Analitika.at.ua. Исламизация — постсоветский феномен Азербайджана. Когда
для участия в карабахской войне сюда стали проникать наемники — носители идей
радикального исламизма, власти столкнулись с новой для себя угрозой —
пробуждением религиозности в обществе.
Пропаганду афганцы и чеченцы вели гораздо успешнее, чем
воевали против армян, поэтому новые веяния пустили корни очень быстро, учитывая
еще и открытие границ с исламскими странами региона. Самым свежим примером
радикализации азербайджанского общества стали многочисленные, хорошо
организованные акции протеста против запрета на ношение хиджаба в учебных
заведениях. Около 1500 девочек в результате этого запрета остались вне учебного
процесса. Сразу же перед зданием Минобразования собрались тысячи людей,
скандирующих: "Свободу хиджабу!”, "Не покоримся гнету!” и т.п. Полиция жестко
разгоняла пикетчиков, всякий раз арестовывая десятки человек. Но митинги из
Баку перекинулись на регионы, причем проходили они параллельно празднованию дня
рождения президента Ильхама Алиева.
В Иране зазвучала жесткая критика в адрес официального Баку,
ущемляющего свободу совести. В ответ Азербайджан обвинил в организации акций
протеста "определенные внешние и внутренние силы”. Общество разделилось на тех,
кто за запрет, и на тех, кто против. По мнению соучредителя гражданского
движения "Республиканская альтернатива” Ильгара Мамедова, ислам давно
превратился в тормоз развития науки и творчества в мусульманских странах. А
известный теолог Алиев заявил: "Проблема хиджаба всегда будет на повестке. Если
власти не захотят решать ее, они должны понимать, что никто не застрахует
Азербайджан от событий, происходящих в Египте и Тунисе. И в Тунисе основной
проблемой был именно запрет на ношение хиджаба, а причиной свержения диктатора
бин Али было его упорство в этом вопросе. Советуем властям прислушаться к
голосу народа”, — сказал теолог.
Ситуация пошла вразнос. Министр образования Мисир Марданов
заявил, что школьницы могут посещать занятия в хиджабах. Это дало повод
утверждать, что всю эту историю власти раздули специально, чтобы направить
мессидж "исламской угрозы” Западу. Также власти воспользовались поводом, чтобы
усилить репрессии и начать аресты религиозных деятелей по обвинению в
подготовке вооруженного восстания. Но в реальности запрет продолжал оставаться
в силе, и весной акции протеста возобновились с новой силой, к чему власти
оказались не готовы, о чем свидетельствуют противоречивые заявления официальных
лиц. Так, Госкомитет по работе с религиозными образованиями заявил, что
"озвученные требования относительно хиджаба необоснованны — в стране нет
запрета на его ношение”. А вот вице-спикер парламента Бахар Мурадовa заявила,
что "введенный в учебных заведениях запрет на ношение хиджаба должен
соблюдаться”.
Но протесты верующих начались не с проблемы хиджаба. Это
лишь повод, причины лежат много глубже. Хотя президент Ильхам Алиев
провозгласил Баку столицей исламской культуры в 2009 году, неожиданно начали
закрываться и сноситься мечети. Была закрыта мечеть "Абу-Бекр”, остановилось
строительство мечети "Пейгамбар” в Ясамальском районе Баку, снесены мечеть
"Пророка Мухаммеда” и мечеть в районе Нефтяные камни. Примеров можно привести
немало. В основном уничтожались суннитские мечети — под предлогом борьбы с
ваххабизмом. Но дело в том, что суннитского направления ислама придерживаются в
основном коренные народы севера республики — лезгины, аварцы и цахуры. Их
притеснение по национальному и религиозному признакам уже давно ни для кого не
секрет. Снос мечетей продолжался, пока в дело вновь не вмешался Иран. Один из
влиятельных религиозных деятелей аятолла Насир Макарим Ширази предупредил, что
если так пойдет и дальше, он выступит с фетвой, в которой прикажет верующим
оказать сопротивление. А председатель Центра защиты вероисповедания и свободы
совести Ильгар Ибрагимоглу заявил: "Такие действия будут способствовать
зарождению экстремистских и радикальных настроений среди верующих, теневому
функционированию религиозных общин, стимулировать увеличение маргинальных
социальных групп, что в итоге может привести к нарушению общественной
стабильности и негативным процессам в азербайджанском социуме”.
Да, ростом социального недовольства могут воспользоваться
радикальные силы. Нарушение законных прав верующих способствует уходу
религиозной жизни в подполье, где контролировать ее будет практически
невозможно. Симптомы такого развития событий уже налицо. Достаточно напомнить,
что организованные властью торжественные похороны военнослужащего Ровшана
Ибрагимова фактически вышли из-под контроля и превратились в стихийный религиозный
ритуал. Еще одним красноречивым примером стали трагические события в селе
Бананьяр в Нахичевани. Чтобы сдержать протест людей, взбунтовавшихся против
запрета властей автономии на использование религиозных атрибутов траура Ашура,
в село были введены внутренние войска. Солдаты избивали детей, женщин и
стариков, были арестованы почти все мужчины. На следующий день сын одного из
арестованных, Юнис Алиев, в знак протеста совершил акт самосожжения. Жалобы
жителей привели лишь к усилению репрессий и введению ЧП. Был запрещен въезд в
село журналистам и правозащитникам, на двое с лишним суток отключена вся связь.
В результате четверо граждан были убиты, десятки подвергнуты зверским пыткам. Представители
посольств США и Норвегии, отправившиеся в село, были унижены и оскорблены. Дипломатам
не позволили встретиться с жителями, попросту выгнав их.
Однако табу этим не ограничиваются. Наложен "устный запрет”
на озвучивания азана (призыва к молитве) в мечетях Баку и Гянджи. Госкомитет по
религиозным делам наложил вето на продажу ряда книг исламских ученых из-за их
"вредности”. В семи приграничных с Ираном районах ограничена деятельность
магазинов, торгующих религиозной литературой. Живут здесь, кстати,
преимущественно талыши. Запрещено включать духовные песни на мобильном
телефоне, приказано убрать из продажи все аудиозаписи и коды для sms на
телеканалах, по которым можно скачать такую музыку. Всем госслужащим вменено
убрать из рабочих кабинетов религиозные символы и атрибуты — при том что еще
недавно Коран был настольной книгой. Председатель движения азербайджанской
интеллигенции Э.Гулиев считает, что некоторые силы пытаются создать атмосферу
страха перед исламом. "В людях намеренно сеют семена ненависти к верующим, к
исламу”, — отметил он. Верующих увольняют с работы, отбирают коммерческие
объекты.
Женщин в хиджабе не пускают не только в учебные заведения,
но и на работу, у них возникают проблемы при получении удостоверений личности. Очевидно,
что усиление репрессий против верующих продиктовано страхом упустить контроль
над ситуацией, однако ущемление свободы совести в азербайджанском обществе,
находящемся в глубоком кризисе, приводит к обратному эффекту радикализации. Анжела
Элибегова, «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.