Analitika.at.ua. Завтра исполнится 75 лет Армену Джигарханяну - всеобщему
любимцу, главному армянину России, народному артисту СССР и проч. и проч.
Джигарханян, Джиго - этим все сказано. Ни убавить ни прибавить. Его любят
миллионы, даже те, кто не согласен с некоторыми его мыслями и заявлениями.
Бывает... Великие без шероховатостей - нонсенс. «Новое время»предлагает наисвежайшее
интервью артиста, опубликованное вчера в "Известиях”. Интервью очень искреннее
и трогательное...
Иногда чудится, что у Джигарханяна, как у нежно любимых им
кошек, девять жизней. Сначала молодой красавец, сказавший стране с легким
акцентом: "Здравствуй, это я!” Потом многостаночник экрана ("Гораздо меньше на
земле армян...”) и кумир театральной Москвы. Бывало, толпа поклонников несла
его на руках от служебного подъезда "Маяковки” к дому в Староконюшенном.
Наконец, худрук собственного маленького театра, внезапно порвавший с именитыми
труппами...
Вот Джигарханян — плейбой. Что греха таить, о подвигах
Армена Борисовича на любовном фронте ходят легенды. Говорят, романтическая
история присутствует в его жизни и сегодня, но сам он на эту тему не распространяется...
Еще — Джигарханян, в 1987 году трагически потерявший
23-летнюю дочь Лену. Ни детей, ни внуков. Обожаемый сиамский кот Фил умер два
года назад...
Есть Джигарханян последних лет, который по нескольку месяцев
в году проводит в Далласе, штат Техас.
Есть и всегда будет Джигарханян — национальный герой
Армении. Свидетельствую: по улицам Еревана его можно водить только под
паранджой...
Неумолимые законы природы предъявили нам нового Джигарханяна
— борца с тяжелыми недугами... Итого — восемь. Девятая жизнь у него еще
впереди. Какой она будет, пыталась выяснить Елена Ямпольская.
— Во-первых, Армен Борисович, как вы себя чувствуете? А то
слухи разные ходили — инфаркт, инсульт...
— Нормально. Инсульты, инфаркты прошли. Оказывается, ничего
не надо бояться.
— Обычно люди, которые перенесли серьезную болезнь, дальше к
любому недомоганию относятся панически...
— Значит, надо убить в себе эту панику.
— У вас ничего подобного не было?
— Было неоднократно. Я многого добивался через "нельзя”.
— А через "не могу”?
— "Не могу” — я не знаю такого. "Не могу” — это лукавство. В
человеке огромная потенция заложена. Мы даже не подозреваем, насколько она
велика.
— Во всяком случае выглядите вы жизнерадостно. Несколько лет
назад у вас была идея фикс, что "земную жизнь пройдя до половины” — это 35 лет,
семьдесят — "жизнь праведника”, а дальше — "пустыня”. Но вы не похожи на
человека из пустыни.
— Золото мое!.. Вот так и будем жить.
— Помню, вы зарекались: если врачи запретят пить, завяжу,
как с курением — раз и навсегда. Запретили?
— Нет! Вечером сажусь, выпиваю свой бокал виски,
расслабляюсь. Мне попались хорошие врачи, они личности, и они меня не пугают. У
меня был инсульт. Зафиксированный. Мне показали: вот здесь у вас в мозгу
затемнение... Приходит время лететь в Америку. Я иду к своему доктору: так и
так, можно я поеду? Он говорит: ничего страшного, поезжай. Сидя в самолете, ты
лучше защищен, чем когда по улице идешь...
— Вы каких врачей предпочитаете? Армян?
— Евреев.
— Классика жанра... Ну что ж, поговорим теперь о делах.
Зашла я на сайт вашего театра и недосчиталась многих знакомых названий.
— Да. Мы расстались.
— С половиной текущего репертуара?
— Многие спектакли потеряли свежесть. Уже нельзя смотреть.
Знаешь, как кто-то говорил, "играют как хотят”. Потенция падает. Этот мужчина
уже больше не хочет эту женщину. В таком состоянии не надо на сцену выходить,
надо идти домой спать.
— Вы вообще не верите в театр без "хотения”, без обладания?
— Нет! Никогда не пойду даже смотреть такое — не то что участвовать.
Без хотения нет искусства. Ницше сказал: "Искусство нам дано, чтобы не умереть
от истины”. Пятьдесят лет занимаюсь своим делом и до сих пор абсолютно не
понимаю, что такое интеллектуальный театр.
— Чем собираетесь заполнять пустоты на афише?
— Хочу сделать "Театр времен Нерона и Сенеки”. Еще мы
задумали "Да здравствует королева, виват!”, потому что у нас есть две
замечательные актрисы. Клянусь, будет лучше, чем было когда-то.
— У вас ностальгия по "Маяковке” Гончарова?
— Это был хороший театр. Но ностальгии нет, надеюсь. Потому
что это опасная вещь. Чувство направлено не в ту сторону. Не к тебе, не к
зрителю, а назад.
— Кто будет ставить "Театр времен Нерона и Сенеки”?
— Ваш покорный слуга, знаменитый артист Армян
Джа-вар-хар-нян.
— Значит, продолжаете заниматься сублимацией. Показываете
другим актерам, как надо играть, вместо того чтобы самому выйти на сцену.
Неужели мы никогда больше не увидим вас в театре?
— ...Вот я тебе говорю честно: я в бога не верю. Еще
практичнее скажу — не нуждаюсь в нем. Дайте мне только здоровье, и я все
сделаю. И на сцену выйду.
— Кто должен дать вам здоровье?
— Лекарства.
— Вы не верите в Бога, но верите в лекарства?
— Так я благодаря лекарствам снова стал человеком. И вообще
— медицине. Вот мне поставили стенты в сердце — стало легче дышать. А бог что
мне дал? Ничего не дал пока.
— Вам самому не страшно от этих слов?
— Не страшно. Я хочу только на себя надеяться. Я лежал в
реанимации и понял: только сам могу себе помочь. Надо встать, дойти до туалета
и вернуться назад. "Что вы делаете?! Вам же нельзя!” Все можно. У меня
профессия такая — я должен заставить себя поверить в предлагаемые
обстоятельства. Поверил — поднялся.
— Атеисту жить трудно.
— Я не атеист. Я абсолютно конкретный реалист.
— Но ведь человек без Бога одинок.
— Да, я один и знаю это. Я с этим справляюсь.
— Для вас был авторитетом покойный католикос всех армян
Вазген. Как он реагировал на такие речи?
— Именно Вазген мне первым сказал: "Значит, ты в Нем не
нуждаешься. Это от тебя зависит. Ты придумал свой мир и живи в нем”.
— Если здоровье будет, какую роль вы хотели бы сыграть?
— Мы заварили очень хорошую историю. Есть такая армянская
сказка "Храбрый Назар”. Вот там бы я сыграл. Такого шизоида полного, что ты бы
меня не узнала.
— О чем сказка?
— Лентяй, трус, м...к, извини. Лежит, не может заснуть —
мухи мешают. Он начал их колотить и убил разом восемь мух. Пошел к священнику,
говорит: запиши мой подвиг для потомков. Священник написал на тряпочке: "Да
здравствует храбрый Назар, убивший сразу восемь существ!” Тот взял эту
тряпочку, сделал из нее флаг, отправился в путь и такое впечатление на всех по
дороге производил этой надписью, что в итоге стал царем. А жена его — бабища
во-о-от с такой ж... — царицей.
— Что значит грамотный самопиар. Но этому Назару сколько
лет?
— Гм-м... Неважно, сколько ему лет. Важно, какой он.
— Как раз Назара могли бы сыграть... (перечисляю фамилии
актеров Театра Джигарханяна).
— Нет. Эти люди здесь больше ничего играть не будут.
— Почему?
— Одни меня продали, других я продал.
— Кому вас можно продать? Кто в состоянии вас купить?
— Я тебе пример приведу. Приехал парень из Ленинграда,
актер. Я взял его в театр. Потом он начал пить. Я за руку водил его к
наркологам, лечил. Выбил ему служебную квартиру. И вдруг из газет я узнаю, что
этот артист играет в МХТ...
— Знаю, о ком вы говорите. Действительно, играет — причем
очень хорошо. В программке он значится как актер вашего театра. И что тут
криминального? У вас в репертуаре сейчас спектаклей мало, а актерам надо
работать.
— (Крик его, думаю, слышен по соседству с театром, в МГУ.)
Так скажи мне! Честно скажи!!! Вот Олег Яковлев в свое время пришел и сказал:
"Армен Борисович, вы мой папа, я вас люблю, но у меня две семьи. Мне "Иванушки
интернешнл” дают много денег”. Я сказал: "Конечно, Олеженька, иди. А когда
захочешь — возвращайся”. Я — не придуманный человек, я очень натуральный. Но я
ревнивый, и со мной опасно в игры играть. Этот — о ком мы говорим — заявление
об уходе не подает, зарплату здесь получает. На сбор труппы не пришел, вместо
него пришла жена с двумя детьми...
Все больше убеждаюсь: с русским театром не надо иметь дела.
Это одно из главных моих разочарований в жизни. Русский театр — крепостной
театр.
— Только театр?
— Про остальное я не буду говорить. Ты сама знаешь.
— Может, это просто снобизм, свойственный армянам, как и
грузинам? "Вы, русские, были крепостными, а мы не были...”
— Я самый обыкновенный крепостной. У меня первым учителем
был Армен Гулакян — очень мощный человек, я любил его и боялся. Я работал с
Гончаровым — это был крепостной театр, и я был там счастлив. И к Марку Захарову
я шел в крепостные с радостью — потому что он талантлив, у нас одна группа
крови.
— Однако в итоге все крепостные заведения вы покинули.
— У меня появились мои дети, мои студенты из ВГИКа, которые
хотели создать театр и которых я обязан был как-то пристроить. Гончаров нам
репетировать в Театре Маяковского не позволил — ты знаешь эту историю, что я
тебе рассказываю. И я ушел. Но ушел — прости, что сам о себе говорю —
благородно. Ни один спектакль не остался бесхозным. И Гончарова я люблю до сих
пор. Я не хотел сесть на его место, у меня не было желания командовать. Он мне
сам предложил: "Будь заместителем художественного руководителя”. Я отказался.
Мне этого не надо, я клоун.
— Последние пятнадцать лет вы не крепостной. Вы худрук, а
следовательно — помещик.
— Все равно крепостной. У меня лежит список актеров, которые
театру не нужны, а я не могу их уволить.
— Что значит — не нужны? По таланту?
— По таланту. По аллергической реакции.
— Вашей лично?
— Моей. Это я — Джигарханян. Вон там я на афише написан. Мне
это дело доверили.
— Может, лучше не актеров увольнять, а самому уйти?
— Они этого и ждут. Только не учитывают, что, если я отдам
театр, я уйду совсем. Берите власть, но тогда и за деньгами в банк идите сами.
Я не пойду своим лицом вам деньги выбивать. А вам — не дадут.
— Уже пятнадцать лет — с момента появления вашего театра — я
задаю один и тот же вопрос: зачем вам, Армен Борисович, эта нахлобучка?
— Я тебе скажу зачем. За эти годы восемь или даже девять
женщин у нас в театре родили детей.
— Но они ведь не от вас рожали.
— От меня. Потому что они прожили здесь хорошую жизнь. Я им
квартиры нашел. Я им гастроли организовывал. И сейчас еще продолжаю. Написал
письмо Януковичу. Выхожу на контакт с Назарбаевым — мы с ним дружим, хочу,
чтобы наш театр поехал на гастроли в Казахстан. Мне от этого прибыли никакой. Я
в Казахстане уже гулял.
У меня комплекс отца, деда. Я должен кого-то любить, о
ком-то заботиться.
— Родители прощают детям все...
— Я тоже прощаю многое. Но если наср...ли, надо гнать. Я их
грудью кормил, а они меня предали. Мстить не буду, наверное. Знаешь, я одну
твою фразу навсегда запомнил. Меня кто-то задел, я сказал: да как он смеет, да
я его!.. А ты сказала: это что, Джигарханян будет воевать с каким-то, условно
говоря, Петровым?
— Давайте поищем в вашей жизни "точку невозврата”. Что бы вы
изменили, если бы могли вернуться в прошлое? Может, не следовало уезжать из
Еревана?
— Нет. Я правильно сделал, что уехал.
— Ну, вот сейчас — осень. Вы холод с годами все хуже
переносите.
— Если бы у меня был сносный английский язык, я переехал бы
в Америку и жил там. Даже спектакли бы ставил. В Америке драматический театр
очень слабый, а я хорошо знаю свою профессию.
— Сколько лет вы уже регулярно ездите в Америку?
— Десять.
— За десять лет язык не выучили?
— Чтобы ставить спектакли — нет.
— А если просто жить, ничего не делая? Денег не хватит?
— Во-первых. А во-вторых, сидеть одному — что делать? С ума
сошел бы.
— Вы ребенком были билингвом? Двуязычным?
— Русский, армянский — да. Понимаю, на что ты намекаешь, но
голова уже не та. Готов на сцену выходить и заикаться — вроде краска актерская,
но даже на таком уровне не могу выучить.
— Почему вы готовы заикаться в Америке? Что вас там
привлекает?
— Хорошая страна.
— Что означает для вас "хорошая страна”?
— Мне легко там с людьми.
— Вы могли бы представить себя в другой профессии? Если не
актер, то кто?
— Нет. Это моя жизнь. Я люблю театр.
— Что там можно любить так долго и верно?
— "Чтобы не умереть от истины” — ради этого люблю.
— Вам не умереть или зрителю?
— И мне, и ему. И обманываться, и обманывать. Я знаю, что я
армянский парень, но потом я мажу лицо гуталином и говорю: "Я Отелло”. Вот в
чем для меня счастье этого учреждения. Этого занятия.
— Еще одна "точка невозврата” — простите за сугубо личный
вопрос. Может, лет в шестьдесят вам стоило пережениться, родить ребенка, если
по натуре своей вы прежде всего отец?
— Я хотел. Дочка погибла, я думал об этом, но меня
отговорили, сказали, что это будет тяжело...
— Кто отговорил?
— Есть такие люди — отговаривальщики... Кроме того, чтобы
дети родились, надо двум людям между собой договориться как минимум. Не
договорились.
— В итоге свое нереализованное чадолюбие вы направили на
театр. На людей, которых надо обеспечить квартирами и лечить от запоев.
— А что делать?
— Ограничивать чужое желание сесть вам на шею.
— Нет. Убежден, что ты такой же человек, как я. Теоретически
ты мне советуешь, а начнется у тебя свое дело, ты будешь так же поступать.
— Кота у вас сейчас нет? После Фила не заводили больше?
— Нет. Заведу — значит, я его должен в Америку за собой
возить. Сейчас он должен здесь, в кабинете, лежать — не оставишь ведь его
одного.
— Но вы же Фила в "Маяковку” не таскали?
— Я бегал из театра домой, чтобы покормить его, побыть с
ним... Нет, не рискну больше. С другим котом буду Фила вспоминать, страдать...
— Как вы планируете отмечать свой юбилей?
— Будет вечер у нас в театре 10 октября. Приедет Дживан
Гаспарян, который на дудуке играет. Объявился мой друг еще с детства, Жан
Татлян — придет, споет. Андрей Гаврилов, пианист, сыграет. И, если получится,
мой дружок из театра "Лицедеи” Леня Лейкин все это будет вести.
— Вы, видимо, любите клоунов, если сами себя клоуном
называете.
— Люблю. Цирк люблю. Хулиганство всякое, за зад ущипнуть...
— В этом году исполняется 35 лет фильму "Здравствуйте, я
ваша тетя!”. Даже помыслить нельзя, чтобы сегодня сняли нечто подобное. Как вы
думаете, почему в последние годы мы так бездарно, так пошло смеемся?
— Знаешь, мне очень нравится мысль Махатмы Ганди о том, что
болезней нет — есть пороки человеческие, вызывающие болезнь. Не надо лечиться,
надо исправляться.
— И мы, христиане, так считаем. Но вы уж больно хитро
ответили на мой вопрос. То есть качество юмора — это не отдельная проблема, а
часть нашего общего духовного состояния?
— Может быть. Не знаю. Вообще самое сильное слово, которое я
сегодня знаю, — "не знаю”.
— Предположим, дадут вам к юбилею орден "За заслуги перед
Отечеством” очередной степени...
— Не надо. Когда мне было шестьдесят, мне дали третью
степень. А к семидесяти — четвертую. Мне даже советовали: когда пойдешь
получать четвертую, третью надень и так приди в Кремль.
— Я, собственно, не об орденах речь веду. Скажите, на ваш
собственный взгляд, какие у вас заслуги перед Россией?
— Никаких.
— Кокетничаете?
— Никогда! Во-первых, мне недоплатили. Я снялся в трехстах
фильмах с лишним. Если это на нормальные гонорары перевести, хорошая сумма
получится...
— Недоплатили всей стране, Армен Борисович. И сейчас многим
недоплачивают.
— И что мне делать теперь?
— Я спрашивала, не про заслуги России перед вами, а про ваши
перед ней.
— И у меня перед ней нет. Я выходил на сцену ради своего удовольствия.
Любил женщин. Дочь любил. Кота своего. Я тебе рассказывал, как я ехал ночью за
рулем, заснул...
— И вам приснился Фил, который прыгнул вам на грудь.
— Да. Просыпаюсь — оказы
вается, я на большой скорости еду по встречной полосе.
— И после этого вы не верите в Бога?
— При чем бог? Меня Фил спас. Он мой бог.
— Как можно любить творение больше, чем Творца?
— А кто творец? Я не знаю. Ты мне не ответишь никогда на
этот вопрос: кто сотворил кошку? Кошка родилась от другой кошки. А что было в начале,
мы с тобой не узнаем.
Ты не думай, что я несу такую фигню, потому что тяжело
болен. Не настолько тяжело. Я ведь когда-то молился. Говорил: помоги мне. А
потом я понял, что ни он ко мне, ни я к нему не имеем никакого отношения. Не
надо мне помогать, я сам. Я все про себя знаю. Как мне дожать тебя, ее, его,
зал — чтобы они описались от восторга...
— Кресла менять придется.
— Кресла поменяют. А я буду знать, что обладаю этой
энергией. Или не обладаю, потому что с возрастом она уходит и надо ее беречь, а
я вчера слишком много сил потратил на разговор с каким-нибудь помощником. Никто
мне помочь не может, только я сам.
— А люди?
— Люди когда помогут, когда — нет.
— Значит, в людей вы тоже не верите?
— Только в себя! Как-то раз в самолете чувствую — не могу
встать. Надо выходить, а я не могу. Что делать? Орать: "Помогите!”? Я сказал
себе: вставай, Джигочка, вставай, мой мальчик, никто тебе не поможет, сам
пойдешь. И пошел.
— А если однажды сил не хватит?
— Тогда умру. Я в реанимационном отделении видел одного
известного артиста — он после инсульта на коляске ездил по коридору. Я спросил
себя: смог бы я так жить? И честно ответил: нет. Я нашел бы в себе силы уйти.
Потому что я много сладкого видел в жизни. На сцену выходил. А вы мне теперь
говорите: ничего, так тоже можно — тихонечко, тихонечко и ближе к туалету...
Есть прекрасная фраза: "Лечение не должно быть мучительнее болезни”. Я иногда
думаю: зачем мы их насильно обратно вытаскиваем? Вот Наташу Гундареву мучили —
зачем?..
Ты не бойся — я пока умирать не собираюсь. Когда соберусь, я
тебя заранее предупрежу. Позвоню и скажу: "Елена, я умираю”. А сейчас мне жить
хочется. Хочется виски свое допить, много чего еще...
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.