Analitika.at.ua. Празднование Нового года у армян имеет многотысячелетнюю
традицию. По дошедшим до нас данным, армяне имели три новогодних праздника -
Аманор, Навасард и 1 января.
До XXV в. до н. э. наши предки встречали Новый год,
именуемый Аманор, 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда
продолжительность дня равна продолжительности ночи. Этот выбор не был
случайным. В древние времена армянские жрецы, основываясь на своих наблюдениях,
убедились, что природа пробуждается в начале весны. Кроме того, это и день
рождения языческого бога Ваагна, в которого древние армяне верили почти 10
тысяч лет назад. 21 марта армяне отмечали торжествами, в которых прославляли
пробуждение природы, труд земледельца, обращались к богам, прося, чтобы год был
урожайным. Слово Аманор происходит от староармянского слова «ам», что значит
«год», и «нор» - «новый».
Второй новогодний праздник - это Навасард. Cлово «Навасард»
является иранским заимствованием. «Нав» - «новый», «сард» - «год». Этот
праздник праздновался в Армении 11 августа десятки веков. Эта дата стала
знаменательной по нескольким важнейшим событиям. Навасард был посвящен семи
армянским языческим богам: Арамазду – верховному армянскому богу, Анаит –
верховной богине, Астхик – богине воды, Нане – богине войны и мудрости, Ваагну
- богу войны, охоты, огня и молнии, Михру - богу солнца, небесного света и
справедливости и Тиру – богу письменности, мудрости, знаний, защитнику наук и
искусства. По преданию, в этот день боги спускались на землю, купались в
священной реке Арацани и потом наблюдали за празднеством из заснеженных гор.
Люди должны были угодить богам, чтобы праздник прошел благополучно, поэтому они
приносили им в жертву зерна пшеницы, кровь домашних животных и проводили другие
обряды и ритуалы. Навасард считался также праздником любви.
11 августа 2492 г. до н. э. датировано еще одно очень важное
событие для армянского народа. В этот день произошло сражение Дюцазнамарт, в
котором патриарх - родоначальник армянского народа, основатель царской династии
Айказуни Айк Наапет, именуемый также Айк Ахехнавор (Айк Лучник), убил в Айоц
Дзоре ассирийского тирана Бэла. Таким образом он даровал свободу своим
соплеменниками и положил начало будущему армянскому государству. Айк, Айастан -
армянская земля и армянский народ получили свое название именно от имени Айка
Наапета. С того времени, по древнему армянскому календарю, этот день стал
началом нового года для армян. Kроме того, 11 августа в Армении празднуется как
день остановки Ноева ковчега на горе Арарат. Указать точный срок, когда
произошло это событие, невозможно, однако армяне издревле отмечали этот день
именно 11 августа. Объединившись в один день, все эти события составили
воистину всенародный национальный праздник в Армении. Праздник Навасард был
самым любимым и почитаемым для наших предков. Его праздновали несколько дней
все - от представителей царской семьи до крестьян.
Главные новогодние представления происходили на обоих
берегах реки Аратзани на склоне горы Нпат. В торжествах принимали участие царь
и царица со своей свитой, полководцы вместе с армянским войском. Сюда приезжали
со всех концов Армении. Смысл праздника был не только в веселье, но и в
единении народа. Празднества длились несколько дней. Традиционно армяне за
новогодним столом пили вино, которое делали в Армении еще 5 тысяч лет назад.
Легенда утверждает, что первую лозу после всемирного потопа здесь посадил сам
Ной, спустившийся с вершины библейского Арарата. Люди пили также сладкие
напитки. В разных районах Армении на праздничный стол подавались различные
блюда. Однако в новогодний праздник все они имели что-то общее, что
подчеркивало национальные особенности.
В этих блюдах первое место занимала круглая пшеница, которая
росла только в Армении. Наши предки клали на стол хлеб, испеченный из этой
пшеницы, чтобы языческие боги армян сделали новый год плодородным. Вообще,
традиция роскошно накрывать новогодний стол корнями уходит в языческие времена,
когда армяне ставили на стол все лучшее, что вырастили своими руками. В
древности самой известной и популярной приправой был нгацахик. Этот вызывающий
аппетит цветок рос на склонах Арарата. Его собирали и сушили армяне, живущие в
районах Масйацотн и Тжакатк, а потом распространяли по всей Армении. И в каком
бы районе ни жил армянин, на Новый год он всегда имел нгацахик. Эта традиция
была символом национального единения. Цветок связывал всех армян с Масисом -
сердцем Родины.
После принятия христианства в 301 году праздник Нового года
был перенесен с 11 августа на идущее следом за 10 ноября воскресенье, на время
окончания трудового цикла земледельцев. Ноябрьский Навасард стал символом
собранного в садах и полях урожая. Армяне всеми способами старались выразить
свою благодарность богу за удачный год и за собранный урожай. Поэтому на столе
в основном были разные фрукты и сухофрукты.
В XVI веке Римским папой Григорием 13-м был введен новый
Григорианский календарь. Правда, армяне перешли на него позже, но постепенно
Навасард стал утрачиваться. Сначала новый календарь начали использовать
армяне-католики в Венеции, затем в Польше, а уже потом он перешел в Россию и к
XVIII веку дошел до Армении. В связи с переходом на Григорианский календарь
Навасард перестали праздновать.
И Навасард уступил место Аманору. Прежний языческий смысл
Аманора был уже прочно забыт, осталось только старое наименование праздника. Но
в разных областях Армении праздник назывался по-разному: Таремут - начало года,
Тарин глух - глава года, Каханд, что значит начало месяца. Кстати, именно это
название и послужило именем для армянского Деда Мороза – Каханд Папи. Новый
Аманор возродил праздник встречи Нового года 1 января. Надо сказать, что обычай
праздновать первый день года 1 января возник в Армении еще до Рождества
Христова. В разных местностях Армении и в разных армянских поселениях ранее уже
праздновали 1 января как новогодний праздник. А в XVIII веке по указу
католикоса Симеона Ереванци (Симеона Ереванского) 1 января стали официально считать
началом нового года. Но лишь в начале XX века армяне повсеместно перешли на
современную модель летоисчисления.
Итак, в первый день года глава семьи дарил всем своим
домочадцам подарки. Члены семьи также обменивались подарками. Дети подвешивали
свои чулочки в ожидании, что ночью они наполнятся гостинцами и разными
сладостями. Позже подарками стали украшать праздничное дерево. Девушки гадали
на счастье: клали яйцо в сосуд с золой и красками, и если наутро на скорлупе
краски окажется больше, чем золы, то считалось, что это к счастью. Принято было
наряжать скотину (в основном крупный рогатый скот) и утром выводить ее во двор.
Если она переступала порог хлева правой ногой - жди доброго года. Глава семьи
поднимал первый бокал, благословлял стол, поздравляя семью с Новым годом, и
предлагал всем отведать меда, чтобы в новом году было много сладких дней и
чтобы говорить и слушать только сладкие слова. На столе должен был
присутствовать специальный ритуальный хлеб года - Тари хац. В него обязательно
клали талисман - фасолину, пуговицу или монетку. Делили хлеб по числу членов
семьи. Удачный год ожидал того, кому доставался заветный кусок с талисманом. Он
объявлялся «счастливчиком семьи».
Поскольку празднество Нового года попадало на постную
неделю, на армянском новогоднем столе не было ничего мясного. В прошлом столы
наших прапрабабушек украшали всевозможные яства из круп. Давней традицией было
готовить постную толму с начинкой из риса, пшеницы, чечевицы, гороха и фасоли.
Сладкую же половину стола составляли фрукты и сухофрукты (яблоки, груши,
персики, абрикосы, сливы, инжир), варенья, цитрусы и другие сладости. На
новогоднем столе у армян также всегда было много орехов и зелени. 1 января в
список новогодних блюд по древней традиции включались продукты, названия которых
начинаются с буквы «н»: приправа нгацахик, нур (гранат), нуш (миндаль) и
другие. Ну, и, разумеется, прекрасное армянское вино и чудесный коньяк. Помимо
этого, крестьяне делали домашнюю водку из фруктов и ягод: туты (шелковицы),
абрикоса, яблок, сливы, груши, кизила. А для самых маленьких готовили напиток
под названием анушапур (или мариамапур). Делали его из дробленой пшеницы,
изюма, сушеных абрикосов и слив, куда добавляли уваренный тутовый сироп.
Соседи ходили друг к другу с поздравлениями и, входя в дом,
разбрасывали ядра орехов. Традиционно в новогодний праздник армянские дети
ходили по соседским домам, пели песни, шутили и поздравляли хозяев с
праздником. За это они получали фрукты и подарки. Иногда ребята брали с собой
высушенную тыкву с прорезанными в ней крестообразными узорами. Внутрь они клали
зажженную свечу, яркие лучи которой светили в ночной тьме. В некоторых
местностях такие светильники делались из глины. Например, в Варанде дети по
трое поднимались на крышу дома, и пока двое из них играли на национальных
музыкальных инструментах и пели, третий опускал в дымник светильник,
подвешенный на веревке. Потом хозяева дома давали детям сладости, насыпанные в
связанные специально для этого носки и мешочки. В Зангезуре дети, собравшись в
группы, ходили по домам. Они были в красных шутовских костюмах, а в руках у
каждого была свечка.
В Армении переняли европейскую традицию украшать новогодние
елки большими разноцветными шарами с бантами и игрушками. Но если празднование
Нового года в исторической Армении носило всенародный характер - устраивались
шумные спортивные состязания, а столы накрывались прямо под деревьями - позднее
этот праздник стал носить более семейный характер. Люди ходили в церковь,
слушали литургию, получали благословение и желали друг другу счастливого года.
Прошли века и тысячелетия армянской истории. Многое
изменилось. Но Новый год и сейчас остается у армян самым веселым и любимым
праздником. И пусть наступающий 2012 год принесет как можно больше радости и
счастья в каждый армянский дом. С Новым годом! sobesednikarmenii.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.