Главная » 2010 » Февраль » 12 » Историк: Искажение и присвоение Азербайджаном истории Армении – дорога в тупик
Историк: Искажение и присвоение Азербайджаном истории Армении – дорога в тупик
00:15
Analitika.at.ua. Интервью директора Института истории, Национальной
академии наук Армении, доктора-профессора Ашота Мелконяна информагентству
АрмИнфо.
«Когда-то Израиль категорическим образом отказался спорить
на тему Холокоста с немецкими историками. То же самое должны сделать и мы, и
руководство Армении уже заявило, что предполагаемая подкомиссия, в случае ее
создания, не должна заниматься обсуждением факта Геноцида армян в Османской
империи.»
Г-н Мелконян, Армения, наряду с Беларусью является единственной страной
бывшего СССР, в которой не охаивается советская история и наследие. В чем
причина подобной корректности?
После обретения Арменией независимости все приобретения
армянского народа в период нахождения Армении в составе Советского Союза стали
комментироваться в противоположном смысле. То есть, все негативные события,
произошедшие в Армении в период Первой республики 1918-1920 гг преподносились в
розовом свете в качестве совершенства и наоборот. Однако, уже через 10-15 лет
страсти поулеглись и Первая республика получила более взвешенную оценку. Кроме
того, благодаря сохранению добрососедских отношений между Арменией и Россией,
наша совместная история подверглась контролю в хорошем смысле этого слова.
Соответственно, и не были допущены искажения в толковании истории СССР в
армянских учебниках. В Армении до сих пор трагические события 1941-1945 гг
именуются не иначе как Отечественная война, в других странах СНГ ее не только
рассматривают как всего лишь часть Второй Мировой войны, но и, по примеру
Грузии и стран Балтии, обвиняют СССР в оккупации своих территорий в этот
период. Еще одна причина в том, что для нас – армян нет ни одной причины
искажать историю – для нас это просто бессмысленно и не нужно. Хотя на
протяжении последних десятилетий соседние государства: Азербайджан и Турция
постоянно стремятся присвоить нашу историю. В результате этого политического
принуждения, сегодня мы оказались просто вынуждены противостоять искажению и
фальсификациям нашей истории, которое охватывает период с конца 19 века, то
есть от начала западноевропейской историографии до появления «истории»
Азербайджана.
А когда начались посягательства и искажения нашей истории?
Еще до конца 18-го века известная легенда о «Айке и Бэле» в
изложении нашего всемирно известного историка Мовсеса Хоренаци вполне нормально
воспринималась историками всего мира. То же самое говорилось индоевропеистами в
первой половине 19-го века о роли Армянского нагорья как прародине
индоевропейских народов. Однако, уже со второй половине 19 века турки, а
впоследствии и азербайджанцы начали активно искажать не принадлежащую им
историю. А в конце 20 гг специальным указом Мустафы Кемаля было создано
Турецкое историческое общество, задачей которого являлось при помощи
государственных средств искажение историю, благодаря чему турки бы представлены
как автохтонный, аборигенный народ. В Азербайджане этот процесс стартовал при
деятельном участии Зии Буниатова, Фариды Мамедовой, отцом и сыном Ахундовыми,
которые исказили все то, что касалось христианской культуры в нашем регионе. То
есть, кавказские татары, которые стали называться азербайджанцами лишь в начале
20-х гг 20 века, стали называть себя тюркоязычными, чтобы связать себя с
тюркским миром. С другой стороны, те же кавказские татары с целью обеспечения
«доказательств» своего присутствия в регионе, и своей автохтонности, назвали
себя последователями Кавказской Албании. То есть, в данном случае азербайджанцы
стремятся обосновать, не выдерживающую никакой критики, свою версию о том, что
они образовались в результате смешения этих двух этносов.
А Вы не считаете, что эта версия заведет наших соседей-фальсификаторов
в тупик, учитывая то, что они находятся в постоянном поиске своей идентичности?
Это действительно так. Примечательно, что, участвуя в
международных конференциях, я постоянно сталкиваюсь с алиевским
трафаретом-клише «об оккупированных армянами 20% территорий АР, миллионе беженцев»
и т. д. Данный трафарет, которым размахивают и азербайджанские политики и
ученые, уже порядком утомил участников научных собраний в Европе. Сделанные
азербайджанскими учеными на полном серьезе заявления, согласно которым
Гандзасар, Амарас, церковь Казанчецоц – это памятники албанской культуры,
хачкар – это «хачдаш», а карабахцы и сюникцы – не армяне, а албанцы, которых
Армянская церковь арменизировала, вызывают у наших коллег в Европе и мире разве
что усмешку. То есть, азербайджанская пропагандистская машина действительно
достигла той крайности, когда азербайджанский абсурд и реальная наука
отдалились друг от друга до предельно возможной степени. Армения действительно
проигрывает Азербайджану в пропагандистской войне, но отвечать на все их
глупости я также не считаю правильным. Доказывая факт Геноцида армян в Турции,
мы по примеру наших еврейских коллег пришли к тому пониманию, что оспаривать
неоспариваемое – просто смешно. То же самое можно сказать об «албанском следе»
азербайджанцев.
Это не помешало азербайджанскому агитпропу в противовес требованиям
Армении о признании Геноцида армян 1915-1923 гг, выдвинуть мифическую теорию о
ходжалинском «геноциде»…
Азербайджанская пропаганда дошла до абсурдных пределов,
благодаря государственной поддержке, уровень которой также дошел до абсурда.
При этом их ничуть не остановил тот факт, что экс-директор «Турецкого
исторического общества» небезызвестный Юсиф Галаджоглу сегодня оказался в
смешном положении и находится в уголовном розыске в Швейцарии по причине отрицания
Геноцида. То же самое можно сказать и об обоих Алиевых. Когда они заявили, что
в Ходжалу произошел «геноцид» азербайджанцев, то они руководствовались той
простой логикой, согласно которой лучшим средством обороны является нападение.
То же самое делают турки, обвиняя армян в «геноциде» турок и курдов в 1915
году. Таких «фактов» множество, «геноциды» азербайджанцев в Баку, Шуши и т. д.
Я считаю, что «ходжалинский геноцид» был взят Алиевыми на вооружение с
единственной целью – скрыть Сумгаитскую трагедию совершенную азербайджанцами
против армянского народа.
На днях директор Института истории Азербайджана Махмудов заявил об
очередной сенсации. Согласно его словам, в Баку вообще не были захоронены
армянские комиссары из числа 26. Зачем Азербайджану нужна эта война с костями?
Армения в отличие от Азербайджана не отказалась от своей
советской истории. Мы не отказались ни от Шаумяна, ни от Ханджяна, ни от других
наших национальных и государственных деятелей, потому что в их деятельности
всегда присутствовали национальные элементы. Тот же Степан Шаумян, будучи
председателем Бакинской коммуны, перед лицом угрозы турецкого вторжения,
сотрудничал с АРФ «Дашнакцутюн», с нашими фидаинами. И именно эти люди создали
единый фронт для успешного противостояния турецкой армии Нури-паши, для
противостояния кавказским татарам. Именно поэтому, азербайджанцы и обвиняют
Шаумяна в сговоре с дашнаками. 26 бакинских комиссаров были расстреляны в
Красноводске и лишь потом захоронены в Баку. Непонятно, откуда Махмудов вообще нашел
образцы ДНК Шаумяна, чтобы заявить о том, что его праха нет среди захороненных
в Баку? То есть, азербайджанцы действуют все теми же примитивными турецкими
методами. Пару лет назад турки вскрыли в Игдире «братскую могилу» «жертв
армянского геноцида». Туда, кстати, пригласили меня и директора Музея-института
Геноцида. После этого бельгийский эксперт, присутствовавший на этом
мероприятии, провел в Бельгии экспертизу ДНК и выяснил, что все останки
принадлежат молодым турецким военным, участвовавшим в Первой Мировой, а уж
никак не женщинам и детям, «вырезанным армянами». То же самое происходит в
случае азербайджанских мавзолеев «жертв армян» Губы, Нухи, Шаки, Баку и т. д.
Они утверждают, что там хранится прах «жертв» Амазаспа и Степана Шаумяна. За
последние 5 лет эта пропаганда достигла уровня истерии, а уже одно то, что
столица НКР носит имя Степана Шаумяна, дает нашим соседям «основание» чернить
его память. В действительности же однозначной оценки политической деятельности
большевика Шаумяна как не было, так и нет. При этом, абсурдность ситуации дошла
до того, что власти Азербайджана объявили войну его праху! Именно этим и
объясняются «сенсационные» заявления Махмудова и ему подобным «ученым», поэтому
они не вызывают у меня удивления. Более того, уверяю вас при любом разговоре в
ходе международных научных конференций, наши коллеги всегда заявляют нам, что
им прекрасно известна действительность, а не та ерунда, которую преподносят им
азербайджанцы. Однако, несведущие люди этого не знают. И недавно в одной из школ
Бранденбурга в качестве дополнительного урока был проведен урок «О ходжалинской
трагедии», что было представлено азербайджанцами как выдающаяся «победа».
В армяно-турецких Протоколах упоминается подкомиссия, призванная
«изучить совместное прошлое армян и турок». Насколько создание подобной
подкомиссии исходит из наших интересов?
Эта комиссия Армении не нужна. В свое время, турки при
посредничестве австрийцев предложили нам начать дискуссию по вопросу Геноцида
и, когда мы отказались, они нам предложили представить по 200 документов по
Геноциду с нашей и их стороны. Мы представили эти документы и получили из Вены
ответ, согласно которому я и профессор Лаврентий Барсегян встретились с
турецким профессором Юсуфом Галаджоглу. Более того, мы, якобы поздравили его с
тем, что представленные им документы были очень весомыми и опровергли факт
Геноцида! После этого, все турецкие СМИ еще и распространили эту элементарную
дезинформацию. Турки лучше нас знают, что в реальности произошло в 1915 году,
поскольку все основные, еще не уничтоженные документы находятся у них в руках.
В турецких архивах хранится около 10 миллионов документов о событиях времен
Первой Мировой Войны, даже не имеющих аннотации, так как она имеется лишь к 100
тысячам документов. Поэтому проводить с турками переговоры на эту тему означает
вновь все начать с нуля.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.