Analitika.at.ua. В Тегеране вторым изданием вышла книга Жанет ЛАЗАРЯН “От Джуги до новой Джуги”.
Это своеобразная биографическая энциклопедия о наиболее известных армянах Ирана за более чем столетие. Первое издание появилось на прилавках в 2003-м и очень скоро было реализовано до последнего 2500-го экземпляра.
«Второе издание было, конечно, дополнено, — говорит известный в Иране авторитетный арт-критик и журналист Жанет Лазарян. — А сделать книгу мне предложила организация «Интернешнл диалог», созданная по решению тогдашнего президента Хатами. В одном томе предполагалось собрать сведения о нескольких национальных меньшинствах, проживающих в Иране: ассирийцах, евреях, зороастрийцах и армянах. По разным причинам те три части не были подготовлены, а моя со временем трансформировалась в отдельную книгу», — говорит Жанет.
Она создала рабочую группу — в одиночку с таким объемом не справиться, ведь надо было собрать данные не только о соотечественниках, проживающих в Иране, но и о тех, кто выехал и обитает вне Ирана. В итоге в толстый том вошли биографические данные о более чем 550 иранских армянах. Они дифференцированы по роду деятельности — в книге 29 разделов. Политические и государственные деятели, люди искусства, ученые, врачи, издатели, спортсмены, духовные лица, военные и т.д. В отдельный раздел помещены те соотечественники из Ирана, которые переехали в Армению, — например, ученый-историк Бабкен Чукасзян, дирижер Арам Карабекян и многие другие.
Разумеется, в книгу вошел очерк об истории армянской диаспоры Ирана, она обильно иллюстрирована. Одним из первых в книге отмечен Мурза Мелкон-хан — основатель первой иранской газеты. Далее длинный ряд интереснейших имен. Арутюн Шмавонян — основатель армянской прессы. Церуни Масеян — ювелир, изготовивший по заказу шахского двора драгоценный глобус. Его сын Хан Масеян прославился как дипломат и блестящий переводчик Шекспира на армянский язык. Много художников. Знаменитая миниатюристка Клара Абгар, Ерванд Нагапетян — крупнейший акварелист Ирана, создатель целой школы. Яхья Хан, которого обожали музыканты-«таристы», ибо не было равных изготовленным им инструментам во всем Иране. Многие наши соотечественники были первыми в стране в той или иной области. Так, отцом-создателем иранского кинематографа, так сегодня известного в мире, был Ованес Оганян, снявший в 1900 году первый иранский игровой фильм. Сатеник Агабабян была первой в стране актрисой театра и кино, поднявшейся на сцену. Нвард Мартиросян — отчаянная женщина — первая дама, рискнувшая сесть за руль... На весь мир прославился фотограф Антуан Севрюгин (Севрюкян), крупнейший мастер светописи, зафиксировавший дворцовую и прочую жизнь, отец-основатель иранской фотографии в период правления Насреддин-шаха. Его сын Андре Севрюгин, он же Дервиш, классик современного иранского искусства — живописец, акварелист и иллюстратор. Наконец, все знают о Маркосе Григоряне, известном киноартисте, художнике и коллекционере, который привез в Ереван всю свою ценнейшую коллекцию и создал Музей Ближнего Востока. Имена, имена — интересное, очевидно, чтение.
Книга, созданная Жанет Лазарян, конечно же, нужна и полезна, недаром ее дважды издали в Иране. Разумеется, на персидском языке. Она была бы не менее полезна и востребована в Армении. Если ее переведут на армянский и издадут. Такое желание изъявил, в частности, посол Ирана в Армении г-н Сагайян — обещал помочь. А еще было бы неплохо иметь ее на русском и английском. Для пополнения банка знаний. А то ведь о соотечественниках в Иране массы знают минимально, на бытовом уровне. Думается, министерствам диаспоры и культуры надо об этой книге хорошо подумать.
Источник: Новое время |