Analitika.at.ua. Давно уже замечена маниакальная тяга чиновников
Азербайджана всякого ранга выдавать желаемое за действительное. А значит,
передергивать факты, ставя их с ног на голову. На всем протяжении процесса
карабахского урегулирования нам не раз доводилось становиться свидетелями
азербайджанской лжи, которой официальный Баку пытался и все еще пытается ввести
в заблуждение, как международное сообщество, так и собственный народ.
В качестве примеров, ставших чуть ли не хрестоматийными,
можно привести пропагандистские «мыльные пузыри» относительно 20%
«оккупированных» территорий Азербайджана и миллиона азербайджанских «беженцев».
И хотя все эти надуманные «козыри» бакинской дипломатии давно уже биты, в том
числе и авторитетными международными структурами, Азербайджан продолжает
нагромождать одну ложь на другую, придав данному «процессу» системный характер.
Очередным перлом официальной азербайджанской пропаганды с
полным правом можно считать недавнее высказывание пресс-секретаря МИД
Азербайджана Полухова о том, что Азербайджан уже готовится к выводу армянских
войск с освобожденных территорий. Он заявил, что по итогам международной
оценочной миссии ОБСЕ, которая пройдет с конца сентября до середины октября,
Азербайджан сможет составить план мероприятий на период, когда армянские
вооруженные силы будут выводиться из семи «оккупированных районов». В этих
словах соответствует реальности только одно – сопредседатели Минской группы
ОБСЕ действительно планируют осуществить полевую миссию по изучению ситуации на
территориях, прилегающих к Нагорному Карабаху. На каком основании больное
воображение представителя внешнеполитического ведомства Азербайджана нарисовало
картину «вывода армянских войск», приходится только догадываться. Мы можем лишь
констатировать, что воображение это – весьма бурное.
Нам не раз уже приходилось отмечать завидное упорство
Азербайджана в искажении сути, как карабахского конфликта, так и процесса его
урегулирования. Общеизвестно, и это подтверждалось также многими политиками,
что в процессе урегулирования основной, главенствующей проблемой был и остается
статус Нагорного Карабаха. Все остальные вопросы – территорий, беженцев,
коммуникаций – второстепенны и могут быть рассмотрены лишь после определения
статуса. Пожалуй, это понимают все, и даже Азербайджан, однако он по «традиции»
продолжает ставить телегу впереди лошади, словно не замечая абсурдности своих
действий. Вполне понятно, что такая телега не сдвинется с места, что подтверждает
и нынешняя стагнация в переговорном процессе, хотя посредники и пытаются
представить оптимистичную картину урегулирования. Вполне очевидно, что при
нынешней неадекватной позиции азербайджанской стороны потребуется еще
достаточно много времени для того, чтобы она, наконец, протрезвела и
продемонстрировала свою дееспособность и вменяемость.
Бакинские мечтатели все еще грезят иллюзиями, что заполучат
территории, находящиеся по Конституции НКР под юрисдикцией республики. И даже
собираются «составлять план мероприятий на период вывода армянских вооруженных
сил». Увы, нам придется разочаровать Полухова и его высокопоставленных боссов.
Власти НКР неоднократно заявляли, что возврата к прошлому нет и быть не может,
и от своей позиции отказываться не намерены. Да, сопредседатели Минской группы
ОБСЕ говорят о необходимости скорейшего урегулирования конфликта, но говорят
они об этом в контексте решения проблемы на основе взаимных компромиссов.
Повторимся, взаимных! Где же компромисс с азербайджанской стороны? Его попросту
нет, ибо Баку требует все, не желая отдавать ничего. Такая вот
бескомпромиссность в процессе поиска компромиссного решения. Что же, в таком
случае вполне логично, что на бескомпромиссность Азербайджана власти и народ
НКР также отвечают бескомпромиссностью.
Важно отметить, что власти НКР, выражая заинтересованность в
объективном разрешении карабахского конфликта, всегда демонстрировали свою
открытость и готовность к взаимосотрудничеству с международными посредническими
структурами. Вот и на сей раз официальный Степанакерт дал свое согласие на
проведение оценочной миссии ОБСЕ на подконтрольных ему территориях. При этом
вполне логично и закономерно ставился вопрос о том, что на втором этапе миссия
ОБСЕ должна осуществить мониторинг на находящихся под азербайджанской
оккупацией территориях Геташена, Шаумянского района, части Мартунинского и
Мартакертского районов НКР. И действительно, взаимосотрудничество предполагает
уважение интересов партнера, и если миссия ОБСЕ действительно заинтересована в
объективной оценке ситуации в зоне карабахского конфликта, она должна с
пониманием отнестись к озабоченности властей НКР судьбой исконно армянских
земель, захваченных Азербайджаном. Иначе у противной стороны может
действительно сложиться иллюзия, что игра идет в одни – карабахские – ворота. А
такая иллюзия и поощряет Азербайджан на требование односторонних уступок.
Иллюзия, прямо скажем, рискованная. Как и сама игра. Леонид Мартиросян, defacto.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.