Воскресенье, 25.02.2024, 13:13
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Сентябрь » 18 » Историк: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
Историк: Восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Армении
17:08

Analitika.at.ua. Недавно совершенный патриарший визит Католикоса Всех Армян Гарегина Второго в Грузию (в Тбилиси и Джавахк) неожиданно принес не столько моменты радости, сколько горечи и не только для многих наших соотечественников, но, убежден, и для широких масс армян диаспоры, живущих национальной жизнью. Ожидания были большими, звучали заявления о том, что визит будет историческим, но этого не случилось, вместо этого нам преподали исторический урок.  В очередной раз.

 

Далее я не намерен обращаться целиком к визиту, потому что это материал для более широкого разговора, но хочу выступить с несколькими предложениями, которые, на мой взгляд, должны привлечь внимание аналитиков, более того, трансформироваться в скорейшие практические шаги.

 

Визит армянского Католикоса вновь и вновь подтвердил ту прискорбную истину, что продукции советской идеологии – «дружба народов», «братские армянский и грузинский народы», «Армянская и Грузинская церкви-сестры», «соседние нации с общей судьбой» и другим подобным эмоциональным декларациям, остались верны мы, а соседний народ, особенно, элита духовенства давно относится к подобным наивным вещам с ухмылкой и не упускает возможности за счет имущества «брата» приумножить собственные богатства. Так было всегда, со времен утверждения Грузинской церкви, причем на протяжении почти тысячи лет, жаль, что некоторые деятели, вставшие у руля государственного и духовного управления, в таких случаях удивляются.

 

О двух из полученных уроков я хочу поговорить. Во-первых, Грузинская церковь и сегодня продолжает руководствоваться принципом «Все, что плохо охраняется, нужно присвоить». В данном случае наша задача – подумать, что мы плохо охраняем. Выясняется, что многое. Возникает вопрос: а кто хранитель и страж нашего имущества? Поразительно, но и здесь мы сталкиваемся с неопределенностью. Начинаем понимать, что национальная собственность – это одно, национально-духовная, культурная собственность – это другое, а церковно-духовная собственность – это нечто третье. Силою привычки все то, что относится к духовной сфере, мы считаем собственностью Армянской Апостольской Церкви или ей приписываем распоряжение судьбой этих ценностей. Между тем, Эчмиадзин не придерживается того же мнения. С его точки  зрения, его охране подлежит духовное и материальное наследие Армянской Апостольской Церкви. Вот здесь мы неожиданно делаем открытие: если многие из нас, как простые смертные, не отделяют друг от друга национальные и церковные ценности, то Церковь очень четко различает, что принадлежит ей, и что она должна охранять. Это – казус.

 

Мы народ, имеющий государство, однако в некоторых случаях это, как будто, не совсем хорошо осознается, и мы продолжаем руководствоваться традициями.

 

С уверенностью можно сказать, что в этом заключается причина того, что годы назад наши государственные мужи приняли соответствующие законы, и подавляющая часть церковных сооружений, находящихся на территории республики (монастыри, церкви, часовни и т.д.), были переданы Армянской Апостольской Церкви. К сожалению, сегодня мы видим, что это не является самым надежным и эффективным способом сохранить наше наследие. Как показал патриарший визит, при первой же трудности Эчмиадзин готов бросить на произвол судьбы церкви, не являющиеся армяно-апостольскими: конкретно, армяно-халкидонитские храмы.

 

Представитель Армянской Церкви, Первопрестольного Святого Эчмиадзина, иеромонах Шаге Ананян, который, кстати, находился в составе армянской делегации, на днях по телевидению (серия передач «Грапарак», телеканал «Еркир медиа», 24.06.2011) на ясном и доступном армянском языке объяснил, что, согласно церковным законам, сооружения, возведенные в духовных целях, принадлежат той Церкви, в соответствии с ритуалами которой в них проходят церемонии. Следовательно, когда данная религиозная община исчезает, то владельцем ее строений, культовых сооружений считается та церковь, которая исповедует эту же веру. После ознакомления с подобной позицией неуместно возмущаться словами грузинского священнослужителя о том, что права армян-халкидонитов может наилучшим образом защитить только Грузинская церковь. Получается, что Армянская церковь позволяет Грузинской церкви выступать с требованиями. Незамедлительные отклики из Еревана в связи с проблемой продемонстрировали, что, слава Богу, армянское общество уже начало отличать национальный интерес от церковного интереса, и намерено поднять голос протеста, если Церковь вдруг пожелает урегулировать церковные вопросы во вред национальным интересам. А если этого сегодня не произошло, то это не значит, что этого не произойдет завтра.

 

Патриарший визит раскрыл удивительный, странный и обидный для армянина факт: Армянская церковь, Католикос Всех Армян готов встать на защиту не всех национальных вопросов и не всего национально-культурного наследия. Но это лишь одна сторона явления: в конце концов, можно запретить любому сановнику выступать с такими заявлениями и совершать такие действия, которые могут нанести вред нации. Армянское общественное сознание действительно настолько созрело, что может пресечь роковые  ошибки. Но, пожалуй, только это. Вновь открытым остается вопрос о том, кто должен сохранять, защищать, изучать и представлять миру значительную часть нашего национально-культурного наследия. В случае с армяно-халкидонитской культурой Армянская церковь отказывается взять на себя эту роль, а государство, как вы знаете, формально возьмет эту роль на себя, но в реальности не будет обращать на него никакого внимания, потому что наши государственные структуры просто не отличаются последовательностью и сердоболием. Грузинская церковь обо всем этом прекрасно знает и всегда готова к шагу вперед.

 

Самым благоразумным шагом с нашей стороны может стать… передача этого наследия его настоящим хозяевам – армянам-халкидонитам. Но как это сделать? Вот этот вопрос мы и должны решить усилиями всей нации. Мы должны восстановить Армяно-халкидонитскую церковь в Республике Армения и предоставить ей тот же статус, что и Армянской Апостольской Церкви. Сегодня – это жизненно важный императив. Сейчас я всего лишь поднимаю вопрос, выдвигаю проблему, а когда вопрос мой будет воспринят и принят, тогда можно будет обсудить пути его решения. Пока заметим только, что армянский царь Трдат поставил Григора Партева руководить делом по распространению христианства в стране. Если при необходимости можно основать Церковь, то, тем более, можно восстановить ту, которая существовала прежде. Сразу же подчеркнем, что этот процесс не будет происходить за счет или во вред Апостольской церкви, а только на пользу армянскому народу.

 

Не секрет, что Армянская церковь в разные периоды истории была халкидонитской, а до XIII-XIV вв. (в некоторых местах даже до XIX в.) широкие слои армянского народа все еще были халкидонитами, действовали отдельные епархии. Сегодня армяне-халкидониты проживают в России, естественно, в Грузии, а также в Армении. Армяне-халкидониты  создали огромную культуру, из которой сегодня мы можем представить только храмовую  архитектуру и искусство фресок (храмов Звартноц и Св. Рипсиме достаточно для того, чтобы составить представление о том, какую культуру они завещали нам). Но сейчас императивом дня стало не столько спасти эту культуру от забвения и презентовать ее (с радостью можем отметить, что в настоящее время довольно большое число армянских и зарубежных ученых занимаются этим делом), сколько встать на защиту и не позволить, чтобы ее отняли у армянского народа.

 

Захватить сегодня церковь – означает завтра предъявить законные притязания на территорию. Грузины избрали этот путь для требований, и пресечет это не армянское государство, и не армянская церковь (этого не может сделать также ни одна общественная организация или земляческий союз). Быть может, так и должно было быть, потому что эту роль может исполнить только Армяно-халкидонитская церковь. Она должна поднять свой голос не только в защиту армяно-халкидонитских храмов, находящихся в Лорийской и Тавушской областях Армении, но требовать храмы, расположенные в Северном Лори и Джавахке, ныне находящихся в составе Грузии и, наконец, уточнить вопрос принадлежности халкидонитских церквей, находящихся на территории Турции - в Ани, Барцр Айке и Тайке.

 

Считаю нелишним повторить: ситуация не роковая, но крайне серьезная. Опасность, ползущая с грузинской стороны, не остановится, а обычные шаги для противостояния ей нам ничего не дадут, потому что у грузин на все это готов ответ (инциденты в ходе шестидневного визита – тому свидетельство). Армяно-халкидонитская церковь – та мощная преграда, которая может остановить и отбросить назад притязания желающих отнять нашу родную землю из-под наших же ног. Это – не программа по расколу нации, как некоторые могут расценить, потому что халкидонитство – исповедание, стоящее на стороне государственности. У Армянской Апостольской Церкви также не должно быть причин для беспокойства, так как новая церковь никогда не сможет выступить в качестве ее конкурента (если в Армении действуют Армянская Католическая и Армянская Евангелическая церкви, то почему бы более древней Халкидонитской церкви не зарегистрироваться и не действовать). Эчмиадзин в этом плане должен проявить широкий кругозор и толерантность, и видеть фронт для духовной борьбы там, где он действительно существует: на поле деятельности сект, хозяйничающих и распоряжающихся в стране.

 

Таким образом, восстановление Армяно-халкидонитской церкви, в первую очередь, будет означать усиление обороноспособности страны, перемещение армяно-грузинских отношений в новую плоскость, возвращение самим себе значительной части национально-культурного наследия и подготовку решения других сопутствующих вопросов. Гамлет Давтян, историк, публицист Religious in Armenian (перевод с армянского – ARMENIA Today)

Категория: Общество | Просмотров: 878
Календарь новостей
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru