Analitika.at.ua. Невозможно
в рамках небольшой статьи даже вкратце обрисовать историю армян, их жизнь в
Украине, пишет украинский ученый, философ, арменовед, кандидат философских наук
Ирина Яковлевна Гаюк в статье, опубликованной на Analitika.at.ua.
"Удивительная вещь история – человека ли, народа,
культуры. Было ли не было, что было и как было – история, воспринимаемая
большинством как нечто незыблемое и отвлеченно-схематическое - даты, события,
факты, хотя даже «строгие» факты на самом деле нечто до чрезвычайности
размытое, текучее, неопределенное, обретающее формы только при условии четкого
выставления вех, границ, в которых они рассматриваются и основы, на которой они
изучаются. «Математически выражаясь, она (история) есть зависимая переменная
способов ее рассмотрения». А главное – за всем этим стоят живые люди, судьбы,
страсти, словом, жизнь человеческая, только прожитая дважды – самими людьми и
через тех, кто эту историю описывает и изучает. Замечательный армянский философ
К. Свасьян в работе «Загадка истории философии» написал: «все историки
философии лгут как историки и могли бы не лгать как философы, если бы они
излагали историю философии не как историю чужих философских жизней, а как
историю своей жизни». Но истории это касается не в меньшей степени, ведь
историк, как и философ, всегда выражает свой собственный «внутренний опыт,
посредством которого он толкует явления».
Изучая историю армянского народа – то ли в силу тысячелетий
необычайно бурной круговерти событий, то ли из-за очень характерной внутренней
энергии армян и созданного им культурного пространства – особенно остро
ощущаешь эти жизненные токи. Сотнями лет и сотнями дорог шли армяне на
украинские земли. Как образно сказал Ч. Хованец, их поселения – это восточные
орнаменты, тканые руками поколений на нашем узорчатом ковре. Повсюду, где
оседали эти «сыновья св. Григория».., вырастали оазисы азиатского Эчмиадзина,
мир, отличавшийся от окружения языком, религией и культурой, правом и обычаями».
Трудно наверняка оценить влияние, которое в старину имели армяне на нашу жизнь.
Каждая армянская община, несмотря на присущие всем им общие черты, создавала
свою своеобразную культурную среду, каждая по-своему адаптировалась к
окружению, каждая имела специфику использования своего права, свои традиции и
обычаи. Вместе с тем, где бы то ни было, жизнь армян вращалась вокруг церкви,
школы и прихода, «бурлила громким говором уличного движения, перекликаниями
ремесленников, заглядывала в купеческие лавки и гуляла эхом по рынку,
выплескивалась через городские ворота на предместье…, где стояли белые дворы
богатых армянских купцов, пряталась в зелени огородов, благоуханья садов и
фольварков». Везде, где существовали общины армян, была ул. Армянская –
«...настоящий шумный Восток, бурлящий жизнью, полный перемен и удивительно
подвижный».
Как правило, миграционные потоки армян в Украину были
двусторонними, хотя их направленность и интенсивность менялись в разные
исторические периоды: в течение первого тысячелетия нашей эры движение
армянских переселенцев происходило в основном векторно – из Армении и,
частично, из Византии, в Крым, из Армении (напрямую или через Крым), а также из
Крыма, в Киевскую и Галицко-Волынскую державы. Такая ситуация сохранялась до XV
в., но с уточнением: с середины ХІІІ в. из-за татаро-монгольского нашествия
армянские переселенцы оседали, преимущественно, на землях Западной Украины,
тогда как армянские центры Центра и Востока, в том числе и Киев, утрачивали
колонистов из-за их переселения на запад Украины; в XV-XVIII вв. движение
армянских переселенцев происходит как с Востока и Юга на Запад, так и наоборот.
В Украине оседают армяне из Армении, Персии, Крыма и Турции, с XVІ в. особенно
большое количество переселенцев из Молдавии и Валахии. Вместе с тем, после
подписания унии Армянской Церкви Украины с Римом в 1630 г. многие
западноукраинские армяне переселяются в Молдавию, Валахию и Венгрию. В 1778 г.
происходит переселение армян из Крыма в Азовскую губернию (армян традиционного
вероисповедания переселяют в р-н Ростова-на-Дону, а армян-униатов – в р-н
Катеринослава, совр. Новомосковск); армян Белгород-Днестровского, Измаила,
Килии – в специально построенный для армян г.Григориополь Херсонской губернии
(совр. Молдавия). Однако уже в конце XVIII - начала ХІХ в. почти все
армяне-униаты и большинство нор-нахичеванских (ростовских) армян возвратились
назад в Крым.
Крымский полуостров был известен армянам с незапамятных
времен. Легендарный Митридат Евпатор был тестем армянского царя Тиграна
Великого: их войска вместе выступали против Рима. Страбон пишет, что после
завоеваний Митридата Евпатора и Тиграна Великого армяне занимались коммерцией
по берегам Черного и Каспийского морей, торговали с сарматами и сиракийцами,
жившими возле реки Танаис, на Северном Кавказе и в нижнем Подунавье. Самые
крупные армянские колонии находились в Каффе, Сугдее, Сурхате, Газарате,
Бахчисарае, Херсонесе и др. Армянские общины имели свои церковные центры во
главе с епископами. Только в одной Каффе ХІV ст. было более 30 армянских
церквей, в Сурхате – 9, несколько десятков церквей и 4 монастыря находились в
Сугдее, Орабазаре, Газарате, Бахчисарае и в армянских селах.
Культура крымских армян – особое, яркое и оригинальное
явление в жизни армянской диаспоры Украины. Это не только целостное автономное
образование, следы активной деятельности которого находим во всех уголках
полуострова: эта культура имеет самую древнюю в Украине историю, а ее влияние
заметно в большинстве армянских колоний, особенно Западной Украины и Подолья.
Так, именно на средства крымских армян были построены древнейшие на материковой
Украине армянские церкви – львовский собор Успения Пресвятой Богородицы (1363
г.) и церковь св. Николая в Каменце-Подольском (1398 г.).
Тесно связано с Крымом, а также геноцидом армян в Турции
второй половины ХІХ - начала ХХ вв. возникновение армянских колоний на Востоке
и Юге Украины. Начало их интенсивному развитию положил захват юго-восточных
земель и Крыма русскими войсками и переселение христианского населения Крыма
(армян и греков) в 1778 г. в Азовскую губернию (исключение -
Белгород-Днестровский, исторически более связанный с армянскими поселениями
Буковины и Южного Подолья). В результате этого формируются армянские колонии в
Артемовске, Донецке (Юзовке, Сталино), Луганске, Мелитополе, Николаеве,
Новомосковске (бывш. Екатеринослав), Ногайске (Запорожская обл.), Одессе,
Харькове, Херсоне, Черкассах и др. городах.
Одним из ранних упоминаний об армянах в Киеве (кон. ХІ-нач.
ХІІ ст.) является известный фрагмент в «Киево-Печерском патерике» о
лекаре-армянине, услугами которого пользовались киевские бояре и черниговский,
позже – киевский князь Владимир Мономах. Сохранились также свидетельства от
1371-1378 гг. о киевском епископстве; о существовании киевской епархии говорит
упоминание о ней в кондаке 1384 г. Католикоса Теодороса. Архивные материалы и
историко-краеведческие исследования свидетельствуют, что в городе была крупная
армянская колония, неоднократно получавшие привилегии от великих князей
литовских и польских королей (Казимира IV, Александра V, Сигизмунда-Августа).
Местом компактного поселения армян в Киеве был Подол, где они построили церковь
Успения Пресвятой Богородицы, получив там право на проживание и владение землей
на правах собственности, занятие ремеслами и торговлей. Среди них были
переводчики и дипломаты, купцы и ремесленники, воины и врачи.
Не одно и не два столетия насчитывает история
белгород-днестровских армян. Тирас эллинов, Монкастро генуэзцев, Белгород
славян, Аккерман (Ахкирман) турков, Четатя-Алба румын и молдаван. О
существовании здесь армянской колонии известно с XIV в., когда город вошел в
состав Молдавского княжества и господарь Александр Добрый подтвердил указом от
8 октября 1407 г. права армян на торговлю и занятие ремеслами не только в
Четатя-Алба, но и в Кишиневе, Оргееве и Хотыне. Среди армян Белгорода были не
только купцы, но и земледельцы, виноградари и виноделы, и, традиционно,
скотоводы. В 1911 г., согласно с Л. Меликсет-Бековым, в Аккермане проживало
около 100 армянских семей. Армяне имели здесь две церковно-приходские школы
(мужскую и женскую), свое кладбище, активно занимались торговлей и ремеслами.
Древний Львов – один из немногих городов Украины, который не
только насчитывает, но и может представить почти тысячелетнюю историю своих
армян, сохранившуюся как в документах, так и в памятниках архитектуры города,
изделиях ремесленников, в картинах, скульптуре, графике и т.д. Не случайно
именно здесь в 1932 г. состоялась выставка достижений армянской культуры,
имевшая огромный успех и заметный резонанс во всей Европе. Впоследствии на ее
основе стали формировать Армянский музей, хотя официального государственного
статуса он получить не успел. Уже в 1356 г. армяне Львова получили юридическую автономию
и право самоуправления, а с 1364 г. город становится епархиальным центром
армян, которому с конца XIV в. подчинялись армянские приходы Литвы, Польши,
Молдавии и Валахии. С этого же времени встречаются и первые упоминания об
армянских ювелирах, монетниках, оружейниках. Возникает ощущение, что не было
стороны жизни, где армяне не оставили бы следа. Вместе с тем, были сферы
деятельности, где армяне доминировали – оружейное и ювелирное дело,
изготовлении шелка и изделий из него, ковроделие, вышивание золотом и серебром,
выделка кож (особенно, сафьяна, кордыбана и замши). И все это, как правило,
сочеталось с активной торговой деятельностью. Армяне Львова и
западноукраинского региона занимали ведущие позиции в левантийской торговле
Речи Посполитой, а также играли важную роль в дипломатии и в переводческом
деле. Важное место занимали во Львове и армяне-аптекари. Один из них –
блестящий ученый-химик, врач и фармацевт Теодор Торосевич (1789-1876),
прославился, прежде всего, как первооткрыватель минеральных вод Трускавца и
один из первых исследователей минеральных вод Немирова, Шкло и др. В 1819 г. Т.
Торосевич открыл во Львове на ул. Лычаковской, № 3 собственную аптеку. За время
своей научной деятельности написал около 106 научных статей и монографий, в том
числе, фундаментальный труд «Минеральные источники в Королевстве Галиция и на
Буковине и их физико-химический состав» (Львов, 1849). ХІХ-начало ХХ в.
представляет нам целую плеяду великолепных львовских художников-армян – А.
Августиновича, Т. Баронча, Ю. Макаревича, Антони (отца) и Каэтана (сына)
Стефановичей, фамилию Тировичей и др. Армяне Западной Украины и Львова в
ХІХ-первой пол. ХХ ст. были заметны почти во всех областях общественной жизни –
в политике, культуре, науке, производстве. Конечно, их присутствие уже не было
столь «национально насыщенным», как прежде, ведь это были армяне, не первое
поколение жившие на этих землях и чувствовавшие себя здесь не меньшими
автохтонами, нежели украинцы или поляки. Но вместе с тем, они не растворились
среди местного населения: была сохранена и историческая память, и осознание
себя польскими или украинскими, но армянами. Совсем не случайно Львов ХІХ в.
становится центром армяноведческих исследований в Западной Украине. Здесь
публикуются арменоведческие труды С. Баронча, И. Вагилевича, о. Д. Давидовича,
Ф. Захариясевича, И. Линниченко, А. Партицкого, И. Шараневича, Б. Януша и др. В
1904 г. во Львовском университете по инициативе выдающегося искусствоведа,
декана факультета искусствоведения польского армянина Я. Болоз-Антоневича
(1858-1922) была создана кафедра армянского языка, проработавшая до Второй
мировой войны. С 1906 до 1921 г. на кафедре преподавал известный ориенталист
проф. о. Богдан Давидович.
Каменец-Подольский - неофициальная столица армян Речи
Посполитой XVІ-XVІІ вв. До турецкого нашествия 1672 г. в городе было четыре
армянских церкви и две часовни (больше, чем во Львове), армянский госпиталь,
кладбище и армянский Рынок. Город находился на перекрестке важных транзитных
путей, поэтому здесь существовала хорошо развитая торговля, монополизированная
с XV в. армянами. С 1496 г. и до конца XVІІ в. армяне имели право
самоуправления и собственного суда (ежегодно избирали войта и четырех
советников), армянский же магистрат имел собственную печать с изображением Св.
Знамения (ягненка с лабарумом). Турецкая оккупация города в 1672 г. вызвала
массовое переселение армян в Станислав, Бережаны, Городенку, Львов. Но,
несмотря на это, после изгнания турок в XVІІІ веке армянская колония
Каменца-Подольского не только возрождается, но и активно развивается: тут
строится дворец армянского епископа, появляются новые каменные дома армян. В
конце XVІІІ в. пределах украинско-польского Рынка было 23 каменных дома, часть
которых также принадлежала армянам Аксентовичу, Г. Богдановичу, Т. Богдановичу,
Симоновичу, Я. Шагину (Шахину), А. Шагину, Чайковскому, Якубовскому, Шадбеям и
др. Центром жизни армянской общины издавна был Армянский Рынок в старой части
города. Там располагался армянский магистрат, центральный армянский храм –
собор св. Николая, ратуша, дворец коменданта, жилищные и хозяйственные постройки,
торговые склады, городской, или Армянский, колодец (построенный около 1638 г.
на средства каменецкого армянина Нерсеса; в 1760-х гг. архитектор Ян де Витте
(младший) построил над ним каменный павильйон в стиле барокко), оборонные
укрепления. В северо-западном углу Армянского Рынка находилась «своеобразная
коммерческая биржа и место собраний купцов» XVII в., а также и центр торговой
деятельности – так называемый Торговый дом.
На Покутье, в отличие от Западной Украины и Подолья, армяне
стали селиться довольно поздно. Большинство переселенцев прибыли сюда из
Молдавии. Только в 40-х годах XVІI в. появляются первые армянские семьи в
Тысменице, около второй половины XVI в. они начинают селится в Снятыне. Когда в
1662 г. староста Анджей Потоцкий начал строить Станислав, то он сразу пригласил
туда на поселение армян. В 1669 г. армяне появляются в Лысце, на рубеже веков –
в Городенке и Обертыне, около 1715 г. – в Кутах.
Одна из крупнейших армянских колоний ХІХ - сер. ХХ веков
была в Кутах. Еще в начале ХХ в. местные армяне разговаривали между собой на
так называемом кутском диалекте армянского языка. Знаменитый лингвист Ян Гануш
приезжал сюда для полевых исследований языка, давно уже утраченного в других
армянских колониях Украины. Тогда местные армяне еще сохраняли свои старые
обычаи и даже традиционный быт. Кутские армяне славилися своей национальной
кухней. Старожилы рассказывали, что в центре Кут находилась армянская, как
говорили тогда, «ресторация» пани Клементины Янович, где можно было полакомится
знаменитыми армянскими колбасами «салями».
Одно из первых письменных упоминаний об армянах Буковины
находится в грамоте молдавского воеводы Александра Доброго от 8 октября 1407 г.
В ней были определены права армян на торговлю и на занятие ремеслами, размеры
торговых пошлин за транзит товаров и разрешение на держание складов. Массовое
переселение армян на Буковину состоялось в 1418 г. Они принесли сюда новые
ремесла, в частности, скорняжничество, активно занимались разведением и
продажей крупного рогатого скота, изготовляли вино, были аптекарями и
ювелирами. Среди известных армянских фамилий Буковины – Айвазы (Гайвазы),
Богосевичи, Задуровичи, Вартересевичи, фон Микули, Петровичи, Стефановичи и др.
Когда в 1786 г. Буковина вошла в состав Галиции, в Черновцах, наряду с общиной
Армянской Апостольской Церкви, с 1783 г. начинает функционировать и община
Армяно-католической Церкви.
Невозможно в рамках небольшой статьи даже вкратце обрисовать
историю армян, их жизнь в Украине. Даже столь близкий к нам ХХ в. – это далеко
не одна страница в жизни армянской диаспоры Украины и армян, так или иначе
связанных с историей этой земли. Это и теснейшие литературные, и театральные, и
музыкальные связи Армении и Украины, это и страницы Великой Отечественной войны
и многое-многое другое. Иногда спрашивают: «А если бы армян в Украине не
было?». Была бы Украина – только другая, была бы и Армения – но тоже другая, и
обе в чем-то важном беднее, чем сейчас ", - пишет ученый.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.