Analitika.at.ua. Имеется определенное распространенное мнение, что в
Азербайджане религиозные настроения никогда не были достаточно распространены,
и он «застрахован» от чрезмерного влияния ислама.
В действительности азербайджанцы Кавказа были мусульманами
настолько же, насколько ими были другие мусульманские народы, населяющие
Советский Союз, среди которых только население Ферганской долины, Бухары,
других локализированных групп в Центральной Азии, а также население Дагестана
было более религиозно. Несомненно, что за десятилетия официального атеизма
азербайджанцы были в большей мере секуляризированы, чем народы Центральной
Азии. В результате политики не только советской системы, но и более глобальных
процессов в мире, позиции ислама, как и других религий, были подорваны весьма
основательно, и восстановление этих позиций в прежнем виде не удалось нигде.
Многие исламские нации и общества, вовлеченные в глобальные
процессы, вынуждены активно воспринимать результаты научно-технической и
информационной революции, осуществляя поиск форматов сочетания модернизма и
традиционализма. Эту проблему более-менее успешно решили арабские и
центрально-азиатские страны, в условиях авторитаризма и исламской демократии. Государства,
которые в различное время радикально отмежевались от шариата, переживают
попытки восстановить позиции ислама в обществе и в государственном устройстве,
столкнувшись с довольно жестким сопротивлением элит модернистского типа.
В определенном смысле, данные государства и общества (прежде
всего Турция) переживают период постмодерна, то есть определенный демонтаж
модерна. Вместе с тем, как процессы усиления роли шариата, так и попытки
сочетания исламских и модернистских условий, происходят в условиях развития
социального государства, определенного внедрения принципов и идеалов «левого
проекта».
Во всех, без исключения, исламских странах, где происходит
конструирование новой социальной модели, данные процессы осуществляются вовсе
не спонтанно, а вполне осмысленно, буквально определенными группами
проектантов. Повсеместно в исламских странах, в тех или иных масштабах,
происходит борьба исламских групп «регулярного» или «нерегулярного» характера с
официальными властями, с апелляцией к социальной справедливости, против
неспособности правящих режимов решать социальные и экономические проблемы. Даже
в таких странах, как Иран, Сирия, Ливия, где государственные режимы основаны на
социально-ориентированных ценностях, в значительной мере на левых идеях и
исламской демократии, антиправительственные движения обретают «левый» характер.
Даже государства с монархическо-аристократическим правлением пытаются
сформировать социально-направленную политику. Источниками этой идеологии
является не только исламская религия, но и идеи, пришедшие с Запада, из
либерально-демократического европейского общества. При этом, европейское
влияние, как ни странно, способствует развитию лево-исламских движений.
Каким же представляется азербайджанское общество, какая
модель здесь сложилась за последние два десятилетия, и какие факторы возникли,
способствующие развитию исламских идей?
Советский Азербайджан в значительной мере отличался от
соседних республик Южного Кавказа по стилю администрирования. При общих
характерных чертах в регионе, Азербайджан стал примером формирования устойчивой
вертикали власти, что привело в последующем к установлению династического
правящего режима в лицах семьи нынешнего президента. Данный режим, выполняя
определенные обязательства перед Западным сообществом, имеет политический
кредит на правление, уничтожив оппозицию, ограничив до предела значение
гражданского общества и настолько исключив возможности конкурентов, что выборы
в действительности стали «легитимными», так как нет реальной политической альтернативы.
Правящий режим обладает достаточными средствами для
содержания аппарата подавления, а также минимальных социальных выплат
населению. Деятельность оппозиции сводится к микроскопическим инициативам,
ограниченным участием, максимум, нескольких сот человек. В Азербайджане успешно
формируется феодально-клановое общество, где все формы власти, кроме
династической, являются формальными.
Однако, данная вертикаль власти не привела к консолидации
населения и общества. В Азербайджане все больше отмечается усиление
регионализма и интересов этнических меньшинств. Как показывает практика,
государства, добывающие и экспортирующие нефть, при добыче несколько десятков
миллионов тонн в год, способны обеспечить процветание от одного до трех
миллионов человек. Азербайджан, при добыче 50 млн. тонн нефти, мог бы привести
к процветанию не более одного миллиона, но не тех нескольких миллионов человек,
которые насчитывает население этой страны.
Правящая семья в Азербайджане стала одной из самых богатых в
мире, а также значительные состояния обрели 90 семей из окружения президента и
представители некоторых других групп. Средний класс, который можно отнести к
числу состоятельных групп, насчитывает от 20 до 40 тысяч человек. До 150 тысяч
человек имеют достаточно высокую заработную плату и доходы для достойного
существования. То есть, складывается численность населения, примерно, равная
той модели, которая имеет место в странах, при данном объеме добычи нефти.
Все остальное население является для правящего режима
«нежелательным контингентом», который необходимо обеспечивать прожиточным
минимумом. Причем, разница в доходах различных классов достигает 1000 – 5000%.
Конечно, эта модель социальной конструкции сложилась во всех без исключения
странах на постсоветском пространстве, и Азербайджан находится в более
благоприятном положении. Однако, Азербайджан покинуло 3,5 млн. человек, и
возвращение этого контингента на историческую родину остается сомнительным.
В социально-культурном плане Азербайджан переживает те же
самые явления, которые имели место в исламских странах в эпоху колониализма или
в постколониальный период, когда о шариате было забыто, а, скорее всего, о нем
мало кто знал, даже в самом общем плане. По существу, в современном
Азербайджане население относится к исламу по инерции, по проекции с советских
времен, когда некоторые слои населения продолжают, как прежде, чтить исламские
нормы и правила общественного и индивидуального поведения.
Нужно также отметить, что, помимо равнодушного отношения к
исламу, часть населения предпочла перейти в христианство, причем, все больше не
в католичество и православие, а в различные протестантские секты и религиозные
группы, ощущая себя более комфортно. В обществе нарастают все пороки, которыми
характеризуется современный мир, что приводит к постепенной утрате традиционной
культуры. То есть, в Азербайджане сложилось «классическое» положение вещей,
когда ограниченные группы населения, не могущие принять нынешнюю модель,
предпочитают пойти на вызов правящему режиму.
Возрастание интереса к исламу в Азербайджане происходит
повсеместно, но в особенности в среде ирано-язычного населения, причем, не в
Талышстане или в Муганской провинции, а на Апшероне, где коренное население на
90% является иранским. Именно в этой местности возникают политические группы
исламского направления. В целом, политическая активность исламских групп,
конечно же, наиболее высока в Баку и в его окрестностях.
Политический ислам в Азербайджане с самого начала стал
формироваться вокруг салафитских групп, принадлежащих к суннизму, что вызвало
жесткую реакцию властей и привело к очищению «исламского политического поля»
для традиционного для Азербайджана шиизма. В определенной мере неформальные
шиитские группы также сыграли определенную роль в противостоянии салафитам.
Официальное религиозное мусульманское руководство в
Азербайджане представляет собой придаток властей и утратило авторитет для
многочисленных слоев мусульманского населения. Шиитское направление ислама в
Азербайджане нуждается в оформлении своей организационной деятельности, что
находит отражение в появлении «альтернативных» мечетей и духовных лиц. Это
обусловливает необходимость обращения этих групп к Ирану, где очень внимательно
наблюдают за процессами активизации политического ислама в Азербайджане и,
практически, осуществляют управление данными процессами.
Шиитское политическое и альтернативное движение в
Азербайджане является проиранским, что предопределено также иранской принадлежностью
многих многочисленных адептов религии. С шиизмом в Азербайджане связываются не
только религиозные, но этно-религиозные взгляды и общественно-политические
предпочтения населения.
В среде населения, которое проявляет религиозное рвение,
весьма популярны идеи нового осмысления этнической принадлежности
азербайджанского народа. В религиозной литературе, имеются отдельные материалы,
которые не имеют никакого отношения к религии. Речь идет о распространении
текстов, где приводятся различные работы этнологов и историков, излагающих
происхождение современного азербайджанского населения, которое рассматривается
как изначально иранизированное кавказское, затем тюркизированное, однако в не
очень большой степени. При этом, в подробностях приводятся результаты исследований
ДНК данного населения, как в республике Азербайджан, так и в Иранском
Азербайджане.
В условиях крайней маргинализации населения, засилия
определенных кланов, ослабления чувства этнической и социально-политической
консолидации азербайджанского населения, все больше распространяется дискуссия
на тему о подлинности этнической идентичности современных азербайджанцев. В
рамках подобных дискуссий, возникают такие темы, как этническая принадлежность
отдельных властных и провластных кланов, обладающих огромными состояниями и
управляющими Азербайджаном.
В наибольшей мере возмущает население односторонняя
принадлежность власти к «нахичеванскому» клану, а также сомнения по поводу
этнической принадлежности правящей семьи. Все более в обществе возникают
претензии по поводу реальной принадлежности власти и экономического богатства
Азербайджана кланам и семьям татского происхождения. В настоящее время
традиционные позиции татов в Азербайджане еще более усилились. Татская
проблема, рано или поздно, станет вполне публичной в части обсуждения и
выдвижения претензий. Татов обвиняют в формировании произраильской позиции
Азербайджана и игнорировании религиозных исламских интересов населения.
В непубличной дискуссии отмечается, что так называемый
«нахичеванский» клан, в действительности, находится у власти формальным
образом, а на самом деле управляют страной кланы татов, которые тесно связаны с
Израилем и США. Видимо, это является преувеличением, но, тем не менее, данная
тема, безусловно, имеет некоторые основания. Одновременно, таты-мусульмане,
продолжающие в какой-то мере, пользоваться языком иранской группы,
заинтересованы в усилении позиций ислама шиитского толка, и в установлении
более тесных отношений с Ираном, что в перспективе может стать поддержкой их
положения в Азербайджане. Такая двоякая ориентация татов в Азербайджане весьма
удобна и создает предпосылки для усиления их роли и позиций.
Турция, несомненно, играет огромную роль в политике и в
мотивации политиков Азербайджана. Официальные и неформальные договоренности с
Турцией являются базовыми условиями безопасности и внешнеполитических претензий
Азербайджана, вселяющими уверенность азербайджанцам. Отношения между Турцией и
Азербайджаном имеют совершенно иное содержание и смысл, чем отношения России и
Армении или США и Грузии. В отличие от тандема Турция – Азербайджан, Армения не
может оказывать столь сильное влияние на Россию, каким образом Азербайджан
оказывает постоянное влияние на Турцию. Вместе с тем, политика Турции, причем,
на всех этапах развития турецко-азербайджанских отношений, весьма сильно
разочаровывала Азербайджан, ее политиков, и общество, в целом.
По убежденности даже наиболее образованных и подготовленных
групп азербайджанцев, Турция не только должна была помочь и поддержать
Азербайджан, но, фактически, решить его проблемы. Эта очень важная установка в
общественном сознании Азербайджана, видимо, утрачена. Турция не является
сторонницей масштабной войны с Арменией, придерживаясь своих обязательств и
условий своего существования в НАТО, и не заинтересована, пока, в такой войне. Турция
приняла инициативы США по урегулированию отношений с Арменией, а также
недостаточно выдвигает требования по отношении к России в части оказания
давления на Армению.
По мнению азербайджанских политиков и военных, Турция не
осуществила необходимой помощи Азербайджану в подготовке ее вооруженных сил. Общественные
процессы, происходящие в Турции, несмотря на позиции националистов, не соответствуют
интересам Азербайджана, так как направлены на улучшение отношений с Арменией. Это
не может не способствовать поднятию в общественной дискуссии в Азербайджане
вопросов о роли и поведении Турции. Одновременно, возникают вопросы о
достаточной заинтересованности Турции в Азербайджане, что, так или иначе,
отражается на решении некоторых геэкономических вопросов.
В связи с этим следует отметить, что политика США,
направленная на определенное дистанцирование Азербайджана от Турции, в какой-то
мере реализуется, так как Азербайджан начинает понимать, что вовсе не Турция, а
именно США и НАТО являются гарантами его безопасности, и только Западное
сообщество заинтересованно в пребывании у власти нынешнего правящего режима. Данный
режим имеет тесные и обязывающие отношения с Западом, но видимо не имеет таких
отношений с Турцией, которая всегда была защитницей интересов Азербайджана, но
никогда не давала гарантий нахождения у власти правящей семьи.
Кроме всех этих вопросов, в Азербайджане рассматривают весьма
сомнительную политику партии «Справедливость и развитие» в Турции, которая
реанимирует исламскую составляющую турецкого общества. Данные не очень простые
отношения с Турцией в еще большей мере способствуют рассмотрению вопроса об
Иране, как стране, имеющей не меньшие исторические, религиозные и культурные
связи с Азербайджаном. Данная ситуация, так или иначе, вносит раскол не только
в азербайджанское общество, но и в этническое сознание.
Наступает этап подъема не только шиитского общественного
движения, но и иранско-шиитского, как определенной формы поиска
самоидентичности населения Азербайджана. Пока азербайджанская правящая элита
сохраняет единство страны высокими доходами от нефти, но через 5, от силы 10
лет эти доходы либо иссякнут, либо значительно сократятся. Как бы ни были
оправданы надежды на доходы от экспорта газа и от осуществляемых сейчас активов
за рубежом, утраты доходов от нефти не могут быть компенсированы. Это,
несомненно, приведет к кардинальным изменениям в экономическом и социальном положении
Азербайджана. Самое время для ирано-шиитской революции. Игорь Мурадян, lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.