Главная » 2010»Июнь»11 » Иран и Балканы: опасные параллели для России
Иран и Балканы: опасные параллели для России
00:09
Analitika.at.ua. Принятие очередной санкционной резолюции Совета
Безопасности ООН по Ирану может стать крупнейшим политико-дипломатическим
поражением России за последние годы. Его негативный эффект будет ощущаться
гораздо сильнее, чем последствия самопровозглашения независимости Косово
(против которой Россия по-прежнему возражает). Речь идет о неожиданно вернувшем
синдроме односторонних уступок Западу, отличавших политику России в 1990-е годы
– особенно на балканском направлении. Однако, продолжая следовать в фарватере
западной политики по иранскому вопросу, Россия рискует потерять не Балканы, а
еще более обширный регион и собственное с таким трудом обретаемое ключевое
место в многополярном мире.
Ведущее иранское печатное издание газета «Техран таймс» в
своей передовице, посвященной голосованию в Совете Безопасности ООН (где против
санкций проголосовали партнер России по группе БРИК Бразилия и член НАТО
Турция) откровенно написала о геополитической сделке, реализованной Россией и
США. «Тот факт, что Турция и Бразилия, два союзника США, проголосовали против
резолюции, служит еще одним доказательством того, что действия против Ирана и
последнее решение Совета Безопасности базируются на секретных сделках, заключенных
великими державами. Таким образом, те, что говорил, что США отказались от
своего антиракетного щита в Восточной Европе для того, чтобы завоевать
поддержку России – вероятно, были правы» - написала газета.
Российскому внешнеполитическому ведомству в 2009 году
приходилось неоднократно опровергать утверждения западных СМИ о наличии сделки
«ПРО в обмен на Иран». И, скорее всего, подобная сделка как однозначно
прописанный и подписанный сценарий действительно отсутствовала. Но дьявол, как
любят говорить те же американцы, «скрывается в деталях». А детали таковы, что
Россия резко ужесточила свою позицию по Ирану, заморозила реализацию уже
заключенных контрактов с Тегераном в военной сфере (в частности, о поставках в
Иран зенитно-ракетных комплексов С-300) и рискует потерять ключевого
стратегического партнера на всем Ближнем и Среднем Востоке в условиях, когда
ничто не требовало от нее подобной спешки. Ничто - кроме сомнительных
обязательств перед президентом США Бараком Обамой?
Между тем, последнее развитие событий свидетельствовало об
активизации сложных и неоднозначных подвижек во всем регионе и за его
пределами. Успешное посредничество вышеупомянутых Бразилии и Турции в
переговорах об обогащении иранского урана за пределами страны, резкое обострение
ситуации на Ближнем Востоке и отношений Турции и Израиля, выход на новый уровне
геополитических маневров вокруг карабахского урегулирования и тесно связанных с
ним энергопроектов (ключевая роль в которых принадлежит Турции, Ирану и
занимающему особую позицию Азербайджану) - во всех этих схемах США явно
перестают играть решающую роль и рискуют лишиться союзников. Что же касается
собственно Ирана, то, как хорошо известно, три пакета санкций, одобренных
Советом Безопасности ООН в 2006-2008 годах, не заставили Иран отказаться от
реализации своей общенациональной идеи – каковой остается ядерная программа. И
нет никаких признаков того, что данная ситуация изменится сейчас.
Зато она изменится для России – и не в лучшую сторону. Теряя
Иран, демонстративно действуя вразрез с посреднической миссией Бразилии и
Турции (которую Москва устами президента Дмитрия Медведева ранее формально
поддержала) и подчеркивая редкостную солидарность с США, Россия рискует тем
капиталом, который она постепенно начала нарабатывать в последние годы –
независимостью, четкостью и наступательностью внешней политики и ясностью
геополитических приоритетов. Одной рукой голосовать за резкое ужесточение
санкции против Ирана, а другой достраивать АЭС в Бушере – не это ли те пресловутые
««двойные стандарты», в которых Москва привыкала (и совершенно справедливо)
обвинять Запад?
Сразу же после голосования в Совете Безопасности ООН Москва
явно попыталась отыграть геополитические очки. В частности, российский МИД
поспешил обнародовать обширный комментарий своего департамента информации и
печати, в котором, в частности, говорилось:
«Не можем оставить без внимания доходящие до нас сигналы о
намерении некоторых партнеров чуть ли не сразу после решения в Нью-Йорке
перейти к рассмотрению дополнительных, более жестких, нежели предусмотренные
резолюцией СБ ООН, мер воздействия на Иран. Расцениваем это как проявление
курса, идущего вразрез с принципами совместной работы в «шестерке» и формате СБ
ООН. Для нас неприемлемы попытки таким образом ставить себя «выше» Совета
Безопасности. Категорически отвергаем и национальные решения, касающиеся
введения «экстерриториальных санкций», т.е. ограничительных мер по собственному
законодательству в отношении физических и юридических лиц третьих стран.
Подобные решения, если под них попадут российские юридические и физические
лица, чреваты принятием нами ответных мер.
Новая резолюция оставляет широкое поле для продолжения
взаимодействия с Ираном в торгово-экономической области, по вопросам энергетики,
транспорта, мирного космоса. В преломлении к российско-иранским двусторонним
отношениям все эти сферы обладают значительным потенциалом и возможностями
роста. Принципиальное значение для нас имеет дальнейшее развитие сотрудничества
с Ираном в области строительства легководных реакторов».
Все вышеприведенные доводы справедливы - но почему-то
оставляют стойкое впечатление «размахивания кулаками после драки». Вряд ли США
и Евросоюз настолько преисполнятся благодарности к России, что станут лучше
учитывать ее интересы и, в частности, выстраивать свою дальнейшую политику на
иранском направлении на комментарии ее МИДа. А заявления Смоленской площади в
поддержку «дальнейшего развития сотрудничества с Ираном» носили бы более
весомый характер, если бы Москва хотя бы воздержалась при голосовании (как это
сделал несравнимо менее влиятельный в мировых делах Ливан).
Если же вернуться к обстоятельствам российско-американских
дискуссий по Ирану и интересам США – то Вашингтон ими как раз ими не
поступился. Отказ Барака Обамы от размещения стационарных объектов ПРО в Польше
и Чехии хорошо просчитывался и без каких-либо договоренностей с Россией по
Ирану – в силу, прежде всего, их финансово-экономических издержек. К тому же
речь идет не об отказе от программы как таковой – а о переводе ее на более
высокий технологический уровень с тем чтобы покрыть радарами и противоракетами
дополнительные площади. Вместо двух хорошо просматриваемых объектов Россия
вскоре получит у своих сухопутных и морских рубежей целую сеть мобильных установок.
И Персидский залив, а также Черное море станут в этом отношении ключевыми
районами. Не случайно американская администрация в ходе переговоров о
заключении нового Договора о СНВ основные и успешные усилия сосредоточила на
недопущении увязки его требований с программой ПРО.
Но, может быть, самое главное и настораживающее – это прямые
аналогии между нынешним развитием международных дискуссий по Ирану и политикой
России на Балканах в 1990-х – первой половине 2000-х годов. Тогда Россия тоже
формально требовала от всей фигурантов балканских конфликтов строгого
соблюдения международного права, побуждала их к компромиссам, голосовала в
Совете Безопасности ООН за санкционные резолюции как единственно возможное
средство предотвращения эскалации напряженности – но все это в итоге приводило
к еще большим перекосам в архитектуре балканской и европейской безопасности.
Декларированные принципы объявлялись обязательными для всех стран и народов
региона – но страдали почему-то одни сербы (исторические и геополитические
союзники России). А формат международных дискуссий по статусу Косово –
Международная контактная группа - вообще пугающе походит на нынешние переговоры
в составе «шестерки» по иранскому ядерному досье. Именно в рамках «пятерки»
Россия уступили позиции в косовском урегулировании, согласившись на так
называемые «три принципа» - в том числе на недопустимость возвращения ситуации
в Косово к 1999 году. Это положение затем было использовано сторонниками
косовской независимости как главный аргумент в пользу независимости сербского
края.
Сегодня российские представители вполне справедливо обвиняют
ООН и лично ее генерального секретаря Пан Ги Муна в нежелании и неспособности
решить косовскую проблему, а Евросоюз и США - в предвзятости и односторонности.
Но разве в иранском вопросе Запад – молчаливо согласившийся с наличием ядерного
оружия у Индии и Пакистана и прикрывающий атомные разработки Израиля, но
вводящий все более жесткие санкции против Ирана – не действует односторонне?
Балканское урегулирование уже доказало и продолжает
доказывать ущербность отживших свое международных форматов в виде различных
«пятерок», «троек» и беззубых дискуссий и решений ООН. Запад давно уже
использует собственные механизмы обеспечения своих геополитических интересов.
Укрепление военно-политического и торгово-экономического взаимодействия с
Ираном (в том числе по вопросу разграничения Каспия и энергопроектам),
подключение к переговорам по иранском ядерному досье других – неангажированных
- стран, наконец, четкая поддержка независимой и успешной посреднической роли
Бразилии и Турции – вместо всего этого Россия предпочла протянуть руку США и
Евросоюзу. Дождется ли Москва от них ответной руки, к примеру, по Косово,
Кавказу или энергетике? Балканский опыт вынуждает ответить на этот вопрос
отрицательно.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.