Главная » 2010»Май»15 » "Южный поток", или - голой дипломатией Карабах не возьмешь
"Южный поток", или - голой дипломатией Карабах не возьмешь
00:20
Analitika.at.ua. На 18 мая запланирован визит турецкого премьера Реджепа
Тайипа Эрдогана в Баку. Как всегда, он будет иметь многоплановый характер,
поскольку совершается после посещения Анкары президентом РФ Дмитрием
Медведевым. По мнению газеты Zaman, в числе главных вопросов обсуждения в Баку
- энергетическое сотрудничество и, конечно, проблемы карабахского
урегулирования. Это не случайно, поскольку на обоих направлениях сейчас
появляются новые возможности.
Прежде всего, они проявляются в том, что Анкара и Баку,
после некоторого периода охлаждения во взаимоотношениях из-за процесса
армяно-турецкой нормализации, решили возобновить интенсивный диалог на высоком
уровне. При этом стороны осторожно шли навстречу друг другу. Речь шла не просто
о новой цене поставляемого Азербайджаном газа, но о выработке принципиально
нового пакетного решения по газу. Причем оно практически было подготовлено уже
в конце апреля и его можно было подписывать до визита в Анкару президента РФ
Дмитрия Медведева. Но тогда был бы запущен новый сценарий дальнейших действий
Баку и Анкары, в частности, в отношении российского проекта "Южный
поток".
Анкара и Баку выжидали. И вот почему.
В конце апреля, уже после смены власти в Киеве,
премьер-министр РФ Владимир Путин на пресс-конференции в Италии заявлял, что,
хотя Россия подписала договоры с Украиной и гарантировала на 10 лет поставки
углеводородов через её территорию, Россия продолжает делать ставку на крупные
инфраструктурные проекты. Речь шла о "Южном потоке", к которому, как
заявил глава правительства РФ, по взаимной договоренности присоединится
"Электрисите де Франс". Он также напомнил, что после присоединения
Австрии к реализации "Южного потока" завершился процесс формирования
правовой базы этого проекта. Ранее и Турция поддержала Россию, выдав
официальное разрешение на проведение геологоразведочных работ в своей акватории
Черного моря.
При этом Анкара и Баку выдержали - по разным причинам -
определенное давление со стороны Вашингтона. В Турции, к примеру, продавливался
сценарий ратификации парламентом цюрихских протоколов, направленных на
нормализацию турецко-армянских отношений. Азербайджан обвиняли в том, что,
подписав соглашение о строительстве Транскаспийского газопровода, он,
прикрываясь переговорами с Турцией о цене, не только затормозил проект NABUCCO,
но и подписал газовое соглашение с Россией.
В таких условиях идти на обострение отношений с Москвой ни
Анкаре, ни Баку было не с руки. В то же время у турок стало складываться
ощущение того, что заинтересованность российской стороны в реализации проекта
"Южный поток" через турецкие территориальные воды несколько
снизилась. Они опасались, что может быть изменена "Дорожная карта", в
которой нефтепровод Самсун-Джейхан являлся своеобразным приложением к
"Южному потоку". Причем, судя по всему, до самого последнего момента,
даже в ходе визита Дмитрия Медведева в Анкару, эта проблема витала в воздухе.
Когда глава России предпочел не поднимать эту тему, все неожиданно было
обставлено так, что Турция якобы отказалась подписывать соглашение о прокладке
"Южного потока" по дну Черного моря.
Поплыли слухи, что Азербайджан и Турция выстраивают свою
контрстратегию в противовес "Южному потоку". При этом ссылка делалась
на потенциальные возможности Турции стать транзитером газа с "Шах-Дениз-2",
а также получить право перепродажи сырья в Европу. Это и создало в Анкаре ту
"тонкую" интригу, которую обсасывали многие российские СМИ,
подозревавшие Турцию в "двойной игре" против России.
Если бы это было действительно так, то дальнейшие события в
двухсторонних отношениях России и Турции развивались бы по совершенно иному
сценарию: Россия могла бы отказаться от проекта нефтепровода
"Самсун-Джейхан", перенести главный акцент в газовой стратегии на
Украину. Однако такого не произошло. Как заявил вице-премьер Игорь Сечин на
заседании президиума правительства, глава правительства Турции на самом деле
одобрил строительство "Южного потока" и окончательное разрешение
Россия получит в ноябре этого года.
В то же время по сообщению "Русской службы RFI" (Франция),
сопровождавший Дмитрия Медведева российский министр энергетики Сергей Шматко
заявил в Анкаре, что Россия не имеет ничего против одновременного участия
Турции в конкурирующем с "Южным потоком" проекте NABUCCO. RFI
расценила это "как жест России в адрес Европе", отказ разыгрывать
"карту" Турции в целях блокировки NABUCCO. Плюс к этому была допущена
и "утечка информации" о том, что "в России существуют сторонники
объединения маршрутов "Южного потока" и NABUCCO.
Вот почему предстоящий визит в Баку главы турецкого
правительства Эрдогана высвечивает некоторые нюансы пока еще контурно
складывающегося энергетического альянса Москва-Анкара-Баку, одновременно
содержащего как российское, так и западное направление. То есть речь идет об
отходе от технологий конкуренции и конфронтации и поисках переходов к
конструктивному сотрудничеству.
Понятно, что крупномасштабные долгосрочные проекты, особенно
в Закавказье, требуют политической стабильности и предсказуемости. Ясно и то,
что для Азербайджана главой задачей остается проблема карабахского
урегулирования. Турция "завязана" на цюрихские протоколы. Россия
выступает в роли одного из главных посредников в азербайджано-армянском
диалоге.
Поэтому выстраиваемый энергетический альянс не может
оказаться полноценным без участия Армении. В этой связи можно предположить, что
Москва и Анкара будут оказывать сдерживающее воздействие на участников
конфликта и будут предлагать свои совместно выработанные варианты
урегулирования. Что касается конкретных сроков начала активных действий на этом
направлении, то, похоже, до осени - пока не пройдет референдум в Турции -
ожидать каких-либо продвижений по части нормализации отношений с Арменией не
стоит. Но этот вопрос, как заявил Дмитрий Медеведев в Анкаре, не сходит с
повестки дня.
Одновременно будет активизирована работа Минской группы
ОБСЕ, которая также, похоже, только к осени должна будет подготовить приемлемую
для Баку и Еревана редакцию Мадридских принципов. Но в обозначенный промежуток
времени Москва активизирует свою дипломатическую деятельность в сторону
участников карабахского конфликта, и будет по мере необходимости вводить в
действие и турецкий фактор. При этом к этой работе будет привлечен и Запад. То
есть именно на общей экономической базе, общей заинтересованности, возможно,
будет строиться политика выработки взаимоприемлемых решений, поскольку, как
показала практика, на одной голой дипломатии далеко не уедешь. Это - шанс,
которым стоит воспользоваться Азербайджану и Армении.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.