Analitika.at.ua. Все самопровозглашенные республики, даже признанные
некоторыми государствами находятся в настолько разных условиях, что говорить о
прецедентах при решении конфликтов неправильно.
Косово, Абхазия, Южная Осетия, а до этого Восточный Тимор и
Эритрея – все они признаны независимыми государствами. На прошлой неделе к ним
прибавился и Южный Судан, ставший по решению Генеральной ассамблеи ООН, 193-м
членом Организации. Но Республики Арцах в этом списке нет и, по всей видимости,
членство в ООН НКР пока не светит. Наверное, действительно: «все животные
равны, но некоторые животные равны более других».
Однако, если разобраться, почему независимость НКР, которая
существует уже 20 лет, так и осталась непризнанной мировым сообществом во главе
с ООН, то приходим к печальному выводу. Корень зла был заложен в 1994 году,
когда страны-сопредседатели могли бы признать завоевавшую независимость НКР.
Напомним, что в начале национально-освободительной войны народа Нагорного
Карабаха, Азербайджан был слабой, деморализованной пост-советской республикой,
проигрывающей войну с армянами Карабаха, которых было намного меньше и
вооружены они были плохо. Мы повторяем старые истины, но это необходимо, чтобы
понять, как получилось, что все вышеперечисленные отделившиеся «колонии» стали
независимыми, а Карабах так и остался с непонятным статусом. Впрочем, непонятен
он для мирового сообщества, которое, по большому счету, не имеет юридического
права признавать или не признавать независимость нового государства. Более
того, от их признания ничего не меняется. Важно, чтобы сама новая страна себя
чувствовала независимой. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся
референдум о независимости. Независимость Косово была провозглашена 17 февраля
2008 года, Восточного Тимора -20 мая 2002 года, Абхазия и Южная Осетия стали
независимыми в результате августовской войны 2008 года, Южный Судан провел
референдум в январе нынешнего года. Как видим, все ныне признанные государства
стали независимыми после референдума в НКР.
Строго говоря, никакого переговорного процесса по
урегулированию карабахского конфликта нет, равно как и самого конфликта. Есть
только жажда реванша со стороны Азербайджана, которые, намеренно затягивая
переговоры, старается выгадать время и вооружиться еще больше. В Баку явно
пренебрегли знаменитым «воевать не числом, а умением».
Так в чем все-таки дело? Не очень верно все объяснять
наличием нефти и газа в Азербайджане, хотя и это играет свою роль. Наверное,
все дело в том, что кавказский регион для мирового сообщества в лице США,
Франции и России намного важнее, чем далекий Судан или Восточный Тимор. Все
остальные самопровозглашенные республики, даже признанные некоторыми
государствами находятся в настолько разных условиях, что говорить о прецедентах
при решении конфликтов неправильно. Недаром политологи и политики
стран-сопредседателей отмечали, что решение одного конфликта не может быть
проецировано на другой, несмотря на некоторую схожесть. Однако в данном случае
мы имеем дело с предвзятостью мирового сообщества, которое всеми силами
пытается оттянуть время признания независимости НКР. Это, по крайней мере,
странно, если учесть то, что международная контактная группа по Ливии признала
повстанческий Национальный переходный совет (НПС) единственной законной властью
Ливии. Скорее всего в вопросе Карабаха соединились нефть, двойные стандарты и
интересы России и США на Кавказе, что и привело к нынешней ситуации.
Независимый Южный Судан должен стать еще одним доказательством
того, что принцип самоопределения наций всегда выше принципа территориальной
целостности. Можно даже сказать, что эти два принципа никак между собой не
связаны и служат лишь оговоркой для затягивания процесса признания, а не
урегулирования. Карине Тер-Саакян, PanARMENIAN.Net
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.