Analitika.at.ua. 19-20 августа состоялся второй президентский визит
Д.Медведева в Ереван, который внес ожидаемую ясность не только в региональную
расстановку сил на Южном Кавказе, но и в перспективы двухсторонних отношений
стратегических союзников – Армении и России. Из официальной повестки,
несомненно, наибольший интерес представляло подписание протокола о продлении
срока пребывания российской военной базы на территории Армении – с изменением
ее мандата, функций и, как выразился президент Армении, "стратегической
ответственности". Без внимания не осталась также экономическая повестка –
были подписаны соглашения о сотрудничестве в строительстве атомного энергоблока
в Мецаморе (близ границ Турции), и учреждении на двухсторонней основе торговых
представительств. Достигнуты также соглашения по строительству железнодорожного
сообщения между Арменией и Ираном до каспийского порта Энзели.
Предметным анализом данной статьи является только
военно-политическая составляющая, оставив экономику для профессиональных
ученых-экономистов.
Так, конечно, продление срока военно-политического договора
в 2 раза несколько ущемит возможности Армении в маневрировании во внешней и
оборонной политике, но отсутствие альтернативных и доверенных партнеров не
давала Еревану роскошь большого выбора. Этот обновленный договор фактически
стал результатом признания Соединенными Штатами исключительной роли России на
Южном Кавказе. По всей видимости, стратегия нынешней Администрации в Белом Доме
заключается в предоставлении определенной, согласованной свободы действиям
России и Турции до тех пор, пока они высвободятся от обязательств более
глобального масштаба – Иран, Ирак, Афганистан, Сев. Корея, которые в
действительности занимают большие ресурсы. Периферией Европы интересовались
только Турция и Россия, тогда как ЕС и США на время заняты другими проблемами и
регионами, и выбор Армении во многом оказалась вынужденная, но обоюдная любовь
к России. Причем именно Россия спровоцировала Армению на подписание этого
документа продажей Азербайджану комплексов С-300, которые надежно будут защищать
стратегические сооружения, в том числе трубопроводы, Мингечаурское
водохранилище итд от возможных армянских ответных ударов в случае новой
агрессии Азербайджана. Ситуация с региональной стабильностью тем более
обострилась, когда накануне, 16 августа Турция и Азербайджан подписали
"Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи", который, по
сообщениям МИД Азербайджана, имеет и военную составляющую. В итоге, для
армянского руководства российский вектор развития остался единственно возможной
и де факто вынужденным политическим выбором, когда в воздухе все сильнее пахнет
порохом. Заявления президента Медведева в Ереване носили упреждающий характер.
В частности, он заявил, что "мы бы хотели, чтобы в Закавказье такие
события (т.е. Августовская война 2008г. – О.Н.) не повторялись".
Между тем, необходимо отметить некоторые отрицательные
элементы, которые несколько омрачили общий фон ереванских переговоров. За день
до начала визита министры ИД дали интервью государственным телеканалам, где они
выразили с виду противоположные ожидания от переговоров, в частности министр
С.Лавров отказался придать должного значения воинственной риторике Баку,
который не только каждый день обещает начать военные действия, но и
обстреливает линию контакта, не соглашается на отвод снайперов, а самое главное
– в результате петербуржской трехсторонней встречи президентов 18 мая
инициировал диверсионную операцию против сил самообороны НКР.
Одной из провокаций, в эти дни активно муссирующихся в
Ереване, остается вопрос о командовании силами российской военной базы в случае
агрессии или асимметричных угроз национальной безопасности Армении. Некоторые
политики, из-за вполне понятных причин, утверждали, что де-юре делегируя
некоторые функции защиты своей безопасности другой стране, Армения теряет
значительную часть своего суверенитета, и более того – русские генералы будут
командовать и парадом, и войной в будущем. Судя по всему, это самое опасное
заблуждение в армянской политической элите, которое скорее всего обусловлено
плохими знаниями законодательства Армении и ее Конституции. Дело в том, что
Основной Закон в Ст. 55/13 определяет, что в случае начала войны, при наличии
агрессии или при ее прямой угрозе Президент Армении "принимает решение об
использовании Вооруженных Сил", косвенно запрещая любое иное командование
какими бы то ни было силами на своей территории. Естественно, таким образом,
главнокомандование российскими войсками базы в Гюмри на время перейдет в руки
президента Армении, но это отнюдь не исключает политические консультации с
российским президентом в экстремальных ситуациях, но решения не могут
противоречить Конституции и законам РА. Тем более, что логика заявлений двух
президентов в Ереване исключает любой диссонанс в взаимопонимании и взаимной
поддержке в обозримом будущем.
Таким образом, с обновлением в российско-армянских
отношениях Армения абсолютно не ущемляет свой суверенитет, но более того –
получает строгие гарантии не только своего стабильного развития, но также
внешние, дополнительные гарантии обеспечения безопасности Нагорно-Карабахской
Республики на уровне межгосударственного договора. Обеспечение жизнеспособности
и действенности этого договора и других стратегических договоренностей в
Ереване будет без свойственных ОДКБ бюрократических проволочек. Тем самым,
фактически, Армения признала недееспособность ОДКБ в обеспечении своей
безопасности, и пошла на сепаратные договоренности с Россией.
Ереванский неофициальный саммит ОДКБ оказался лишь ареной
для обмена мнениями. Еще до ереванской встречи, события в Киргизии показали ее
недееспособный характер в вопросе принятия эффективных решений и их
последовательной реализации. Возможно, именно эти расчеты служили одной из
главных аргументаций действующей администрации в Ереване для пролонгации
мандата российской военной базы, в том числе в наделении ее функциями
обеспечения национальной безопасности Армении. И самое главное, по обновленному
договору Россия будет поставлять ВС Армении современную и специальную военную
технику и вооружения. Причем поставки вооружений будут осуществляться согласно
имеющем обязательную юридическую силу договору, как минимум до 2044 года.
Критики также обращали внимание на то, что подписанный
апгрейд несет в себе один казус: он не предусматривает порядка возможной
денонсации именно в тексте документа, хотя такое право должно предоставляться
сторонам любых договоров, согласно Венской конвенции о праве международных
договоров (1969), и обычным нормам международного права. Имеется ли такой пункт
в документе 1995 года – неизвестно, так как оно не находится на открытом
доступе. И тем не менее, решение предлагает международное право. Так, Ст. 60(1)
конвенции определяет, что "Существенное нарушение двустороннего договора
одним из его участников дает право другому участнику ссылаться на нарушение как
на основание для прекращения договора или приостановления его действия в целом
или в части". При чем "существенным нарушением" считается,
согласно Ст. 60(1)(b), такое нарушение положений, которые существенны в
достижении целей договора. Например, отказ или несвоевременная поставка
вооружений потенциально может стать этим самым "существенным
нарушением". Далее, Ст. 61 и 62 дают более подробное изложение тех
случаев, когда одна из сторон может смело отказаться от соблюдения
договоренностей и денонсировать документ.
Азербайджан, в духе хорошего соседа, уже предложил России (а
также ОДКБ) первый тест. На обсуждение в 65-ой ГА ООН внесен проект резолюции,
где Армения обвиняется в "осуществлении военного контроля оккупированных
территорий Азербайджана". Другой возможностью для сверки механизмов
стратегического партнерства станет Саммит ОБСЕ в Астане в ноябре с.г., где
наверняка Азербайджан попытается повторить политику Лиссабонского саммита 1996
года.
Другой сосед Армении – Турция, тоже не осталась без внимания
в Ереване. Как бы недипломатично это ни звучало, президент Медведев в Ереване
"отфутболил" усилия Турции, которая долгое время пытается стать
признанным посредником по Нагорному Карабаху. В частности, он заявил, что
"невозможно навязать посредников… если их участие вызывает обоснованные
сомнения в их беспристрастности" (курсив мой – О.Н.). Далее Д.Медведев
пояснил, что видит формат переговоров либо в Минской группе ОБСЕ, либо на
основе посреднических усилий России, которая, кстати говоря, является очевидным
локомотивом за этот год. Пока что единственным результатом являются обоюдные
обвинения Армении и Азербайджана о непринятии того или иного толкования
мадридских предложений (Петербуржский или Афинский) – яркое напоминание
Ки-Уэстских и Парижских принципов 2000-2001гг, где позиции также разнились по
похожему сценарию. Все это еще раз доказывает, что Нагорный Карабах – это очень
сложный вопрос, и особенно милитаристскими заявлениями или поисками
альтернативных площадок для атни-армянской пропаганды - делу не помочь.
Думается, что используя сегодняшнюю паузу, о себе активно должен заявить самый
главный субъект переговоров – Нагорно-Карабахская Республика, которая, кстати
говоря, имеет свое постоянное представительство в Москве.
Еще до недавних пор армяно-российские отношения
характеризовали лейблом "форпост", которое в свое время получило
немало усмешек и комментариев, в том числе со стороны автора – спикера Госдумы
Б.Грызлова. На совместной пресс-конференции президент Д.Медведев смыл этот
ярлык новым определением, которое ныне характеризует эти отношения:
"образцовое партнерство" (model partnership – на англ.). Аналогичное
определение, по крайней мере официально, в нашем регионе есть только у
турецко-американских отношений (выступление Б.Обамы в турецком парламенте,
2008г.).
Подытоживая, Россия и Армения получили то, ради чего упорно
старались, сопоставимо своей стратегической мощи. В Москве добились
долговременной "точки опоры" на Южном Кавказе, чтобы при появлении
угроз своей национальной безопасности "перевернуть" эту часть мира, а
в Ереване получили юридически обязательный, обновленный договор о
"стратегической ответственности" в обеспечении безопасности Армении,
которая, в свою очередь, на уровне Военной Доктрины и Концепции Национальной
Безопасности признала стабильное развитие НКР неотъемлемой частью своей
национальной безопасности.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.