Пятница, 26.04.2024, 11:00
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Май » 6 » Ирония армянской судьбы: Бакинская нефть. Часть II
Ирония армянской судьбы: Бакинская нефть. Часть II
12:08

Analitika.at.ua. Оглушительное появление Ал.Манташянца в нефтепромышленности было обусловлено несколькими основными факторами: во-первых, будучи председателем правления крупнейшего финансового учреждения на Кавказе - Тифлисского коммерческого банка, он распоряжался значительными финансовыми средствами, а нефтепромышленности постоянно требовались все новые инвестиции. Во-вторых, находясь в постоянной связи и контактах с Европой (в частности, в Манчестере и Париже), Ал.Манташянц на практике владел современными методами и механизмами управления бизнесом. Третьим фактором были его чисто человеческие достоинства, проявляющиеся в глубоком патриотизме и добром, теплом, терпимом отношении к представителям других национальностей, а также к конкурентам.

Бизнес Ал.Манташянца требовал нового развития, и он, выплатив крупную сумму своим партнерам, становится практически единственным владельцем фирмы, оставив в компаньонах лишь М.Арамянца.

Ал.Манташянцу принадлежат 75% акций будущей компании, М.Арамянцу - 25%, причем последний не мог вмешиваться в бизнес и не получал прибыли от зарубежных сделок. Это позволяло М.Арамянцу не углубляться в сложнейшие перипетии нефтебизнеса, жить обеспеченной и беззаботной жизнью. В дальнейшем он продаст свой роскошный особняк в Баку, и с 10 млн. рублей переедет в Тифлис - став одним из знаменитых благотворителей города. Пройдут годы, и он примет участие в похоронах своего близкого друга Ал.Манташянца, а сам умрет в 1922 г. в столице большевистской Грузии, по иронии судьбы лишенный всего состояния и элементарных жизненных условий, в полнейшей нищете...

 

Итак, 11 июня 1899г. был утвержден устав акционерного нефтепромышленного и торгового общества «А.И.Манташев и К», согласно которому учредителями общества были тифлисский 1-й гильдии купец Ал.Манташянц, бакинский 1-й гильдии купец М.Арамянц, а основной капитал составлял 22 млн. рублей (88.000 акций по 250 рублей каждая). Согласно 22 пункту устава обществом управлял состоящий из 5 человек совет директоров, избираемый общим собранием акционеров (Устав нефтепромышленного и торгового общества «А.И.Манташев и К°», СПб, 1899г.).

У фирмы было 173 десятин нефтеносных земель в Балаханах, Сабунчах, Романах, Забрате, Биби-Эйбате и других местах Апшеронского полуострова. Причем 147,7 десятин из этих земель были собственностью фирмы, а остальные участки она арендовала.

Фирма также владела: в Черном городе - керосиновым заводом с хранилищами нефти и мазута, в Белом городе - заводом смазочных масел, у которого были 100-саженная пристань и элеватор для перекачки нефти, в Забрате - специальная механическая мастерская и 50-верстовый нефтепровод, в Батуми - завод по производству металлических и деревянных ящиков, а также хранилища керосина и смазочных масел и станция для перекачки. Нефтеэкспортирующая станция была и в Одессе, со 100 вагонами-цистернами, которые циркулировали по юго-западным железным дорогам России. Наконец, у фирмы были также конторы, агентства и складские помещения в Смирне, Салониках, Константинополе, Александрии, Каире, Порт-Саиде, Дамиете, Марселе, Лондоне, Бомбее и Шанхае.

Нефтедобыча фирмы отображалась в следующих цифрах: в 1895 г. - 30 млн. пудов, в 1896 - 31,5 млн, 1897 - 48 млн, 1898 - 52 млн. Фирма «А.И.Манташев и К°» на протяжении 10 лет (1899-1909) продолжала оставаться крупнейшей в российской нефтепромышленности.

Так появился промышленный гигант, который по своим экономическим показателям занимал третье место, но если учесть, что фирма «А.И.Манташев и К°» постоянно тесно сотрудничала с другими армянскими предприятиями, то становится очевидным, что «армянская нефть» занимала явно лидирующее положение и играла решающую роль.

В бакинской нефтепромышленности начался новый сложнейший период, который должен был обозначить невообразимые геополитические развития, предопределить будущее Закавказья, воздействовать на судьбу восточного армянства.

У этого периода были четыре характерные особенности: а) бурное развитие нефтепромышленности, обусловленное внедрением зарубежного капитала, б) революционно-пролетарское движение, в) Первая мировая война, г) межнациональные конфликты.

С каждым новым пудом добытой нефти нефтепромышленность все более походила на Кроноса, пожирающего собственных детей.

Как мы уже отмечали, мир был «разделен» между двумя нефтяными сверхдержавами: США и Россией. Причем последняя, кроме Баку, не имела других нефтяных залежей и в начале XX в. получала от нефтедобычи ежегодный доход в 100 млн. рублей. Однако увеличение топливно-энергетического спроса, обусловленное как гражданскими, так и военными факторами, вынудило европейские страны в лице Англии, Франции, Германии обратить на Баку пристальное внимание. Самыми активными были англичане.

Английский капитал вступил в бакинскую нефтепромышленность с конца 1890-х гг., когда на мировом рынке подскочили цены на нефть и нефтепродукты, в особенности керосин. Чтобы овладеть кавказскими нефтяными месторождениями в 1897-1901 гг. в лондонском Сити было создано 10 компаний с основным капиталом в 53 млн. рублей. Шесть из них основали группу, возглавляемую одним из директоров Английского банка - Э.Губбардом, в состав которой входили Г.Гладстон, Д.Китсон, Ч.Мур, У.Джонсон, К. и У.Вернеры.

Вспомним упомянутого выше азербайджанца Тагиева. В конце 1897 г. англичане предложили ему продать свой бизнес. Тагиев потребовал за свои нефтеносные земли в Биби-Эйбате, керосиново-смазочный и углекислотный заводы, нефтепровод, нефтеналивную флотилию и состав железнодорожных цистерн 5 млн рублей, хотя потратил на все это 200 тыс. рублей и давно уже получил в несколько раз больше прибыли. Англичане согласились, но с условием, что сначала единовременно выплатят 500 тыс. рублей, а оставшуюся сумму будут выплачивать частями, в течение нескольких лет. Сделка состоялась, в результате чего было создано «Общество для добывания русской нефти и жидкого топлива» (сокращенно «Олеум») с основным капиталом в 1,2 млн. фунтов стерлингов, а Тагиев оказался вне активного бизнеса. Однако курьез был в том, что одна из скважин «взбесилась» и стала ежедневно фонтанировать по 15 тонн нефти: с продажи нефти именно из этого бурового англичане и выплатили азербайджанцу оставшиеся 4,5 млн. рублей... Группа Э.Губбарда в 1898 г. за 7 млн рублей скупила фирмы Г.Арафеляна, братьев Будагянов и братьев Адамянов и создала «Бакинское общество русской нефти» с основным капиталом в 1,5 млн. фунтов стерлингов. Затем за 2,3 млн. рублей приобрела предприятия А. Цатуряна и Б. де Бура, на базе которых в 1899 г. создала «Европейскую нефтяную компанию», основной капитал которой составил 1,1 млн. фунтов стерлингов. Та же группа одновременно основала и «Соединенное русское нефтяное общество» с основным капиталом в 200 тысяч фунтов стерлингов, «Бакинское (Забратское) керосиновое общество» с 50 тысячами фунтов стерлингов основного капитала и «Калантаровскую (Бакинскую) нефтяную К» с основным капиталом в 50 тысяч фунтов стерлингов.

Другая группа английских капиталистов действовала под руководством Ф.Лейна - директора-распорядителя крупной английской керосино-экспортной фирмы «Lane and Macandrew». В феврале 1898 г. эта группа перекупила у двух голландских банков контрольный пакет акций фирмы «С.М.Шибаев и К°» и основала в Лондоне акционерное общество «Шибаевскую нефтяную компанию с ограниченной ответственностью» с основным капиталом в 750 тысяч фунтов стерлингов. Таким образом, только за 1898-1901 гг. англичане инвестировали в бакинскую нефтепромышленность 4,1 млн. фунтов стерлингов.

Интересы Франции косвенно представляла компания Ротшильдов. Даже бельгийский капитал внедрился в российскую нефтепромышленность, контролируя грозненскую фирму «А.И.Ахвердов и К°».

Все это свидетельствовало об одном: внедрение иностранного капитала, с одной стороны, открывало широкие возможности международного сотрудничества, эффективного управления, с другой - превращала бакинскую нефть в инструмент большой геополитической игры.

Приток финансовых ресурсов стал основой стремительного развития, и в 1901г. было добыто рекордное количество нефти - более 706 млн. пудов. Как отмечает источник: «К 1901 г., когда нефтяная промышленность России достигла кульминационной точки своего развития, в руках Нобеля, Ротшильда и Манташева сосредоточилось более четверти всей добычи Бакинского района и около 40% производимого здесь керосина. Еще выше был удельный вес трех фирм в вывозе: им принадлежало около половины всех нефтепродуктов, отправленных внутрь России (в том числе свыше трети - одному Нобелю), и почти 70% вывоза из Батума за границу».

Именно эта «триада» совместно и по отдельности выступала на международном рынке. Но Ал.Манташянц не забывал своих соотечественников. В 1902 г. он вместе с П.Гукасяном основал в Лондоне фирму «Хомлайт ойль», и в том же года совместно с тем же П.Гукасяном, Нобелями, Ротшильдами и компанией «Токам-олеум» создал в Германии фирму «Deutche-Russiche Naphta Import Gasellschaft».

Однако для бакинской нефтепромышленности настали трудные времена, обусловленные нерегулируемыми колебаниями цен на мировом нефтяном рынке и стачечным движением рабочих в самом Баку, что постепенно довело ситуацию до кризиса. В 1902 г. 136 предприятий добыли 636.528.852 пуда нефти, а 24 ведущие фирмы - 521 млн. пудов. Из этих 24-х фирм 13 были армянскими и добыли 203 млн. пудов, или 39% от общего количества, причем 51.946.779 пудов добыл Ал.Манташянц.

В 1903 г., когда в Баку начались забастовки рабочих, объем добычи снизился до 597 млн. пудов. В 1904г. производство несколько увеличилось: 143 фирмы получили 614.810.930 пудов нефти, причем на долю 34 фирм пришлось 279.467 тысяч, а на 9 фирм - 335.345 тысяч пудов. Доля четырех из этих 9 фирм составляла 34,5% от общего объема добычи. Это были «Братья Нобель» (74.892 тысячи), «Каспийско-черноморское общество» Ротшильдов (53.351 тысяча), «А.И.Манташев и К» (49.256 тысяч) и «Каспийское товарищество» братьев Гукасян (34.487 тысяч) (Обзор Бакинской нефтяной промышленности за 1904г., т. I, Баку, 1905г., с. 82).

После этого добыча неуклонно падала и в год экономического подъема России, 1913, составила всего 560 млн. пудов. В результате Россия уступила лидерство в мировой нефтепромышленности: если в 1901 г. ее удельный вес составлял 51,6%, то в 1913 г. он составил всего 18,1%. И, наоборот, увеличился удельный вес США: от 39,8% в 1901 г. до 62,2% в 1913 г.

Качественно, принципиально новый этап в нефтепромышленности Баку начался... со смертью двух человек: в 1906 г. скончался московской 1-й гильдии купец, владелец одной из старейших нефтяных фирм - «Русского нефтепромышленного общества» (РУНО), Геворк Лианосян, а в 1911 г. - Александр Манташянц. На смену им пришли их сыновья - Левон Манташянц и Степан Лианосян (Степан Георгиевич Лианозов, 1872-1951). Последнему предстояло превзойти всех, стать «королем» мировой нефтепромышленности. Однако на долю его выпала и глубокая трагедия, и прискорбное, ничем не оправданное забвение.

Все началось в 1872 г., когда нефтяные поля были выставлены на аукцион. Выходец из Персии, астраханской 1-й гильдии купец Степан Мартынович Лианосян уплатил вместо стартовой цены в 1310 рублей 26.220 рублей и стал собственником 7-го участка с 6-тью нефтяными скважинами, с предполагаемой производительностью всего в 4599 пудов. Этот его шаг был не столько предвидением перспектив нефтепромышленности, сколько обычным финансовым вложением: он купил землю, собственный участок, в результате чего была создана фирма с шикарным названием «РУНО». Но у С.М.Лианосяна был более широкий круг интересов: через год, в 1873 г., он получил от шахского правительства концессию, дающую монопольное право на рыбную ловлю в устьях впадающих в Каспийское море персидских рек. Договор был заключен на 5 лет, но неоднократно возобновлялся. Рыболовный промысел осуществлялся в пяти районах: Астаре, Энзели, Сефидруде, Машадисере и Астрабаде, каждый из которых специализировался на производстве определенных видов рыбы.

 

После смерти С.Лианосяна бизнес унаследовал его брат Геворк, который обратился к царскому правительству с просьбой сдать ему в аренду прибрежные воды Каспийского моря (по Туркменчайскому договору Каспийское море принадлежало России). 22 марта 1900 г. между Г.Лианосяном и Министерством земледелия и государственного имущества России был заключен договор сроком на 25 лет (После 1917 г. этот договор будет расторгнут...).

Таким образом, Г.Лианосян стал крупнейшим промышленником рыбы и морепродуктов в прибрежных водах Каспийского моря и устьях впадающих в него рек. Если в 90-е годы ХIХ в. валовой продукт рыболовных фирм ежегодно составлял в среднем 600 тыс. рублей, то в период с конца века до 1906г. он достигал 900 тыс. рублей, а в 1907-1915 гг. - 2,25 млн. рублей. Накануне Первой мировой войны рыбопромысел братьев Мартына, Степана, Левона Лианосянов представлял собой современные промышленные предприятия, оборудованные по последнему слову техники. Туда входили электростанции, холодильные помещения, телефонная связь, механические и другие мастерские, а также флотилия из 20 плавсредств, в том числе двух больших пароходов, один из которых назывался «Пирогов», а второй был назван в честь деда его владельцев - «Мартын». В рыбном промысле работали 5900 человек, накануне войны капитальные вложения составляли около 3 млн. 380 тысяч франков, а в 1916 г. - 9 млн. рублей. Таким образом, рыболовные предприятия Лианосянов были крупнейшими в Персии промышленными предприятиями вплоть до 1909 г., когда была создана «Англо-персидская нефтяная компания».

 

Оставим «рыбную» тему и поговорим о нефти. При Г.Лианосяне «РУНО» была фирмой среднего масштаба. После смерти отца Степан Лианосян с головой окунулся в нефть, вследствие чего в мировой нефтепромышленности началась новая эпоха.

 

Здесь крайне важно следующее наблюдение: у первого поколения армянских нефтепромышленников (и вообще купечества) была одна характерная черта - патриархальность, у которой было свое логическое объяснение. Сохранение собственности диктовало необходимость привлечения в бизнес доверенных лиц: сыновей, близких родственников, соотечественников (шушинцев, шемахинцев, тифлисцев и т.д.). То есть бизнес был национальным в прямом смысле слова. Такими были десятки фирм: братьев Мирзоянов, братьев Адамянов, «Амур», «Анаит», «Арамазд», «Вананд», «Воротан», братьев Гукасянов, братьев Туманянцев, братьев Красильниковых и многих других, одно только перечисление, которых займет много места.

Даже великий Манташянц, который прекрасно сознавал необходимость постоянного вливания все новых и новых капиталовложений в нефтепромышленность, был банковским «королем» Кавказа, членом правления двух крупных петербургских банков, - даже он все равно не допускал чужаков в управление своим бизнесом: в 1909г. в правление его компании входили его сын Левон, родственники Давид Харазян, Геворк Шаумян, уже упоминавшийся Аракел Сарухан и С.Черкезов, брат которого в то время был мэром его родного города Тифлиса.

По сути, были созданы «закрытые бизнес-территории», что вызывало ревность и явное недовольство у представителей других национальностей (в первую очередь - русских и азербайджанцев), с другой стороны тормозилось развитие самого бизнеса.

С.Лианосян стал первым, кто сломал этот стереотип мышления, первым, кто своей деятельностью указал соотечественникам, что национальный характер бизнеса ведет к тупику, национальным должен быть результат бизнеса - капитал.

В 1907 г. он создал в Петербурге акционерное товарищество «Г.М.Лианозова сыновья» с основным капиталом в 2 млн. руб., директором-распорядителем которого был он сам, а в правление включил П.Леждновского и одного из крупнейших предпринимателей российской империи - владельца петербургского механического и чугунолитейного акционерного общества «Путиловский завод» А.Путилова.

Кроме нефтеносных земель, товарищество владело следующими предприятиями: в Баку, в Белом городе, - керосиновый и масляной заводы, резервуары для хранения керосина и мазута; на берегу Каспийского моря - нефтеналивная пристань, 10-верстовый нефтепровод, в Батуми - резервуары и хранилища. С привлечением представителей крупного российского капитала С.Лианосян быстро достиг успеха: в 1907 г. добыл 240,7 тыс. пудов нефти, в 1908 г. - 1.168 тыс., 1909 г. - 2.173 тыс., 1910 г. - 2.133 тыс. пудов.

 

Но это было только началом. В «нефтяную игру» должен был вступить еще один человек, при непосредственной поддержке и сотрудничестве с которым С.Лианосян должен был завоевать мировой рынок. Этим человеком был Левон Манташянц (Леон Манташев). Тот, кто придерживался тех же принципов, что и С.Лианосян.

Полагаем, что между этими двумя имела место чисто армянская джентльменская договоренность, верность которой они сохранили до конца.

В 1912 г. мировая нефтепромышленность благодаря С.Лианосяну вступила в совершенно новый этап своего развития: 28 июля этого года он создал в Лондоне «Русскую генеральную нефтяную корпорацию» («Russian General Oil Corporation» сокращенно «Ойль») с основным капиталом в 2,5 млн. фунтов стерлингов. Вот состав этой корпорации: председатель правления «Русско-Азиатского банка» А.Путилов (председатель), председатель правления фирм «Г.М.Лианозова сыновья» и «А.И.Манташев и К°» С.Лианосян (директор-распорядитель), председатель правления «Каспийского товарищества» П.Гукасян, директор Петербургского международного коммерческого банка А.Вышнеградский и директор парижского филиала этого банка И.Радин, председатель правления Петербургского частного коммерческого банка А.Давидов и член правления того же банка виконт де Бретель, председатель правления Сибирского торгового банка М.Соловейчик, председатель правления Петербургского учетного и ссудного банка Я.Утин, председатель правления Русского для внешней торговли банка А.Рафалович, директор-распорядитель Русского торгово-промышленного банка И.Кон, директор лондонского филиала «Русско-Азиатского банка» сэр Ничбольд, председатель правления компании «Нефть» Н.Глазберг, член парламента Англии виконт Каррик (В.3ив, Иностранные капиталы в русской нефтяной промышленности, 1916 г., с. 53.).

Подобный состав «Ойля» дает повод для некоторых размышлений. Во-первых, сюда вошли ведущие бакинские нефтепромышленные фирмы - три армянские и одна русская, элита русского банковского капитала, представители высшего света английского общества, но отсутствовали Нобели и Ротшильды.

Как отмечает известный экономист В.Зив: «Этот трест произвел полный переворот в русской нефтяной промышленности». В чем была суть этого переворота, его экономическая характеристика? Что удалось С.Лианосяну?

Личный вклад С.Лианосяна заключался в том, что он сумел сделать то, что до него никому не удавалось: он сделал привлекательным для иностранцев нефтяную промышленность Баку и положил начало грандиозным инвестициям иностранного капитала. В 1912 г. в Англии он основал компанию «Brirish Lianosoff Wife Oil Сотрапу», во Франции - «La Lianosoff Frangais», а в 1913 г. вместе с немецкими капиталистами с основным капиталом в 1 млн. марок создал в Гамбурге фирму «Deutsche Lianozoff Mineralol Import Act. Ges», цель которой заключалась в том, чтобы ввозить в Германию российскую (то есть бакинскую) нефть и нефтепродукты, перерабатывать их и продавать. Для осуществления всех этих планов С.Лианосян привлек крупные европейские финансовые учреждения: банки «О.А.Розенберг и К» (Париж), «Л.Дрейфус и К°» (Париж), Б.Маргулиеса (Брюссель). То есть, на основе нефтебизнеса он объединил российский и европейский финансовые капиталы. Из 16-и международных финансовых синдикатов 10-ть имели в российской нефтяной промышленности акции на огромную сумму - 363,56 млн. рублей.

Производственно-экономической опорой «Ойля» была фирма «А.И.Манташев и К» - эта компания послужила как бы гарантией создания корпорации. После смерти Ал.Манташянца, уже в июле 1912 г. его сыновья заключили договор: большую часть своих акций они продали петербургским банкам, штаб-квартиру управления из Баку перевели в столицу, после чего был рожден «Ойль», акции которого котировались на биржах Парижа, Лондона, Амстердама, Брюсселя и, конечно, Петербурга.

С созданием «Ойля» мировая нефтяная промышленность преобразилась, поляризировалась, вызвала адекватные ответные действия и подготовила почву для Ее Величества Политики. А это подразумевало новые правила игры и новых игроков. Одним из них был «Ройал Датч Шелл» и его «лианосян» - Генри Детердинг.

На островах Индонезии (Ява, Суматра, Борнео) - одного из самых крупных нефтедобывающих государств современного мира, нефтепромышленность была заложена с 1887 г. Был создан ряд голландских нефтяных компаний, среди которых выделялась основанная в 1890 г. «Королевская компания по добыче нефти в Нидерландской Индии» (впоследствии - «Royal Datch C°»). Она отличалась своей бурной деятельностью: в 1897 г., имея основной капитал в 5 млн. флоринов, она выплатила акционерам 55% дивиденда. В 1896 г. коммерческим директором «Royal Datch С°» был Г.Детердинг, который в 1901 г. стал председателем правления компании и ее полновластным владельцем. В 1907 г. он объединил свою компанию с могущественной «Транспортной и торговой компанией Шелл» (Shell Transport and Trading C°»), создал фирму «Ройал Датч Шелл» - одну из нефтепромышленных монополий мира, 60% акций которой принадлежало ему. Когда в 1911 г. английский флот перешел на нефтепродукты, Г.Детердинг понял, что может стать одним из самых влиятельных людей мира, и заявил: «Армия, флот, все золото мира и все народы бессильны против владельцев нефти. Кому нужны автомобили и мотоциклы, корабли, танки и самолеты без этой драгоценной черной жидкости?». Он стал проводить агрессивную политику: приобретать все новые нефтяные месторождения, а также акции разных европейских, азиатских, африканских и американских компаний. Достаточно сказать, что Г.Детердинг скупил нефтяные площади штатов Оклахома и Калифорния и в 1915 г. контролировал 1/9 часть нефтепромышленности США.

Одной из первых «жертв» Детердинга стала и русская нефтепромышленность. В 1912 г. «Ройал Датч Шелл» скупила 90% акций «Каспийско-черноморского общества» Ротшильдов (на сумму около 10 млн. рублей), а также принадлежащую им же фирму «Мазут» (основной капитал - 12 млн. рублей). Кроме того, приобрела значительное количество пакетов акций целого ряда других бакинских и грозненских предприятий. В результате в 1915 г. Детердингу принадлежало примерно 15% российской нефтедобычи.

 

Таким образом, мир был «разделен» между тремя нефтяными гигантами - «Стандарт ойлем» Рокфеллера, «Ройал Датч Шеллом» Детердинга и «Ойлем» Лианосяна. Началась жесткая конкуренция и обострилась борьба за нефтяные рынки.

Однако была еще одна держава - Германия, которая не могла смириться с таким положением вещей, оказаться вне игры, и она нацелилась на только что обнаруженные нефтеносные земли Османской империи. Те земли, в обнаружении и эксплуатации которых ведущая роль принадлежит Галусту Гюльбенкяну...

 

С 1912 г. мир стал готовиться к войне, одной из основных причин которой была нефть. Скоро запах нефти и запах смерти станут замещать друг друга.

Ненасытная пасть войны жаждала нефти, и в 1915 г. в Баку было произведено 571,4 млн пудов. На долю входящих в состав «Ойля» 17 фирм приходилось 114,4 млн пудов (в том числе фирма «А.И.Манташев и К°» добыла 15,2, «Каспийское товарищество» - 14,6, «Г.М.Лианозова сыновья» - 12,8, «Братья Мирзоевы» - 8,1, «И.Н.Тер-Акопов» - 6,0, «Арамазд» - 4,9, «И.Е.Питоев» - 2,7, «Сюник» - 0,8 млн).

Доля 8-ми фирм, входящих в «Ройал Датч Шелл», составила 91,8 млн. пудов. А 5 фирм из группы «Братья Нобель» - 79,7 млн. Кроме того, 11 фирм, преимущественно армянских и не входящих в упомянутые группы, добыли 113,3 млн. пудов нефти.

Были и фирмы, принадлежащие азербайджанцам. Фирма Асадуллаева добыла 6,6 млн. пудов, Нагиева - 4,1 млн. Через два года, в 1913 г., в Баку было зарегистрировано 187 фирм, при этом 65 - армянских, 62 из которых (сведения о 3 отсутствуют) добыли 136.895.025 пудов. Азербайджанских фирм было 39, и они добыли всего 24.011.094 пудов. Сопоставить указанные цифры и, следовательно, оценить долю азербайджанцев в бакинской нефтепромышленности оставляем читателю.

 

Не стоит оставлять без внимания еще одну сферу, связанную с деятельностью армян в нефтепромышленности - навигацию по Каспийскому морю. Морская транспортировка нефти и нефтепродуктов была серьезным бизнесом. В 1889 г. перевозки по Каспийскому морю осуществляли 34 парохода общей грузоподъемностью 1 млн. 330 тыс. пудов. Из них 7-мь принадлежали армянам («Васпуракан» и «Эвелина» Аветяна, «Спасатель» братьев Колманянц и Буниатяна, «Григорян» Парсаданяна, «Сережа», «Аршак» и «Константин» Тумаяна) – их общая грузоподъемность составляла 249.524 пудов (18,7%).

У трех азербайджанцев было 6-ть судов грузоподъемностью 192.270 пудов (14,4%).

В том же году использовалось 20 специальных пароходов, которые перевозили исключительно керосин. Их общая грузоподъемность составляла 750 тыс. пудов, и 5 из них принадлежали армянам («Арменяк» «Армянской пароходной компании», «Рафаил» Арафеляна, «Адмирал», «Лазарь», «Константин» Тумаяна) с грузоподъемностью в 156.820 пудов. У азербайджанцев таких судов не было.

В 1912 г. в Баку было 66 судовладельцев и пароходных компаний, 14 из которых - армяне, владеющие 24 судами. Это были: Акоп и Ованнес Аветяны («Менастан»), А.Адамян («Ваан»), «Армянская пароходная компания» («Ашот Еркат», «Амасия»), братья Буниатян («Бенардаки», «Буниат», «Николай»), компания «Волга» («Арцив Васпуракани»), «Восточная компания товарных складов» («Севан», «Ван»), Аветис Гукасян («Тамара»), М.Гукасян («Анна»), «Закаспийская торгово-промышленная компания» («Васпуракан»), Елизавета Саркисян («Григор Арцруни»), «Сарухан-Куринское акционерное общество» («Сарухан», «Сережа»), фирма «И.Н.Тер-Акопов» («Гадир-Гусейнов»), Тер-Степанян и Колманянц («Аршалуйс»), Х.Тумаян («Татьяна») и компания «Г.М.Лианозова сыновья» («Работник», «Мартын», «Пирогов», «Отважный», «Сефидруд»).

Крупнейшей судоходной компанией на Каспийском море была, безусловно, российская фирма «Кавказ и Меркурий». Примечательно, что среди ее многочисленных судов были и пароходы с такими названиями: «Армянин», «Ани», «Памбак», «Занг», «Муш», «Араг», «Григорян».

Что касается нефтеналивных танкеров, то здесь неоспоримое лидерство принадлежало фирме «Братья Нобель», а лучшим судном на Каспийском море был их пароход «К.Хагелин».

По возможности скрупулезно представив зарождение и ход развития нефтепромышленности Баку, приводя многочисленные факты, статистические данные, экономические показатели, мы стремились не только показать огромный вклад армян, но и тот неоспоримый факт, который позволяет вполне доказательно утверждать: бакинскую нефтепромышленность основали и развивали армяне, русские, шведы, англичане, представите ли других наций, но только не азербайджанцы. У них была другая национальная миссия: завладеть тем, что создали другие. С этой миссией они успешно справились.

 

Хачатур ДАДАЯН

Источник: defacto.am

Категория: Библиотека | Просмотров: 2177
Календарь новостей
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru