Analitika.at.ua. Авторитарные правители Северной Африки и Ближнего
Востока, трон под которыми зашатался, пытаются выдать народные восстания за
иностранный заговор, при этом США и ЕС опасливо смотрят на революции, которые
на определенном уровне продвигают ключевые западные ценности, пишут СМИ.
Отголоски революций дошли даже до среднеазиатских диктаторских режимов. Может
ли "турецкая модель" стать образцом для Египта и остальных арабских
стран?
Для Запада "арабская весна" - хорошая и дурная
новость сразу, утверждает обозреватель Financial Times Гидеон Рахман.
"Хорошая новость в том, что это арабский 1989 год. А дурная - в том, что
мы выступаем в роли Советского Союза". Автор признает, что сравнение
гипертрофированное, "но параллели достаточно верны для того, чтобы понять,
почему США и ЕС опасливо смотрят на революции, которые на определенном уровне
продвигают ключевые западные ценности".
Многие коррумпированные и авторитарные режимы Ближнего
Востока, которые сейчас зашатались, опирались на поддержку Запада, и ее
прекращение со стороны сверхдержавы способствовало тому, что ситуация
изменилась не в пользу режима, а по всему региону распространились волнения,
считает автор. Америка, как и СССР в 1989-м, поступила благородно, но, вновь
как СССР, опасается утратить могущество в традиционной сфере влияния. Сходная
дилемма стоит в Северной Африке перед европейцами.
Тегеран и руководство "Аль-Каиды" тоже пытаются
повлиять на события в арабском мире. "Иранцы увидят шансы в Бахрейне и
Саудовской Аравии, но будут очень опасаться волнений в собственной стране и
угроз для правительства Сирии, одного из своих ключевых союзников в
регионе", - отмечает автор.
Для Америки волнения в Саудовской Аравии и усиление
"Аль-Каиды" или Ирана - худший кошмар, зато приход к власти умеренных
сил в Сирии и Иране - голубая мечта. "Израильтяне, успокоенные
исчезновением своих главных врагов, согласятся на создание жизнеспособного
палестинского государства", - полагает автор. Эти и другие сценарии,
благоприятные для Запада, не невозможны, "но рассчитывать на них никто не
должен", резюмирует Рахман.
Уильям Добсон в блоге The Washington Post называет
конспирологические теории последним прибежищем диктаторов. На прошлой неделе
президент Сирии Башар Асад присоединился к череде арабских правителей,
прибегших к подобной риторике: в чрезвычайно ожидаемой речи, так ничего и не
прояснившей, он заявил о теории заговора - как ранее делали Бен Али, Хосни
Мубарак, Абдалла Салех и Каддафи.
"Оказавшись под нарастающим давлением общественности,
требующей политических реформ, арабским автократам приходится обращаться к
самым отчаянным аргументам, чтобы объяснить соотечественникам причины
хаоса". Боясь признать истинные корни революций, диктаторы пытаются
выставить мирных протестующих в неверном свете, пишет автор. Не так давно
пытались осудить народное восстание как иностранный заговор власти стран,
охваченных "цветными" революциями: Украина, Грузия, Киргизия. Вскоре
авторитарные правители из других государств, такие как Владимир Путин и Ху
Цзиньтао, стали утверждать, что эти революции полностью на совести
неправительственных организаций, финансируемых из-за границы.
"Действительно, в этих странах работают западные
организации гражданского общества, - признает автор статьи. - Но необъяснимо,
как группа сотрудников нескольких слабо финансируемых неправительственных
организаций могла свергнуть целый ряд авторитарных режимов".
"Отголоски революций в Северной Африке дошли даже до
среднеазиатских диктаторских и авторитарных режимов, в том числе и до
Казахстана, - пишет El País. - Хотя эти два региона очень сильно отличаются
друг от друга, есть и общее: например, зависимость от углеводородов, бедность
широких слоев общества, долгое пребывание лидеров у власти и отсутствие
демократической передачи власти".
Пока ничто не предвещает, что Назарбаев может стать жертвой
социального восстания: у казахов он ассоциируется со стабильностью, мирным
сосуществованием различных народностей и уровнем толерантности, немыслимым в
Узбекистане или Туркмении, подчеркивает корреспондент Пилар Бонет. Однако за
картиной стабильности в Казахстане скрывается гигантская коррупция и социальная
пропасть между расточительной и могущественной элитой и крестьянами. Бедность
представляется автору статьи "особенно возмутительной ввиду того, что
Казахстан - самая богатая страна Центральной Азии с территорией, в пять раз
превышающей площадь Франции, и населением 15,5 млн".
"Африка - это прецедент, но, пока Назарбаев остается у
власти, можно не бояться революций. Если же Назарбаев уйдет из власти,
революция может произойти, но скорее такое произойдет в Узбекистане", -
приводит издание слова высокопоставленного казахского должностного лица.
Австрийская Die Presse в материале, посвященном Центральной
Азии, замечает, что здешние президенты-автократы постепенно стареют и вопрос о
наследовании власти приобретает все большую актуальность.
Назарбаев пользуется в народе популярностью, подтверждает
издание, но, тем не менее, предпочитает действовать наверняка. В прошлом году
он получил титул "лидер нации" плюс иммунитет от уголовного
преследования и право осуществлять политическое руководство даже после
отставки. "По оценкам наблюдателей, это говорит о том, что любой преемник
будет ему подотчетен. Впрочем, в поле зрения пока нет ни одного", -
говорится в статье.
У Назарбаева все складывается так же, как у Ислама Каримова,
президента соседнего Узбекистана: оба правят с 1991 года, оба постепенно
стареют, и у обоих нет сыновей. Эксперты не исключают, что, несмотря на
патриархальную культуру, на роль преемников готовятся их дочери - уже сейчас
они контролируют многочисленные сектора экономики.
"Расположенные между Россией, Китаем и
радикально-исламскими соседями на юге, привечаемые Западом благодаря своим
сырьевым ресурсам, центральноазиатские "-станы" могут опасаться не
столько протестов со стороны народа, сколько интриг собственных элит", -
считает автор статьи. Исключение составляет Киргизия. После "тюльпановой
революции" 2005 года и кровавого мятежа 2010 сейчас страной правит хрупкая
коалиция, однако смена власти происходит здесь в результате свободных выборов.
Эта "арабская весна" не породит новых
"Турций", пишет на страницах The Times известный британский историк
Норман Стоун. В 1923 году Ататюрк провозгласил Турецкую Республику и приступил
к модернизации, к нашему времени в Турции "хорошо укоренилась демократия,
экономика во многом достигла уровня средиземноморской Европы". Глядя на
эти достижения, сторонние наблюдатели утверждают, что "турецкая
модель" - образец для Египта и остальных арабских стран.
Стоун не согласен с этим: "Турция без малого два
столетия проводила вестернизацию автономно. Но западным поклонникам следует
учесть: она делала это авторитарными методами". До 1950-х годов в Турции
существовала однопартийная система, хотя репрессии были умеренными. Демократия
в Турции работает лишь в сочетании с неуклонным экономическим прогрессом и
подтверждает мнение Фукуямы, что страна "может позволить себе"
демократию при ВВП в 7500 долларов на душу населения. В арабских странах ВВП
намного ниже.
Другой важнейший элемент турецкой модели - религиозная жизнь
сурово контролируется центральным ведомством, диктующим даже архитектуру
мечетей. "Большой вопрос, смирятся ли с такой системой в арабском
мире", - пишет автор. Правда, нынешний премьер Турции Эрдоган - умеренный
исламист, и его апелляции к братству всех мусульман - не пустопорожние. "Но
арабо-турецкие отношения никогда не бывают по-настоящему теплыми: многие турки
презирают арабов, а многие арабы будут презирать так называемую турецкую
модель", - указывает Стоун.
Вдобавок сейчас турецкая модель демонстрирует свои
недостатки: турки-секуляристы обеспокоены распространением ислама. Но, если в
Турции возникнут трения между национализмом и исламом, национализм наверняка
победит. "Турецкая модель останется сугубо турецкой", - заключает
автор. Inopressa.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.