Главная » 2011»Июль»3 » Ирина Гаюк: Армяне оставили выдающийся след во всех областях жизни Львова
Ирина Гаюк: Армяне оставили выдающийся след во всех областях жизни Львова
00:19
Analitika.at.ua. Беседа журнала «Анив» с кандидатом философских наук,
старшим научным сотрудником Института религиоведения при Львовском музее
истории религий Ириной ГАЮК.
Судьба есть судьба. Получив образование по специальности «журналист»
и «редактор научной литературы», я сразу же по окончании института пришла на
работу в Музей истории религий. Меня с детства больше всего интересовали две
вещи – история и Восток. Когда после «испытательного срока» меня через год
назначили на должность старшего научного сотрудника экспозиционного отдела
«Раннее христианство», директор предложил: «У нас в музее есть отделы по
христианству, иудаизму, исламу, буддизму, а отдела по истории Армянской Церкви
нет, хотя должен быть. Возьмешься за эту тему?» Вначале я растерялась,
пообещала посмотреть и подумать. Но долго думать не пришлось. Хотя я уже долго
жила во Львове, но «заглянув в эту тему», впервые открыла для себя, что армяне
оставили заметный, можно сказать, выдающийся след во всех областях жизни города.
Это даже задело мое самолюбие – почему я до сих пор об этом не знала? Так в
начале 1990-х я взялась за армянскую тему.
В 1996 году я познакомилась с владыкой Натаном, первым
главой епархии ААЦ в Украине, умнейшим человеком, большим энтузиастом. ААЦ уже
тогда начинала готовиться к будущему празднованию 1700-летия принятия
христианства в качестве государственной религии Армении, и мы решили провести
выставку по истории Армянской Церкви в Украине, связанную как с этой датой, так
и с 2000-летием Рождества Христова. Большую часть экспонатов предоставили
львовские музеи, некоторые – сам владыка Натан. Выставка открылась в феврале
1998 года, получилась очень зрелищной, информативной. У владыки Натана возникла
идея представить ее в разных городах Украины, но все затормозилось из-за
отсутствия финансирования и необходимости собрать множество разрешений. До его
отъезда в Великобританию, куда он был назначен руководить тамошней епархией
ААЦ, мы вместе по его инициативе в 2000 году провели выставку детского рисунка
«Христианство глазами детей» (работы детей возраста до 14 лет) – это была
первая такого рода выставка во Львове. Она имела большой успех, и с тех пор
подобные выставки стали проводиться в городе регулярно.
В 2003 году я защитила диссертацию по теме «Армянская
Церковь как уникальный феномен христианского мира». Традиционная схема
церковной истории такова: было единое христианство, единая Церковь, потом
отдельные Церкви начали от нее отпадать, отделяться. Но это не соответствует
действительности: христианство было единым только во время первых общин. Единой
церковной организации никогда не существовало – имела место естественная для
любой мировой религии ситуация, когда формировались отдельные ее составляющие.
По-другому крупная система просто не может развиваться, и христианство в этом
смысле не исключение. Армяне не могли воспринять и развивать его так же, как
греки или сирийцы, римляне или германцы. И определение армян как монофизитов, –
безусловно, результат предвзятого отношения к ним со стороны государственной
Римо-Византийской Церкви.
Кто присвоил себе полномочия определять еретиков и правильно
верующих? (Кстати, во времена Христовы слово «ересь» означало «выбор»,
отдельную или иную точку зрения. Именно в таком значении употребляет это слово
апостол Павел, говоря, что ереси (разномыслия, разные точки зрения) должны
существовать, чтобы из них выбрать лучшую – Кор. 1. 11-18, 19.) Такие
полномочия присвоила себе Римо-Византийская Церковь, которая стала
государственной, имперской, чьи интересы представляли интересы Римского
государства (де-юре единая Римская империя просуществовала до 395 г.; де-факто
Византия, считавшая себя и считавшаяся долгое время преемницей единой Римской
империи, также называла себя империей ромеев), а потому подкреплялись мощью империи,
ее органами власти вплоть до военной силы. Всем известный и вполне православно
предубежденный историк А. Карташов пишет в книге «Вселенские соборы» о том, что
ереси нужны были окраинам, чтобы политически отделиться от империи. Но точнее,
думаю, было бы сказать, что ереси были нужны империи, чтобы не дать окраинам
отделиться и под предлогом «возвращения заблудших» применять для этого даже
военную силу, чему в истории Церкви мы «тьму примеров видим». А если углубиться
в историю церковных соборов, что я и сделала, когда писала диссертацию,
убеждаешься, что там фактически шла речь не столько о вероучении, сколько о
политике. Весьма показательные основные пункты государственной политики
относительно Церкви сформулировал император Феодосий Великий в своем знаменитом
февральском эдикте 380 года, который А. Гарнак назвал будущей программой
императорской византийской церковно-государственной политики. Отныне каждый
гражданин империи должен был придерживаться никео-константинопольского
государственного исповедания веры. Только такая вера признавалась христианской,
только такие верующие считались «католическими» христианами, а все другие –
«еретиками», которых ожидает «Божие и земное наказание». По словам профессора
А. Спасского, первый раз в истории христианства догматические положения веры
стали предметом государственного законодательства, вошли в кодекс гражданского
права и провели несуществовавшее ранее политическое различие между православием
и ересью.
Решение подготовить «Энциклопедию армянской культуры в Украине»
для меня самой было неожиданным, потому что я всегда предпочитала аналитическую
работу. Ведь сначала речь шла не об энциклопедии, а о расширенном каталоге
памятников армянской культуры в музеях Львова. Необходимость в такой работе
давно назрела. Было известно, что во Львове до Второй мировой войны работал
Армянский музей. На подготовленной мною выставке, посвященной истории Армянской
Церкви в Украине – первой после 1932 года, – у некоторых экспонатов можно было
увидеть на оборотной стороне старые наклейки, принадлежавшие Армянскому музею.
Было известно, что армянские экспонаты есть в Историческом музее, в Картинной
галерее, других львовских музеях, но точного и возможно полного их перечня не
знал никто. Трудность состояла еще и в том, что идентифицировать армян, живших
в Украине, не так просто, т.к. их имена и фамилии, как правило, были
украинизированы, полонизированы или русифицированы – Бернатович, Пирумович,
Антоневич, Айвазовский, Митульский и т.д. Нужно хорошо знать историю армян в
Украине, чтобы найти и отобрать музейные экспонаты.
После защиты моей диссертации директор Исторического музея
как-то спросил, не планирую ли я написать каталог памятников армянской культуры
в музеях Львова: «Кто, как не Вы? Во-первых, Вы защитили диссертацию по близкой
теме – Церковь ведь в любом случае тесно связана с культурой. Во-вторых, Вы
музейный работник со стажем, т.е. знаете специфику музейной работы, что, где и
как искать, да и в музеях Вас знают». В музейных экспозициях выставлено менее
десяти процентов армянских экспонатов, остальное хранится в запасниках. И
действительно важно знать, где искать.
С одной стороны, эта работа не творческая. Имеешь дело с
большими бухгалтерскими книгами еще 1940-х годов или с карточками, с которых
песок сыпется, которые нужно внимательно перечитать, чтобы найти нужный тебе
экспонат. А экспонатов очень много: от 40 тысяч в маленьких музеях до почти
миллиона – в крупных. Причем не во всех музеях они систематизированы по
фондовым группам. В краеведческих музеях предметы записывали по мере
поступления, в других они действительно систематизированы, но очень мало
фондов, вроде украинской вышивки или сельскохозяйственных орудий, по которым
можно сразу сказать, что армянских вещей здесь нет. Большинство других фондов –
графика, живопись, рукописи, изделия из металла и стекла – нужно
собственноручно основательно перерыть.
В моем каталоге рассмотрены экспонаты из фондов 44 музеев в
25 городах Украины, в том числе в городах Восточной Украины – Харькове,
Донецке, Одессе, Николаеве, Херсоне, – где в прошлом не было крупных армянских
общин, за редкими исключениями они относятся к концу XIX – началу XX века. С
другой стороны, многие города с давней историей армянских общин тоже имеют в
своих музеях не так уж много экспонатов армянской культуры. В частности, когда
армян вынудили покинуть Крым в ходе его присоединения к России, они забрали с
собой все предметы искусства, все ценности, вплоть до резных дверей.
Работа над каталогом открыла такое количество белых пятен,
вопросов и неожиданно острых проблем, что попытка если не ответить частично, то
хотя бы очертить все эти проблемы и четко сформулировать вопросы (что уже
облегчает возможность ответа) привела к превращению каталога памятников
армянской культуры в Украине в Энциклопедию. В подавляющем большинстве музеев
моя работа начиналась с того, что меня уверяли в отсутствии у них каких-либо
экспонатов, связанных с армянской культурой. И не было ни одного музея, где бы
я вообще не нашла экспонатов. Причина в том, что без знания истории армян в
Украине идентифицировать экспонаты как имеющие связь с армянской культурой чаще
всего просто невозможно.
В одном из музеев главный хранитель фондов – прекрасный
специалист, хорошо знающий фондовый материал, – настойчиво убеждала меня, что у
них нет ничего, связанного с армянами, так что, даже организовывая, незадолго
до моего визита, выставку, посвященную национальным меньшинствам города, они
вынуждены были просить у армянской общины экспонаты для ее армянского отдела.
Но поскольку я была упряма и настойчива и, несмотря ни на что, упорно желала
«зря потратить свое время», мне дали поработать с фондовой документацией. В
результате были найдены интереснейшие экспонаты, в числе которых – портрет Ю.
Кшиштофовича – первого армяно-католического епископа для всех армянских униатских
приходов украинских земель, попавших после трех разделов Речи Посполитой под
власть Российской империи. Помимо этого портрет интересен еще и тем, что, судя
по описанию церковного имущества, ранее он находился в ныне несуществующем
армянском соборе Могилева-Подольского. Главный хранитель музея знала об этих
экспонатах, но они у нее никоим образом не ассоциировались с армянами,
поскольку армянской тематикой она никогда не занималась.
В Тернопольском краеведческом музее я проработала почти
неделю, и результаты были более чем скромные, что меня, признаюсь, огорчило. Я
понимала, что отрицательный результат – тоже результат, но… И в последний день
работы среди карточек с решениями партийных и комсомольских съездов,
постановлениями парткомов и т.д. я нахожу две уникальные пергаментные грамоты –
королевские привилегии 1703 и 1727 годов для армянской общины и армянской
церкви г. Золочева, причем грамота 1703 года подтверждает привилегию короля Яна
Собесского для золочевской общины от 1688 года.
Бывали ситуации, когда не знаешь – плакать или смеяться.
Заканчивая первый этап работы в Крыму, я «для разведки» решила съездить в один
из тех городов, где армянская колония была поздней и немногочисленной,
поинтересоваться, есть ли в музее хоть что-то интересное, стоит ли ехать сюда и
работать. Со стопроцентной убежденностью меня заверили, что у них нет ровным
счетом ничего, но чуть позже в разговоре вдруг всплывает информация, что ряд
экспонатов передан музею дочерью А. Спендиарова Мариной. На мое замечание: «А
вы говорили, что ничего нет! Оказывается, у вас хоть и небольшой, но фонд
Спендиарова», я услышала потрясающий ответ: «Ну какой он армянин?» Ситуация,
как оказалось впоследствии, типичная: для многих людей армянская культура – это
лишь то, что находится или имеет отношение к коренной Армении, т.е. к
Республике Армения в ее современных территориальных рамках. А все, что веками
создавалось армянами диаспоры, – какое угодно: русское, польское, украинское и
т.д., но только не армянское. Что, с моей точки зрения, глубоко неправильно.
Как справедливо сказал Фолькмар Ганцхорн: «Проблема тут в том, что исторически
судьба армян – это судьба национального меньшинства... Однако отрицание
этнических критериев существующей культурной области было бы равносильно
пропаганде этноцида» (ученый писал об армянских коврах, но это совершенно
справедливо и по отношению к другим областям деятельности армян). Отсюда и
первый раздел энциклопедии «Краткий обзор специфики и основных проблемных
вопросов темы», затрагивающий среди прочего проблему этнической идентификации и
самоидентификации армян в диаспоре. Таким образом, структура энциклопедии
сформировалась в результате необходимости прояснить все те вопросы и проблемы,
которые возникли при работе над фондовым материалом разных музеев Украины.
Были курьезы и другого рода – своеобразный отголосок нашей
советской истории. Во Львовском историческом музее (ЛИМ) я нахожу картину под
странным названием «Надпись армянская». Беру ее посмотреть – оказывается,
действительно армянская надпись в барокковом картуше, и больше ничего. После
рабочего прочтения надписи оказалось, что эта памятная дарственная надпись
относится к одной из известнейших львовских чудотворных икон XVII века,
находившихся в городском Армянском соборе, – иконе «Св. Григория Просветителя».
Очевидно, после войны и окончательного установления советской власти в Западной
Украине, когда все довоенные коллекции были расформированы и разбросаны по
разным музеям, коллекция Армянского музея в основном оказалась в ЛИМ, а оттуда
позже экспонаты по целевому признаку передавали в другие музеи. Поскольку почти
все старые музейные специалисты или успели выехать в Польшу, или были
репрессированы, а на их место приходили люди зачастую малограмотные, музейные
описания того времени страдают вопиющим непрофессионализмом. Не зная языков,
новые сотрудники не могли прочитать старых описаний, а потому случались и такие
ляпы, когда сама икона Св. Григория Просветителя была передана во Львовскую
картинную галерею (по профилю), а надпись, которую новые «специалисты» не
смогли прочесть, оставили в ЛИМ (тоже вроде как бы по профилю). Поэтому и
поныне по всем источникам эта надпись считается утерянной.
Работая над энциклопедией, мне поневоле приходилось
выполнять функции разных специалистов, т.к. в Украине, как оказалось, нет
специалистов-прикладников, т.е. людей, занимающихся конкретно армянским
ковроделием, золотошитьем, шелкоткачеством, оружейным делом и т.д., как нет и
специалистов-историков по таким важнейшим направлениям, как армянская
геральдика, сфрагистика, армянские родоводы и т.д. Материал энциклопедии
значительно облегчит работу будущим (надеюсь, они появятся) специалистам по
нескольким причинам. Во-первых, отвечать на сформулированные вопросы, искать
решение поставленных проблем легче, чем начинать с нуля. Во-вторых, для
облегчения поисков и ориентации в энциклопедии, помимо краткого анализа
основных сфер деятельности армян, даны именные картотеки армян, живших и
работавших в Украине. В-третьих, каталогизированный перечень всех экспонатов
армянской культуры, найденных в музеях Украины, дает возможность, не тратя
времени на поиски, сразу обратиться в тот или иной музей для изучения
интересующих исследователя экспонатов.
В работе над энциклопедией неоценимую помощь оказал
известный украинский ученый, выдающийся арменовед профессор Ярослав Романович
Дашкевич. А параллельная работа по подготовке к изданию сборника всех его
арменоведческих работ на славянских языках (русском, украинском и польском)
существенно помогла мне в анализе и обработке материала. К сожалению, Ярослав
Романович не успел написать вступительное слово к энциклопедии – только рабочую
рецензию. Его преждевременная смерть в феврале 2010 года – смерть таких людей
всегда преждевременна, независимо от возраста – сделала это невозможным.
Поэтому в энциклопедии будет помещена его рабочая рецензия на работу.
Ярослав Дашкевич был очень интересным человеком, ярким и
непростым, хотя лично мне всегда работалось с ним легко. Не будет
преувеличением сказать, что Ярослав Романович один создал и «держал на своих
плечах» украинскую арменистику. Практически не было направления в истории армян
Украины, которое он бы хоть вкратце (но никогда – поверхностно) не затронул. Он
глубоко разработал такие темы, как армянские финансовые книги, армянские
судебные книги, армянские источники об Украине и т.д. С начала моей работы над
армянской темой у нас в музее ежегодно проводились круглые столы по истории
религии – он был одним из организаторов и участников, начиная с первой
конференции. И, конечно же, одной из главных фигур на арменоведческой
конференции, приуроченной к выставке 1998 года по истории Армянской Церкви в
Украине. Именно тогда по инициативе владыки Натана Ярослава Романовича
наградили орденом Месропа Маштоца.
В свое время Ярослав Романович одобрил мою работу на украинском
языке по истории Армянской Церкви в Украине, но при этом посоветовал
обязательно дополнить ее обзором и анализом литературы, посвященной этой теме.
Я последовала его совету, и это полностью изменило качество монографии. Потом
он стал одним из рецензентов моей диссертации, опубликованной в 2005 году, но
оппонентом на защите быть не мог, поскольку он доктор исторических наук, а
диссертация имела больше философский характер.
С 2006 года мы начали готовить к публикации сборник всех его
арменоведческих работ на славянских языках, но, к сожалению, издание этого
сборника сильно затянулось. Сам он, несмотря на возраст, по-прежнему оставался
человеком колоссальной работоспособности. Научная работа для него всегда
оставалась первоочередной, и оказалось непростой задачей отыскать все его
статьи, которые издавались в разных сборниках, начиная с 1960-х годов. В
течение всего времени подготовки сборника он все нес и нес свои прежние работы,
даже те, о которых вначале и не вспомнил. Так вместо запланированных вначале 25
статей в сборнике оказалось 79, из которых некоторые очень велики по объему,
практически представляют собой монографии, а общий объем порядка 1 300 страниц.
Обязательно хотелось бы сказать вот еще о чем: идея каталога
возникла у меня еще в 2003 году, а работа над ним началась только в середине
2005 года. Причина временного разрыва проста – финансирование: ведь для
выполнения такой работы необходимы поездки по всей Украине, фотографирование
экспонатов, оплата издательской и полиграфической работы, т.е. средства,
которыми ни один музей не располагает. Реализация этого проекта стала возможной
лишь благодаря всемерной финансовой и организационной помощи Почетного консула
Республики Армения в Западной Украине А.Ж. Скрипника и армянского бизнесмена из
Лондона Г.А. Казаряна. Благодаря им проект не только удалось реализовать, но
были также расширены рамки работы. Вначале я планировала подготовить каталог
музейных коллекций только Львова и Каменца-Подольского. Но когда они меня
спросили, не хочу ли я посмотреть еще Киев, Черновцы, Крым, т.е. охватить как
можно больше городов и музеев Украины, мой ответ, естественно, мог быть только
положительным. Именно такая панорамность охвата сделала необходимым выход за
рамки каталога, в результате чего и появилась энциклопедия с каталогизированным
дополнением перечня экспонатов армянской культуры в музеях Украины.
Кто-то из великих сказал: случай – это псевдоним Бога, когда
он не хочет называться своим собственным именем. Меня всегда интересовал
Восток, хотя до музея я не связывала свой интерес с Арменией. А оказалось, что
Восток гораздо ближе к нам, чем обыкновенно думают, и наша история связана с
ним тысячами нитей. Для Львова такой связью во многом были армяне. Я всегда
любила историю раннего христианства, и моя диссертация об ААЦ оказалась
напрямую связанной именно с этим периодом. Не случайно я так упрямо
возвращалась к армянской тематике, хотя было время, когда меня не менее
настойчиво пытались убедить заниматься историей Украинской Церкви. И совсем не
случайно в моей жизни появлялись армяне, для которых их наследие, культура,
история – не пустой звук, возможность пиара и т.д., а истинная ценность, для
сохранения которой они делают все возможное. Причем появлялись именно тогда,
когда в силу разных «житейских» причин у меня возникало искушение отойти от
армянской тематики. Три раза в своей жизни я говорила сама себе: ну, все,
никому это не нужно, потому пишу докторскую (впрочем, я ее все равно пишу),
преподаю, и все. И три раза в последний момент появлялся человек, который на
деле показывал, что это все-таки нужно.
Знаете, как-то один из моих студентов пытался меня убедить,
что в жизни бывает так: у человека все не получается, поскольку «обстоятельства
против него». И я ему ответила, что такого не бывает – судьба или Бог дает шанс
каждому человеку, только не каждый это понимает, не каждый видит этот шанс и не
каждый решается его использовать. Но если человек упускает свой шанс – получить
другой чрезвычайно трудно. Три раза мне очень явственно давали понять, что это
мое, что я не должна этого оставлять. И я этому рада.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.