Analitika.at.ua. Ирано-турецкие отношения за последние несколько недель
претерпели значительное охлаждение. Стороны стоят на грани скатывания к
открытым упрёкам и уже обмениваются слегка завуалированными внешне- и
военно-политическими словесными уколами. Иранская жёсткая риторика в сторону
Турции носит во многом опосредованный характер, заключающийся в сирийской теме
и теме размещения на турецкой территории элемента ЕвроПРО в виде наземного
радара передового базирования. Радар ПРО в турецком уезде Кюреджик провинции
Малатья в 700 км от турецко-иранской границы стал точкой отсчёта возвращения
отношений между Турцией и Ираном в традиционное состояние стратегического
недоверия.
За известным заявлением командующего аэрокосмическим
подразделением Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Амира Али Хаджизаде
последовала нота протеста с турецкой стороны.
Ни Тегеран, ни Анкара не склоны к прямой пикировке, но и
складывающаяся на их границах ситуация не даёт поводов надеяться на то, что
определённый «кризис жанра» в их двусторонних отношениях будет преодолён без
существенных последствий для этих отношений. Иран стремится всеми доступными
ресурсами дать понять Турции своё неудовольствие по части слишком тесного
взаимодействия этой страны с США в частности и в рамках НАТО в целом по вопросу
смены нынешнего сирийского руководства. Иран никогда не обманывал себя
иллюзиями по части натовского позиционирования Турции в кризисных ситуациях на
Ближнем Востоке. Географическое местоположение, исторические связи и восточная
ментальность в новейшей турецкой истории всегда уступали место прагматическому
расчёту, который основывается на очень простой констатации – гарантии
безопасности Турции могут дать только её тесные военно-политические связи с США
и членство страны в НАТО (как нам представляется подсознательное ощущение исхождения
реальных гарантий безопасности для Турции исключительно от США (даже не от
НАТО, а именно от США) присутствует в здравых турецких общественно-политических
кругах и подобное подсознательное ощущение объективируется в публикациях
турецких СМИ, в частности, последовавших после заявлений командующего
аэрокосмическими силами КСИР Ирана. Местная пресса стала активно упоминать факт
нахождения на турецкой территории свыше 60 атомных бомб США модификации В-61 на
военной базе Инджирлик). Всё что лежит за рамками этой констатации – не более
чем внешнеполитическая конъюнктура с небольшими тактически примесями ведения
удобного Турции регионального внешнеполитического курса. Иран это понимал и
продолжает в этом убеждаться с каждым днём, но ситуация требует реакции, причём
в большинстве случаев незамедлительного характера. Тем более, когда поступают
новые сведения из региона сирийской эскалации по теме проникновения через
турецкую территорию и с помощью турецких военных и представителей спецслужб в
Сирию боевиков, которые недавно с успехом свергнули режим Каддафи в Ливии.
Вопрос даже не в том, что такая тесная вовлечённость и инициативность Турции в
планах Запада по свержению нынешнего сирийского руководства весьма неприятна
для Ирана, который с 2004 года не ждал особых для себя проблем с
сирийско-турецкого направления. Ещё более настораживающим для Тегерана выглядит
сама схема проведения оперативных планов во взаимодействии и тесном
сотрудничестве военных спецслужб США, некоторых натовских стран и Турции. Такие
схемы не могут быть реализованы в сколь-нибудь эффективном ключе без наличия
доверия между всеми вовлечёнными субъектами, построенного на далеко идущих
негласных договорённостях по "постсирийской” ситуации.
В текущей ситуации Иран получает плохие новости по поводу
наличия таких договорённостей между США и Турцией, но он получает одновременно
и новых прямых и косвенных союзников. Встреча глав внешнеполитических ведомств
ЕС, прошедшая 1 декабря этого года, на которой были приняты новые санкции
против Ирана и Сирии, показала не только нарастающую конфронтацию в отношениях
между Ираном и крупнейшими "европейцами”, но и выявила ограничители для
внешнеполитической маневренности Турции. Турецкая пресса заострила внимание
своей общественности на том факте, что Турция не получила приглашение на
встречу стран-участниц ЕС по Сирии и Ирану, поскольку Греция и Республика Кипр
наложили вето на участие Турции. Последовавшая реакция турецких официальных лиц
содержала язвительные уколы одновременно в сторону греков и сирийцев. Омер
Челик, заместитель председателя правящей в Турции Партии справедливости и
развития, заявил, что «Кипр в рамках ЕС представляет такое же отсталое мышление
как сирийская партия Баас». (Greece, Greek Cyprus Block Turkish Participation
in EU's Syria Talks, http://www.todayszaman.com/, November 30, 2011).
Кстати, в последнюю неделю этой осени от азербайджанского
адресата пришёл сигнал недовольства «парой членов НАТО занявших узко
политическую, предвзятую позицию, задерживающую утверждение третьего этапа подписанного
между Североатлантическим альянсом и Азербайджаном Индивидуального плана
деятельности по сотрудничеству». Об этом заявил заместитель главы
азербайджанского внешнеполитического ведомства А. Азимов, добавив, что
«ситуация связывает нас по рукам и ногам». Пренебрежительная фраза о «паре
членов НАТО» наводит на мысль, что имелись в виду именно Греция и Кипр, которые
«связывают по рукам и ногам» не только Азербайджан, но и Турцию в её свободе
маневра в сирийских делах.
Достижение в американо-турецких отношениях негласных
договорённостей как определённых «приложений» к соглашениям по
военно-техническому сотрудничеству не должно вести к предоставлению Турции
свободы маневра и тем более карт-бланша по ближневосточным темам,
представляющим стратегический интерес для США. Простирающиеся на Ближний Восток
амбиции Турции ограничиваются также особой позицией некоторых стран-членов ЕС и
не в последнюю очередь Россией, не говоря уже об особенно настороженной в
последнее время позиции Ирана к любой турецкой активности в регионе. Тесные
военно-политические обязательства между США и Турцией, сохраняющееся
стратегическое недоверие в греко-турецких отношениях и установившееся в
последние годы такое же недоверие в турецко-израильских отношениях, корабли
российских ВМС у сирийских берегов и отслеживание Ираном малейших признаков
активности Турции – это позитивные факторы, вносящие свою лепту в удержание
региона от сползания в фазу открытой военной эскалации. Михаил Агаджанян,
lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.