода/ депутатами от идущей к власти
«Грузинской Мечты» и ушедшего в оппозицию «Единого национального движения».
Перспектива российских отношений с Азербайджаном, при
неизменной дружественной риторике политиков и дипломатов обеих стран, пока, в
общем, не сформулировалась, тогда как с Грузией нынешний Азербайджан связан
более тесными и прочными инфраструктурными узами, чем с Россией.
Все без исключения акторы современной южнокавказской сцены
пока еще безоговорочно признают первенство России. Но если бы мы раскрашивали
сейчас школьную контурную карту Закавказья с заданием показать цветом степень
влияния России в различных странах и меру их ответной лояльности, Грузия и
Азербайджан сильно отличались бы оттенками от Армении, Абхазии и Южной Осетии.
Взгляда на ту же карту достаточно, чтобы понять: эти три
территории образуют неправильный треугольник. Три опоры – в том числе и в виде
военных баз – устойчивая якорная позиция. Но для развития /а без него
устойчивость перестает быть гарантированной/ необходимы инфраструктурные связи.
На сегодняшний день их нет. Между тем, восстановить их можно было бы вместе с
железной дорогой, которая до грузино- абхазского конфликта в начале 1990-х
соединяла российский Сочи с Сухуми и Ереваном через территорию Западной Грузии.
Тема восстановления дороги возникла сразу же после того, как
победа «Мечты» на грузинских парламентских выборах осенью прошлого года
посулила потепление в российско-грузинских отношениях. Но реальная цена вопроса
такова, что любая попытка начать публичное обсуждение этой темы вызывает резкое
сопротивление определенных кругов в Грузии и Азербайджане.
Такая дорога в транспортном отношении разблокировала бы
Армению, которая сейчас полностью исключена из инфраструктурных схем,
построенных в Закавказье Баку, Тбилиси и Анкарой. Автоматически это означало бы
усиление позиций Армении в ее непростых отношениях с Азербайджаном и Турцией.
Россия, в свою очередь, мгновенно вернула бы себе значительную часть
экономического, политического, да и военного влияния в регионе, сильно
сократившегося с 1991 года.
Уровень интереса к дороге в Армении и Абхазии разный. Для
Армении это новые экономические возможности и принципиально новый статус,
который позволил бы в существенно более уверенной тональности обсуждать вопросы
урегулирования в Карабахе и примирения с Турцией.
Для Абхазии это как минимум рост экономической конкуренции:
по железной дороге в Россию мимо мандариновых садов Гульрипша поедут фрукты из
Армении и Западной Грузии. Кроме того, когда-то именно по железной дороге в
Абхазию приехала война. Президент Анкваб говорит о дороге подчеркнуто
дипломатично и даже отстраненно: проект выгоден Армении, конкретных предложений
о восстановлении дороги пока не поступало, но если поступят, их сначала надо
будет обсудить с народом Абхазии.
Железная дорога не фигурировала в официальных коммюнике по
итогам визитов в Москву Анкваба и Саргсяна. Но тему немедленно прокомментировал
премьер Грузии Бидзина Иванишвили: политическая воля к восстановлению дороги,
по его словам, есть, но спешить не стоит, и надо следить, чтобы дорога не
нанесла ущерба политическим интересам Грузии.
Судя по внешнеполитическому единодушию грузинского
парламента, реализовать эту политическую волю будет непросто. Однако ясно, что
именно дорога будет главной темой и для российско-армянских отношений в период
второго срока президента Саргсяна, и для российско-абхазских отношений после
того, как закончится зимняя Олимпиада 2014 года в Сочи. Пока еще никем не
заданный вслух вопрос на самом деле звучит так: или дорога будет восстановлена,
или Россия продолжит терять свои позиции в Закавказье.
Впрочем, даже если отвлечься от железнодорожной тематики,
желание Москвы сверить часы с закавказскими союзниками вполне уместно и
своевременно. Уже в апреле новые политические риски возникнут в Грузии, где
националам придется бороться с искушением отставки кабинета министров и
роспуска парламента. А к лету Азербайджан войдет в фазу президентской
избирательной кампании, которая обещает быть не менее громкой и жесткой, чем
прежние», - отмечает автор статьи Иван Сухов. Терт.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.