Главная » 2009 » Ноябрь » 27 » Исламский аспект антиармянской пропаганды Азербайджана
Исламский аспект антиармянской пропаганды Азербайджана
12:55
Analitika.at.ua. Направленная против Армении и
Армянства азербайджанская пропаганда, сформировавшаяся в контексте Карабахского
конфликта, стала одним из векторов политической стратегии этой страны,
сопровождаемым формированием ее собственного нового имиджа. Пропаганда
проводится по методологии, специально подобранной как для внутренней, так и для
внешней аудитории. Основной внешней целевой аудиторией является международная
общественность, важной частью которой выступает исламский мир. В этой плоскости
Азербайджан наилучшим образом использует религиозный фактор, еще точнее, идею
исламской солидарности, имеющую ключевое значение, в частности, в
идеологической системе ценностей высшего исламского религиозно-политического
органа – Организации «Исламская Конференция» (ОИК).
Начиная с 1992г. на встречах почти всех форматов
Азербайджан, как правило, пытается представить международному исламскому
сообществу исходящие от Армении вызовы. Тем самым Азербайджан стремится
показать, что нуждается в содействии исламского мира для пресечения
насильственного захвата «оккупированных» Арменией территорий и совершаемых там
«преступлений». В результате продолжительной азербайджанской пропаганды, в
основе которой положен принцип дезинформации, у международных исламских
структур уже сложились свои представления и позиции об Армении как стране,
уничтожающей азербайджанские культурные ценности и ресурсы.
Антиармянскую пропаганду Азербайджан проводит не только на
саммитах ОИК и конференциях министров иностранных дел (на которых, в частности,
в последние годы, как правило, принимается резолюция «Агрессия Республики
Армения против Азербайджанской Республики»), но и на встречах ОИК самых
различных форматов. Доказательством сказанного является состоявшаяся недавно
(13-15 октября, 2009г.) в Баку VI-я конференция министров культуры ОИК, в
которой участвовали около 200 делегатов из 45 стран (не только исламских),
отдельных международных структур, в частности, Совета Европы и ООН. Отметим,
что созыв очередной конференции министров культуры ОИК в Баку был не случайным:
в 2009г. ОИК провозгласил Баку столицей исламской культуры, а в 2018г. столицей
исламской культуры будет провозглашен Нахичеван.
13 октября президент Азербайджана обратился с приветствием к
участникам VI-ой конференции министров культуры исламских стран, отметив, что
Армения уничтожает на «оккупированных» территориях мечети и исламские
культурные памятники. Не случайно, что в заключительной декларации, принятой на
конференции, было осуждено «уничтожение» Арменией историко-культурных
памятников на оккупированных азербайджанских территориях.
Примечательно, что во время приема участников конференции в
президентской резиденции И.Алиев оценил проведенные в рамках дней «дружбы и
братства» работы как существенный вклад в укрепление солидарности исламских
государств и их международных позиций, в то же время высоко оценив содействие
государств-членов ОИК Азербайджану в Карабахском вопросе – в том числе на
международном уровне, в частности, на ГА ООН в 2008г.
По мнению министра культуры и туризма Азербайджана, наличие
подобной акцентуации означает, что исламские государства поддерживают
Азербайджан и будут поддерживать его и впредь. А по словам духовного
предводителя Азербайджана Аллахшукюра Пашазаде, проведение столь масштабного
мероприятия в Баку еще раз свидетельствует о высоком авторитете Азербайджана и
доверии к нему в исламском мире.
Отметим, что распространенная информация об уничтожении
исламских памятников Азербайджана не отражает действительности, поскольку как в
Арцахе, так и на прилегающих к нему территориях историко-культурные памятники в
основном сохранены. По мнению специалиста по памятникам С.Карапетяна, они в
основном имею туркменское и персидское происхождение и только очень немногие из
них – азербайджанские и датируются второй половиной 19-го и 20-ым веком. Между
тем, азербайджанцы пытаются приписать все слои исламской культуры Азербайджану.
В настоящее время сохранены мечети Шуши, мечеть и усыпальницы Агдама, кладбища
Ходжалу, мечеть Физули, в селах сохранены все памятники, как в советское время.
По мнению С.Карапетяна, находящиеся в Арцахе и на прилегающих к нему
территориях исламские памятники являются также богатством армянской культуры,
поскольку были созданы в основном армянскими строителями, на основе опыта
армянской архитектуры.
Кстати, армянская сторона не только не уничтожила исламские
памятники (как утверждает Азербайджан), но и прилагает усилия для их
восстановления. В 2005г. Арцахская епархия Армянской Апостольской церкви
выразила готовность взять под свое покровительство иранскую мечеть Шуши и пригласить
для ее восстановления специалистов из Ирана. Управление мусульман Кавказа сразу
же отрицательно отреагировало на реставрацию мечети, которая, по их словам,
может завуалировать совершенные на «территории Азербайджана» «насильственные
действия», а иранских специалистов азербайджанские священнослужители призвали
отказаться от участия в реставрационных работах мечети. Сегодня Арцахская
епархия обеспечивает чистоту территории, примыкающей к мечети, а другая мечеть
города усилиями фонда «Шен» уже отреставрирована.
Примечательно, что свидетелями благоустроенности исламских
памятников Шуши стали сами азербайджанцы, когда в июле 2009г. в рамках
армяно-азербайджанской «народной дипломатии» ряд азербайджанских политических и
культурных деятелей, в том числе посол Азербайджана в России П.Бюлбюлоглы,
посетили Арцах, а армянские деятели побывали в Азербайджане. Армяне заметили,
что, несмотря на обратные утверждения, на армянской церкви в Баку не было
креста, она была не отреставрированной, отсутствовали хачкары, некогда бывшие
во дворе, армянские надписи были стеры со стен, а внутри была не библиотека, а
книгохранилище.
Таким образом, Азербайджан не пропускает ни одной исламской
инстанции, чтобы представить свой новый, исламский имидж и связанные с ним
вопросы. В частности, причиной успеха Азербайджана в ОИК является то, что на
этом форуме документы принимаются консенсусом. Здесь не действует регламент
голосования, предлагается резолюция, и если ни одно государство-участник не
накладывает на нее вето, она принимается. Естественно, ни одно государство в
вышеуказанной структуре не нарушит один из ее основополагающих принципов – идею
исламской солидарности – и не нанесет ущерба своему авторитету, что дает
возможность Азербайджану без оппонентов «проталкивать» выгодные для себя
резолюции.
Говоря о пропаганде, разворачиваемой Азербайджаном против
Армении в контексте ОИК, необходимо привести еще один пример. Через несколько
недель после встречи министров культуры ОИК в Баку (2-4 ноября) опять же в
столице Азербайджана состоялась другая международная конференция,
организованная совместными усилиями Молодежного форума ОИК и министерства связи
и информационных технологий Азербайджана на тему «Эпоха цифровых технологий и
новое поколение: расширение возможностей молодежи в
информационно-коммуникационных связях». Примечательно, что работы
вышеупомянутой структуры ОИК координирует именно Азербайджан. В отдельных
докладах, прозвучавших на конференции, было сочтено необходимым как можно лучше
представить международному сообществу развитие современных технологий, равно
как и «агрессию» Армении против Азербайджана.
Другим примером азербайджанской антиармянской пропаганды в
исламских структурах является доклад представителя Азербайджана на 25-й сессии
комиссии экономического и торгового сотрудничества ОИК об «оккупированных
территориях».
Уже очевидно, что Азербайджан пытается обеспечить свою
национальную безопасность также посредством дезинформации, широко применяемой в
международном, в том числе исламском, контексте. В этой ситуации Армения должна
попытаться адекватно отреагировать на нынешние вызовы и обеспечить
международный резонанс в связи с многочисленными фактами уничтожения
Азербайджаном армянских культурных ценностей, в числе которых можно отметить
разрушение 218 новоджугинских церквей, а также уничтожение азербайджанской
армией армянских хачкаров в Новой Джуге в декабре 2005г.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.