Главная » 2012»Май»22 » Исламисты недовольны алиевским правительством или питают к нему отвращение
Исламисты недовольны алиевским правительством или питают к нему отвращение
20:02
Analitika.at.ua. «Администрация президента Ильхама Алиева любит изображать
Азербайджан оплотом светской государственности. Однако для демонстрации своих
атеистических взглядов в Баку сейчас совсем не лучший момент. Влияние
радикального ислама на азербайджанское общество продолжает углубляться,
создавая обстановку нетерпимости на территории страны»,- говорится в статье
Эльдара Мамедова «Азербайджан: Религиозная нетерпимость как тревожный звонок
для всего общества», которую публикует сайт информагентства «Туран».
Как пишет автор, последним признаком сгущающихся туч стало
апрельское решение Агалара Мамедова, профессора университета Хазар и одного из
видных представителей бакинской интеллигенции, обратиться к властям Швеции с
просьбой о предоставлении убежища. Такое решение Мамедова последовало за
убийством в конце прошлого года другого видного сторонника светской
государственности Азербайджана, Рафика Таги. Его история подтверждает печальную
истину: поборники светской модели развития в Азербайджане чувствуют себя все
более и более неуютно в ситуации, когда государство не может гарантировать им
соблюдение их прав, исламисты проявляют все большую нетерпимость, а общество, в
том числе, за отдельными исключениями, и политическая оппозиция, равнодушно
взирает на все это.
Самым неприятным аспектом в связи с инцидентом с Мамедовым
является невнятная реакция на него лидеров основных, считающихся либеральными,
оппозиционных организаций. Основные течения политической оппозиции готовы
вступить в альянс с любой силой, недолюбливающей алиевскую администрацию.
Другой причиной уступчивости оппозиции перед лицом исламизма является бытующее
среди некоторых из ее представителей мнение, что ислам представляет «сущность»
национальных культурных и духовных ценностей.
Как утверждал еще в 2008 году в своем очерке об исламском
возрождении в Азербайджане Алтай Гоюшов, сегодняшние исламисты не являются
представителями какой-то исторической, подавляемой религиозной традиции
Азербайджана, пытающейся вновь заявить о себе. Доктрина, которую олицетворяют
собой исламисты сегодняшнего дня, базируется главным образом на привнесенных
извне идеях, таких как шиизм Хомейни, саудовский салафизм и турецкие
миссионерские движения вроде движения Фетуллы Гюлена и суфийского ордена
Накшбанди.
Типичным примером усеченного мышления является утверждение
шиитского духовного деятеля Ильгара Ибрагимоглу, что ношение женщинами
скрывающих лицо и фигуру одежд воплощает в себе моральные ценности общества.
Это утверждение игнорирует всю борьбу за равенство и эмансипацию, которую вели
женщины Азербайджана по меньшей мене с конца XIX века. Памятник женщине,
сбрасывающей чадру, украшает одну из главных площадей в центре Баку.
В настоящее время исламисты – не соперники для
правительства. Но со временем все может измениться. Одно уже сейчас можно
сказать наверняка: исламисты недовольны алиевским правительством или даже
питают к нему отвращение. Если им не мешать усиливать свои нападки на светскую
модель развития, то вполне вероятно, что в один прекрасный день исламисты
нацелят свои стрелы и на само правительство. А когда такой день придет, власти
вполне могут обнаружить, что они уже не могут с такой легкостью избавиться от
этой угрозы. Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.