Главная » 2010»Июнь»25 » Ивлиан Хаиндрава: Проблемы в Джавахетии есть и ими надо вплотную заниматься
Ивлиан Хаиндрава: Проблемы в Джавахетии есть и ими надо вплотную заниматься
00:11
Analitika.at.ua. Интервью руководителя программы южно-кавказских
исследований Республиканского института Грузии Ивлиана Хаиндравы
информагентству АрмИнфо
Г-н Хаиндрава, какими Вам видятся проблемы Джавахка и каково их
возможное решение?
Проблему этого региона я рассматриваю сквозь призму
настоящего самоуправления, которого, к сожалению, как не было, так и нет. С еще
большим сожалением могу отметить, что шанс исправить ситуацию в ходе
предстоящих выборов в органы местного самоуправления, которые прошли по всей
Грузии 30 мая, вновь был упущен. Безусловно, в Самцхе-Джавахетии существует
специфичность этого региона, так же как и дополнительные проблемы в области
культуры и языка. Но реальным шагом по решению всех этих проблем могло бы стать
лишь создание местной действующей и основанной на местном бюджете системы
самоуправления. В этом случае все проблемы этого региона нашли бы хотя бы свое
частичное решение, естественно, не решив их полностью, так как, к сожалению,
общая ситуация в Грузии особенно после войны 08.08.08 способствовала
значительному снижению восприятия Грузии как нормального дееспособного
государства. Соответственно, в разных сегментах грузинского общества появились
люди, которые явно не прочь раскачать лодку еще больше, не очень ответственно
относясь к тому, к каким последствиям это может привести.
О ком конкретно идет речь?
Во-первых, о безответственной власти Грузии и части
оппозиции. Кроме того, сам факт того, что Абхазия, а теперь еще и Южная Осетия
фактически отвалились от Грузии на неопределенное, если не на длительное время,
также подогревает некоторые горячие головы, считающие что от Грузии можно
продолжать откалывать какие-то куски. К счастью, в Самцхе-Джавахетии доминируют
не эти настроения и, насколько я понимаю, в политической элите Армении этот
подход также не является доминантным. Понимание того насколько Грузия и Армения
нужны и близки друг другу все-таки присутствует, соответственно каких-либо эксцессов
с далеко идущими последствиями я не ожидаю. Но в то же время, проблемы в
Джавахетии есть и ими надо вплотную заниматься, но не через силовые подходы,
как это делают власти Грузии, а через демократические, либеральные походы в
плане предоставления людям элементарных человеческих прав. К сожалению, то, что
мы видим на местах, свидетельствует не об избрании ОМС, а элементарном подборе
лиц менее проблематичных и более лояльных к Тбилиси, которые должны обеспечить
лояльность и на месте, более конкретно в Джавахетии. Это не является проблемой
исключительно местного самоуправления, это проблема представительства в
парламенте Грузии. В каждом созыве парламента присутствуют депутаты от
Ахалкалаки и Ниноцминды, но говорить о том, что они озвучивают проблемы местного
населения и борются за его права не приходиться. Я был членом парламента 2
раза, в том числе и последнего созыва 2004 года, но ни разу не слышал, чтобы с
парламентской трибуны озвучивались проблемы местного населения Джавахетии. От
этого возникает чувство недопредставленности, того, что людей попросту не
слышат.
После августовской войны США испытывают некоторое разочарование
Грузией. На днях глава МИД Грузии Вашадзе заявил, что Грузия готова начать
диалог по нормализации отношений с Россией. Насколько взаимосвязаны эти два
вопроса?
Думаю, что Вашингтон действительно испытывает недовольство
своим главным региональным союзником в лице Грузии. Потому что события августа
прошлого года явно не входили в намерения подавляющего большинства
вашингтонского истеблишмента, хотя, конечно, ястребов, подающих недостаточно
четкие сигналы Саакашвили, хватало и там. При этом, в Вашингтоне явно ожидали
от него более предсказуемых и ответственных действий. При этом, при Буше
Саакашвили еще пользовался поддержкой в режиме карт-бланша, при этом, ожидать,
что американцы осуществят военную интервенцию в ответ на российскую человеку
нормальному не приходилось. Результаты этого мы видим сейчас. Так как с
приходом администрации Обамы отношение к Грузии изменилось, став более спокойным
и уравновешенным. Надеюсь, что оно станет менее персонифицированным, так как
раньше все замыкалось на президенте Грузии. Сейчас же происходит постепенный
переход на институциональную более предсказуемую поддержку. Что же касается
российско-грузинских отношений, то понимание необходимости их нормализации,
безусловно, присутствует и по ту и по эту сторону Кавказского хребта, правда
особенно четких и ясных путей в этом направлении пока не просматривается.
Проблема в том, что сложно нормализовать отношения со страной, у которой целых
три, а еще точнее, два посольства на территории соседней страны, потому что в
Тбилиси посольства РФ нет, а в Сухуми и Цхинвали есть. Поэтому нужно выходить
на те шаги, когда восстановление взаимного доверия станет возможным хотя бы в
перспективе. Так как то маразматическое состояние, которое сейчас существует и
когда невозможно сесть в Тбилиси на самолет и прилететь на территорию РФ –
ненормально. Кроме того, экономическое взаимодействие между нашими странами
также стало насущностью. Что же касается тяжелых политических вопросов, то к их
решению нужно подбираться медленно, шаг за шагом.
Является ли подобным тяжелым вопросом наличие Саакашвили на посту
президента Грузии, учитывая, что последние президенты РФ отказываются вести с
ним переговоры?
Это очень выгодная позиция, которую для себя заняла Россия.
Так как, декларируя свое нежелание вести переговоры с Михаилом Саакашвили,
Москва как раз сняла с себя обязанность находить какие-то взаимные решения и
двигаться в сторону нормализации отношений с Грузией. В этой позиции точно
также как и в позициях Саакашвили есть определенная доля инфантильности, так
как политическая этика требует другого – а именно диалога даже тогда, когда
состояние в отношениях из рук вон плохое. Действительно – Саакашвили проблема,
но это наша проблема, которую мы – грузины должны решать, и по большому счету
события августа ведь не ослабили, а укрепили позиции Саакашвили. Так, кстати,
было и во времена Шеварнадзе, когда любые недружественные шаги России
укрепляли, а не ослабляли его позиции в Грузии. Это вполне нормальная реакция
небольшого народа, пытающегося самому решать, кто будет у власти и пр. Но на то
и существуют посредники, чтобы решать подобные тяжелые проблемы.
Может ли Армения выступить посредником в этом вопросе, учитывая опыт по
открытию Верхнего Ларса?
Думаю, что эти возможности не стоит переоценивать, так как в
Грузии одно время также обсуждался вопрос о ее посредничестве в карабахском
конфликте. При этом, эти возможности ограниченны, но они есть и я думаю, что на
самом деле они уже используются. Так что внести свою лепту Армения всегда
сможет и, думаю, что это обязательно произойдет.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.