Четверг, 25.04.2024, 04:31
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Март » 1 » Иран может стать донором развития туризма в Армении
Иран может стать донором развития туризма в Армении
00:13

Analitika.at.ua.  Интервью с ректором Армянского института туризма, президентом Союза туроператоров въездного туризма Армении Робертом Минасяном.

 

– Как отразился кризис на туризме в Армении? Как Вы оцениваете результаты 2010 года?

 

– Я считаю, что кризис оказал негативное влияние на отрасль, но по статистическим данным в Армении зафиксирован рост. Во всем мире спад темпов роста, а у нас – значительный рост. Уже представлена официальная информация, что в 2010 году Армению посетило около 683 тысяч туристов, и рост туризма составил почти 19%. Да, Армению посетило столько человек, и я не оспариваю эту цифру. Это посетители, которых считают туристами. По определению, принятому нашим законодательством, законодательствами других стран и Всемирной туристской организацией (ВТО), туристом считается любой человек, который пересек границу своей страны и оставался в другой стране (независимо от целей приезда) не менее 24 часов, но не более одного года и не занимался там предпринимательской деятельностью. В то же время в мировой практике ведется особый подсчет организованных, плановых туристов, т.е. тех туристов, которые посетили страну через туроператоров и заранее заплатили за свое пребывание и обслуживание в стране (трансфер, проживание, питание, экскурсионные программы). Наиболее важным показателем, характеризующим рост туризма, является процент организованных туристов от общего числа посетителей. Именно по показателю организованного туризма можно четко оценить, сколько средств поступило в страну, и дать оценку отрасли. У нас же по организованному туризму даже статистика не ведется, а это крайне необходимо. Что касается озвученного роста в 19%, то представленный статслужбой показатель, на мой взгляд, не отражает реального состояния туристской отрасли. Необходимо правильно расставить акценты, а то сегодня граждане РА, если они отсутствовали в стране более года, становятся по возвращению резидентами и учитываются как туристы.

 

– Что реально предлагает Союз туроператоров?

 

– В мире не существует развитой туристской страны без развитого внутреннего туризма. Сегодня, развитие внутреннего туризма – самое эффективное направление, которое поможет стать такой страной, и нам нужно сделать все, чтобы достичь этого. Так как основная масса населения нашей страны отдыхает в Армении, мы должны организовать этот отдых, а мы это делаем очень плохо. Между тем, отдых – это не самоцель, от него зависит здоровье нации. Люди должны иметь возможность восстановить силы, чтобы эффективно работать. Нужно подумать и о том, как организовать отдых детей и студентов. Сегодня в Армении отсутствует детский и молодежный туризм, туризм для взрослых, туризм для инвалидов. Нужно создать такие условия, чтобы население вкладывало в развитие внутреннего туризма те деньги, которые оно готово потратить на свой организованный отдых. Одним из барьеров, препятствующих развитию внутреннего туризма, является несоответствие высоких цен и предлагаемого уровня обслуживания. Поэтому в последние годы армяне начали делать активные вложения через туризм в экономику Грузии. Наши туристы своим пребыванием в Аджарии создают там рабочие места и повышают уровень жизни населения. По предварительным данным, прошлым летом Аджарию посетило около 100 тысяч армян. Можно допустить, что летом наших туристов привлекает море, но дело в том, что и зимой огромное число армян отдыхало в Кобулети, Батуми и Бакуриани на лыжном курорте. Никого не интересует, а почему эти люди зимой предпочитают ехать за 600 километров, когда они могли бы отдохнуть в Цахкадзоре, Джермуке или на Севане?

 

– Причина только в ценовом факторе?

 

– Главный фактор в туризме – это человек. Нам нужны образованные люди, специалисты, которые хорошо знают и любят свою страну, свою область, свой район. Ведь только подготовленный человек может представить свою страну, знать об имеющихся ресурсах, чем можно гордиться и чем можно привлечь туристов. Кроме того, в областях не развита инфраструктура. Там нет ни турфирм, ни специалистов, не ведется статистика посещений въездных и внутренних туристов. Сегодня мало что делается для того, чтобы внутри страны рекламировать свою область, свой турпродукт. Мы должны подумать о создании качественного турпродукта по каждой области для жителей Армении и, конечно, создавать для этого соответствующую инфраструктуру. В этих турпродуктах должна быть учтена специфика каждой области. Причем не только достопримечательности, но и другие факторы, например, традиционная для этой местности кухня. Почему у нас нет смотровых площадок? Ведь это делается во всем мире, и для их создания не нужны серьезные затраты. Люди часами наблюдают в бинокли за полетами птиц, а их у нас много видов.

 

– Государство приняло концепцию развития туризма до 2030 года. Как Вы ее оцениваете?

 

– Там все это очень красиво написано. Прошло уже три года и до 2030 года осталось не так уж много времени. В концепции сказано, что мы должны к 2030 году принять 3 млн туристов, обслужить 1,5 млн внутренних туристов, и должно быть создано около 50 тыс. мест для проживания. Чтобы развивать внутренний туризм, мы должны сбить цены, но силовыми методами этой проблемы не решить, поскольку весь бизнес либерализован и находится в частных руках, как и во всем мире. Необходимо создать благоприятные условия, стимулирующие этот бизнес, разработать программу строительства гостиниц и представления мест для проживания туристов в частных домах. Для внутреннего туризма нет языковых барьеров, многие смогут отдыхать в домашних условиях и питаться экологически чистыми продуктами. Но для этого в каждой области, в каждом туристическом центре нам нужно иметь новые сооружения, новые гостиницы. Государство или область могут принять в этом участие, бесплатно выделить территорию, разрешить подсоединение коммуникаций, тогда и инвесторы будут.

 

Некоторые шаги в этом плане уже предпринимаются. Насколько мне известно, правительство планирует выделить в окрестностях Гарни территорию с целью предоставления ее инвесторам для строительства различных сооружений туристского центра. Сегодня можно идти только таким путем для привлечения инвестиций. Кстати, в мире так и делается. Будут благоприятные условия, гарантии, и желающие найдутся, так как во всем мире немало армян (и не только армян), готовых делать инвестиции. Государство может пойти на предоставление налоговых льгот, и тогда инвестор может рассчитать окупаемость, и цены будут невысокими. Такой подход был использован, например, в Шарм-Эль-Шейхе (Египет).

Поскольку наш основной турпродукт, который мы можем представлять как в Армении, так и за рубежом, находится в регионах, в этот процесс должна быть вовлечена администрация областей. У администрации каждой области должна быть своя программа развития туризма, включающая каждый город, каждое село. Она должна широко обсуждаться с привлечением представителей индустрии туризма. Тогда в регионах будут бережно относиться к историческому и культурному наследию. Каждая область должна рекламировать свой турпродукт, свои памятники, услуги, которые могут быть представлены населению. Тогда и туроператорам будет легче организовать поездки граждан из других областей. Почему каждой области не проводить традиционных мероприятий для привлечения туристов, о которых туроператоры должны знать заранее? Ведь во всем мире туризм – это золотой дождь, нужно лишь подставить умелые руки профессионалов, чтобы собрать его. В этой отрасли вращаются миллиарды, в мире нет ни одной другой отрасли, где создавалось бы столько рабочих мест. По данным ВТО, 3-4 туриста, посещающие страну, создают одно рабочее место в сфере туризма и 5-6 рабочих мест в смежных сферах (гостиничный и ресторанный бизнес, производство сувениров, транспорт, коммуникации и др.). Развитие внутреннего и въездного туризма позволят создать новые рабочие места, в том числе в регионах, где проблема безработицы стоит очень остро.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что государству нужно коренным образом пересмотреть политику в отношении внутреннего туризма. Около года назад премьер-министр Тигран Саркисян провел несколько совещаний, посвященных развитию внутреннего туризма в Армении и Карабахе, но с тех пор мало что изменилось.

 

– Не менее важным направлением организованного туризма является въездной туризм. На какие страны сегодня ориентирован въездной туризм в Армении? В чем заключается роль государства?

 

– В первую очередь, государство должно рекламировать страну за рубежом, т.е. создавать привлекательный имидж безопасной страны, готовой принять гостей. Ни в одной стране этим не занимаются туроператоры. Это не их задача. Туроператор должен создать привлекательный турпродукт и красиво, правильно представить его на международном рынке. Рекламу необходимо проводить в конкретных странах, которые могут стать донорами отрасли. Имеется перечень из 10 крупных стран, составленный Всемирной туристской организацией, которые являются поставщиками туристов. Это страны, в которых люди хорошо живут, имеют средства для турпоездок. Нужно вести агрессивную рекламную кампанию именно в этих странах, но одними выставками вопрос не решить. Надо в течение целого года на государственном уровне вести целенаправленную пропагандистскую, рекламную работу. Для этого должны быть задействованы представители госорганов, МИД, министерств культуры, диаспоры, обороны, туроператоры, гостиницы, рестораны, музеи, авиакомпании. Нужно объединить всех, развитие туризма выгодно всем, так как все получат возможность зарабатывать. Нужно разработать комплексную единую программу по рекламе Армении и провести в одной стране пробную рекламную кампанию. Очень велик интерес к Армении в странах СНГ, а потому рекламную кампанию нужно проводить и в рамках СНГ.

Сегодня армянский въездной туризм ориентирован на европейские страны – Германию, Италию, Францию, в какой-то мере на США, хотя не скажу, что оттуда наблюдается большой поток. Ведь американцы начинают путешествовать только в пожилом возрасте. Нам нужно серьезно работать с Россией. Тут и языковой барьер минимальный. Мы это уже начали делать, я думаю, что должно получиться.

 

– Почему не уделяется внимание развитию въездного туризма из Ирана? Это же страна-сосед с 80-миллионным населением, и ее жители охотно приезжают в Армению.

 

– Это важный вопрос. В 2009 году на празднование Нового года приехали 5000 человек, в 2010 году – 15 тысяч. Мы не были готовы принять и разместить одновременно даже такое количество туристов. Эту проблему нужно решать. Это – во-первых. Во-вторых, мы должны иметь гидов, владеющих языком, которые могут представить Армению, путеводители на персидском. Этот вопрос легко можно решить в сотрудничестве с факультетом востоковедения ЕГУ. Для туристов из Ирана должны быть созданы программы с учетом национальных особенностей. Иран со своим 80-миллионным населением может стать донором для развития туризма в Армении, но нужно серьезно заниматься этим направлением. Есть две крупные компании, которые принимают туристов из Ирана. Это "Татев" и "Гарни тур". Есть также компании, которые начинают работать с туристами при фактическом их прибытии.

 

– Что делается на государственном уровне по работе с Ираном? Ведь это наиболее перспективное направление.

 

– Я поднимал вопрос, о том, что развитие въездного туризма из Ирана должно решаться на госуровне, но пока мало что делается. Насколько мне известно, в Министерстве экономики готовится специальная программа.

 

– Когда праздновалось 1700-летие принятия Арменией христианства, был разработан большой проект по размещению туристов в частных домах. Эти дома приводили в соответствие с европейскими стандартами. Осталось ли что-то из этих ресурсов?

 

– Тогда не очень много было сделано. И само мероприятие не совсем удалось, так как приехало гостей меньше, чем ожидалось. Тем не менее, направление "B&B" (ночлег и завтрак) надо развивать, оно очень перспективно. В Армении многие граждане готовы в этом участвовать и предоставлять туристам услуги.

Нелегко организовывать посещение страны индивидуалами (неорганизованными туристами). Для этого страна должна быть хорошо разрекламирована. Человек должен знать, что он может взять билет, поехать в Армению и пожить в домашних условиях за умеренную плату. Это поможет сделать новая система он-лайн планирования "Армотэлс", созданная компанией "Ромеа" (учреждена нашими выпускниками). Подобные системы действуют во всем мире. В ближайшее время состоится презентация этой системы на правительственном уровне. Система поможет людям, планирующим индивидуальные посещения или прибывающим к нам по разным делам, заранее выбрать место проживания и получить интересующие их экскурсионные программы. Каждый может войти в эту систему и получить эти услуги. Однако здесь опять возникнет вопрос, кто из членов принимающей семьи будет работать с гостями, и как их обучать языку, чтобы они могли общаться? Процесс подготовки кадров – это непрерывный процесс, и нельзя сказать, что мы к этому готовы. Мне не раз приходилось общаться со специалистами в развитых странах, но и у них на первом месте стоит кадровый вопрос.

 

– Вы уже не раз отмечали проблему кадров. Какова сегодня ситуация с этим?

 

– Сегодня мы на нуле. В регионах нет людей, прошедших специальную подготовку. В разных вузах есть факультеты, которые готовят кадры для туризма. В основном, это социально-культурный сервис. Менеджеров с высшим образованием по управлению туризмом готовит только наш институт. Наши выпускники работают менеджерами в турфирмах, ресторанах, гостиницах.

У молодых людей Армении скоро появится возможность получить международное образование в сфере гостиничного и туристского менеджмента – с сентября этого года в Ереване начнет действовать институт "Vatel-Ереван". Институт "Vatel" – лучшая в Европе школа управления гостиничным и туристским бизнесом, имеющая 26 филиалов в разных странах и отмечающая в этом году свое 30-летие. Через несколько лет выпускники этого института, получив два диплома (французского и армянского образца), смогут работать топ-менеджерами в ресторанном и гостиничном бизнесе по всему миру. Причем возможность учиться у нас есть не только у жителей Армении, но и у представителей диаспоры. Со временем институт "Vatel-Ереван" станет региональным центром.

 

– А каким образом будут готовится кадры в регионах и для регионов?

 

– Сказать, что этот вопрос решен, нельзя, надо смотреть правде в глаза. Те, кто посещают подобные объекты, отмечают, что обслуживание находится не на должном уровне. Есть колледжи и иные учебные заведения, но ситуация не меняется. Мы ведем серьезную работу в этом направлении и собираемся совместно с итальянцами открыть колледж, где будут готовить специалистов низшего звена: поваров, официантов, гостиничных работников. Недавно наша делегация посетила школу недалеко от Болоньи в городе Сера Мацони. У них подготовка длится два года, после чего они полностью готовы работать. Выпускники являются высококвалифицированными специалистами, а за обучение платит админисмтрация региона. В апреле мы собираемся провести совместно с этой школой мастер-класс итальянской кухни при участии Посольства Италии в Армении.

 

– Есть ли у Армении эксклюзивные преимущества в каком-либо направлении туризма?

 

– Чтобы представить новый турпродукт, необходимо подготовить научное обоснование, работать с учеными. Надо учитывать, что сейчас путешествуют не те люди, которые путешествовали 30-40 лет назад. Это другие люди, другие отношения, другие потребности. Исходя из этого, нужно создавать современный турпродукт. Вот в Арени нашли место, где 6000 лет назад возделывали и хранили вино. У нас много такого, чего нет в других странах. Это все нужно грамотно рекламировать в качестве турпродукта и представить миру. Нужно думать и о том, чтобы не отстать от соседей. Время ни на кого положительно не работает, тем более на нас. Мы окружены такими странами, которые проводят по отношению к нам антирекламу. Во многих развитых странах существуют НИИ туризма. У нас, к сожалению, нет туристской науки, а ни одна отрасль не может динамично развиваться без науки. В таких условиях трудно создавать конкурентные преимущества и эксклюзивные турпродукты.

 

– Сколько оставляет в Армении один въездной турист?

 

– В большинстве случаев это 400-500 долларов, в отдельных -- больше. Это суммы, которые турист оставляет помимо стоимости приобретенных турпродуктов. Задача сферы обслуживания заключается в том, чтобы турист уехал от нас без копейки. Мы этому учим наших студентов. Все должно быть организовано так, чтобы турист с удовольствием потратил все свои средства и захотел бы снова сюда вернуться.

 

– Несколько слов о деятельности Союза туроператоров въездного туризма Армении.

 

– Союз объединяет 16 самых крупных туроператоров Армении, которые работают на международном уровне; он является отраслевым союзом Республиканского союза работодателей Армении. У нас сегодня много проблем с организацией обслуживания туристов. Недавно мы встретились с представителями министерств экономики, обороны, культуры и охраны природы. Это ведомства, которые имеют музеи и заповедники. Мы намерены совместно с ними разработать программы, чтобы решить проблемы, мешающие развитию туризма и приему организованных туристов.

Хотел бы остановиться на общих для всех туроператоров проблемах. Сегодня туроператоры тратят много денег на рекламу нашей страны на турвыставках, в которых они участвуют на свои средства. Во многих развитых туристских странах эту рекламу делает государство. Туроператор на международных туристических ярмарках должен выставлять свой турпродукт на рынок, свои услуги, он не может рекламировать и страну, и турпродукт. Мы должны думать совместно с министерствами, в т.ч. МИДом, о поднятии имиджа страны.

На рынке работает более ста компаний. На наш взгляд, должен быть список компаний с четким указанием, какого рода услуги они предоставляют – въездной, выездной, внутренний туризм. Хотя этот вид деятельности не лицензируется, мы считаем, что какие-то требования к компаниям должны предъявляться. Разве государство разрешит открыть стоматологическую клинику человеку, не являющемуся зубным врачом? Туризм – это тоже очень ответственное направление, и мы все должны работать для создания новых турпродуктов. Юлия Кулешова, Express.am

Категория: Экономика | Просмотров: 1322
Календарь новостей
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru