Главная » 2011»Июль»10 » Итальянские и армянские реставраторы восстанавливают "Персию" Мартироса Сарьяна
Итальянские и армянские реставраторы восстанавливают "Персию" Мартироса Сарьяна
00:11
Analitika.at.ua. Современные технологии помогают не только создавать, но и
спасать произведения искусства. Сегодня спасательные работы ведутся в
доме-музее Мартироса Сарьяна в Ереване. Итальянские и армянские специалисты
приступили к реставрации картины «Персия». Великий художник написал ее еще в
1913 году - почти сто лет назад. Реставрация полотна стала возможной благодаря
совместному итальяно-армянскому проекту. На сегодняшний день уже завершено
восстановление церкви в Мармашене, фресок монастырского комплекса в Кобайре и
фресок Минаса. И теперь обратились к творчеству Сарьяна. Под почти вековой слой
краски вместе со специалистами заглянула и корреспондент МТРК «Мир» Элина
Казарян.
«Сарьян хотел обязательно написать персиянок, но они все
ходили с закрытыми лицами, в чадрах. В результате он нашел на рынке женщин,
которые сидят с мужчинами с непокрытым лицом, это было возможно, только если это
женщины легкого поведения. И вот мы видим на картине еще двух мужчин, которые
курят кальян. Досконально изучив картину, мы увидели, что в предварительном
авторском варианте эти женщины тоже курили кальян, потом Сарьяну это не
понравилось, и он закрасил эту часть», - рассказывает директор Дома-музея
Сарьяна, внучка художника Рузан Сарьян.
Над «Персией» великого Сарьяна вот уже полмесяца день и ночь
трудятся итальянские и армянские реставраторы. Картина была повреждена еще при
жизни художника, в 1963 году, когда в его мастерской лопнула одна из труб
отопительной системы. Вода залила сразу несколько работ. «Персию» удалось
спасти от полного уничтожения. Но еще в советские годы написанная темперой
картина была частично «замазана» масляной краской и гуашью. Это грубейшее
нарушение реставрационных норм нанесло полотну еще больший вред.
«Это особенно видно на ультрафиолетовых фотографиях. Кстати,
все этапы работы фотографируются и затем описываются. Картины, как и люди,
нуждаются в наличии своей «истории болезни». Красные подтеки уже удалось
ликвидировать. Они образовались после того, как картина намокла. Должен
сказать, что первые этапы реставрации позади - была очищена поверхность от
загрязнений и старых тонировок, закреплен слой краски, натянут холст», - говорит
реставратор Национальной галереи Армении Айк Амирханян.
А до этого в Италии были проведены химический и спектральный
анализы. По советам химика Леонардо Борджолли, составлен список необходимых для
реставрационных работ материалов и приборов. Их и использует в своей работе
итальянский художник-реставратор Лучиана Билиотти.
«Это совсем не похоже на то, что делают итальянские
художники. Я рада такому близкому знакомству с искусством Сарьяна. Думаю, он
был человеком с очень чистой душой. Только живя в полной гармонии с природой,
можно получить такие цвета на полотне. Европе еще предстоит в полной мере
познать этого художника. Для меня большая гордость реставрировать его картину»,
- признается Лучиана Билиотти.
Из любви к творчеству Мартироса Сергеевича за время своего
пребывания в Доме-музее Лучиана исследовала и другие работы мастера.
«Константинопольские собаки» выставлялись в Лондоне еще в прошлом веке. Сегодня
полотно осыпается и нуждается в укреплении. А эта знаменитая картина мастера,
несмотря на свое плачевное состояние, в прошлом году выставлялась в Пушкинском
музее, где имела огромный успех.
«Эта работа имеет тяжелую судьбу, потому что сам художник
расправился с ней довольно сурово. Это были самые тяжелые годы для Сарьяна,
послевоенные, когда его обвиняли в формализме, говорили, что его «буржуазная»
живопись никак не отражает сегодняшнюю жизнь страны. И вот эту работу, в
частности «Большой восточный натюрморт», он изрезал на куски. И в таком виде ее
увидел молодой художник Оник Зардарян. Он сказал: «Мартирос Сергеевич, это не
только Вам принадлежит - это достояние всех нас…», - рассказывает Рузан Сарьян.
Тогда Зардарян собрал куски картины на картоне и склеил их,
но швы от клея видны до сих пор. Всенародное достояние и сейчас дожидается
заботливых рук специалистов. А в музее Сарьяна надеются, что армяно-итальянское
сотрудничество не ограничится «Персией». Из 240 полотен мастера в музее 25-ти
не помешала бы реставрация.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.