Analitika.at.ua. 11 мая
с.г. в Пекине под председательством главы МИД КНР Ян Цзечи прошло заседание
министров иностранных дел стран-членов Шанхайской организации сотрудничества
(ШОС). В ходе этого заседания руководители внешнеполитических ведомств
обстоятельно обсудили вопросы подготовки предстоящего 6-7 июня с.г. в Пекине
саммита ШОС. В этом контексте были рассмотрены вопросы дальнейшего углубления и
совершенствования многопланового сотрудничества в рамках Организации, повышения
роли ШОС в международных и региональных делах. Состоялся обстоятельный обмен
мнениями о ситуации в мире и регионе, а также о расширении связей ШОС с другими
странами и многосторонними объединениями. Министры подчеркнули необходимость
более широкого привлечения государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС к
практическому сотрудничеству в рамках Организации. Особого внимания в этой
связи заслуживает решение внести на рассмотрение Совета глав государств-членов
ШОС запрос о предоставлении Турции статуса партнера по диалогу ШОС. Эксперты
отмечают, что усилия в этом вопросе Казахстана, подписавшего в 2009 г. с
Турцией договор о стратегическом партнерстве, сыграли заметную роль.
На заседании Совета глав МИД стран ШОС министр иностранных
дел Казахстана Ержан Казыханов заявил, что ШОС должна приступить к предметному
изучению заявок государств, желающих стать ее партнерами. Он отметил, что
Астана выступает за более активное вовлечение государств-наблюдателей и
партнеров по диалогу в деятельность ШОС. Глава казахстанского
внешнеполитического ведомства, напомнив, что со времени приема первого
наблюдателя в ШОС прошло 8 лет, а партнеров по диалогу – 3 года, заявил: «К сожалению,
за этот период потенциал этого формата не использован в полной мере и участие
этих стран в деятельности ШОС продолжает оставаться формальным». По его словам,
в последнее время государства все чаще заявляют о желании более активно
взаимодействовать в формате ШОС, а некоторые из них обращаются с просьбами о
повышении их статуса. «Полагаем, что настала пора приступить в соответствии с
регламентирующими документами ШОС к предметному изучению имеющихся заявок.
Казахстан также поддерживает намерение Турции обрести статус партнера по
диалогу ШОС», – отметил в своем выступлении Е. Казыханов.
Надо сказать, что турецкая пресса новость о возможном
приобретении Турцией нового статуса прокомментировала достаточно скромно.
Воздержался от комментариев и турецкий МИД. Тем не менее, многие турецкие
эксперты восприняли эту новость как весьма позитивный сигнал. Так, например,
эксперт турецкого Центра международных стратегических исследований (USAK) Хасан
Селим Озэртем в своем интервью для РГРК «Голос России» сказал следующее: «Это
очень позитивное послание для Турции. Сегодня статус наблюдателей или партнеров
по диалогу с ШОС имеют такие страны как Иран, Афганистан, Индия и Пакистан. И
поэтому предложение по включению Турции в механизмы данной структуры является
очень позитивным сигналом для нас. Принятие такого решения означает, что
инициативу предоставления Турции статуса партнера по диалогу с ШОС поддержали
также и Россия, и Китай. С этой точки зрения, очевидно, что вовлечение Турции в
данный механизм будет полезен для лучшего понимания друг друга. Вместе с тем,
желание принять Турцию в партнеры указывает и на другой момент. Обычно Турция
ассоциируется с членством в «западном блоке». Однако желание принять Турцию в
один из важнейших механизмов по обеспечению безопасности в Азии – ШОС, говорит
о том, что Турция и странами-членами ШОС рассматривается в качестве важного
регионального игрока».
На вопрос о том, что может дать Турция ШОС, будучи
вовлеченной в деятельность данной структуры, Х.С. Озэртем ответил: «ШОС сегодня
осуществляет политику по обеспечению безопасности не только военным путем. Она
пытается осуществлять новые начинания также и путем экономических, и культурных
связей. ШОС играет очень важную роль в обеспечении безопасности Афганистана, в
борьбе с наркотрафиком и контрабандой оружия в регионе. Турция, как своим
опытом, так и имеющимися у нее возможностями, может внести положительный вклад
в этом деле». По поводу дальнейшей интеграции Турции с ШОС эксперт USAK
считает, что этот процесс будет протекать достаточно умеренными темпами.
«Трудно предположить, что Турция будет сразу и полностью вовлечена в
деятельность данной структуры. Есть страны, которые намного раньше Турции
получили статус наблюдателей ШОС и стремятся стать полноправными членами этой
организации. Однако этот вопрос постоянно откладывается. Поэтому маловероятно,
что Турция сможет быстро перейти из статуса партнера в полноправного члена
организации».
Другой эксперт USAK, Гюлай Кылыч, считает, что для более
широкого присутствия в Центральной Азии Турции, с учетом роста ее регионального
политического влияния, экономической мощи и культурно-образовательной
привлекательности, следует больше внимания уделять собственным ресурсам. В этом
плане особое значение представляет деятельность Агентства по тюркскому
сотрудничеству и развитию (ТИКА), Международной организации по совместному
развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ), а также турецких
образовательных учреждений, открытых в странах Центральной Азии. По мнению Г.
Кылыча, взаимные торгово-экономические связи и совместные энергетические
проекты также укрепляют позиции Турции в центрально-азиатском регионе. В этой
связи необходимо отметить деятельность Совета сотрудничества тюркоязычных стран
(ССТС). Как известно, в рамках последнего саммита ССТС, состоявшегося 20-21
октября 2011 г. в г. Алматы, был проведен бизнес-форум, в ходе которого
участники саммита подписали Соглашение о создании Делового совета тюркоязычных
стран. Это стало очередным шагом на пути к интеграции тюркоязычных государств.
Однако эксперты Турецко-азиатского центра стратегических
исследований (TASAM) придерживаются несколько иной точки зрения. Так, в
совместном докладе, опубликованном на официальном сайте TASAM, аналитики
выступают за более тесное сотрудничество с ШОС и использование «шанхайской
площадки» в качестве «эффективного форума» для решения общерегиональных
проблем. В своей коллективной работе эксперты TASAM отмечают важность ШОС как
некого «противовеса расширению НАТО и влиянию США в регионе». При этом они
оговариваются, что на самом деле Турция опасается не столько влияния США,
сколько снижения значимости Анкары в глазах Вашингтона и расширения прямого
сотрудничества между Соединенными Штатами и странами Центральной Азии. Однако,
по мнению специалистов TASAM, в настоящее время Турция не располагает всеми
необходимыми ресурсами для того, чтобы проводить в центрально-азиатском регионе
полностью самостоятельную политику. А потому Анкара не только прислушивается к
мнению Вашингтона, но и учитывает пожелания Брюсселя.
Многие турецкие аналитики считают, что Турция в результате
ошибок, допущенных в порыве «романтического энтузиазма», проявившегося в 1990-х
гг. в отношении государств постсоветского пространства, в свое время многое
упустила. Как известно, после распада СССР в 1991 г. Турция выступила одним из
первых государств, признавших независимость бывших советских республик. В
1991-92 гг. Турция в числе первых государств официально установила
дипломатические отношения и открыла посольства во всех странах Центральной
Азии. Ключевая идея политики Турции в регионе в то время состояла в создании
под эгидой Анкары «Великого Турана». Однако эта идея не нашла одобрения среди
лидеров стран центрально-азиатского региона. Более того, она вызвала резкое
противодействие со стороны всех стран региона.
Неудачные попытки осуществить ускоренное политическое и
экономическое проникновение в страны Центральной Азии учтены Турцией, и ее
политика в этом регионе сегодня носит более многосложный и разносторонний
характер. Анкара разрабатывает планы по осуществлению рациональной политики
военного сотрудничества и военного присутствия в центрально-азиатском регионе.
Анкарой тщательно изучается опыт деятельности турецкого военного контингента в
Афганистане, а также опыт работы турецких военных инструкторов в Грузии и
Азербайджане. Эксперты полагают, что Турция сможет осуществить свои амбиции
исключительно в рамках тесного сотрудничества с США и при одобрении НАТО,
поскольку военное сотрудничество Турции с государствами Центральной Азии не
может успешно и разносторонне развиваться без соответствующей материальной и
политической поддержки Соединенных Штатов. Более того, Турция не уверена, что
значительные ее затраты в сфере оказания военно-технической помощи государствам
Центральной Азии будут сопровождаться усилением ее политического и
экономического влияния в регионе.
Таким образом, участие Турции в ШОС в кратко- и
среднесрочной перспективе будет весьма ограниченным. Поскольку, во-первых,
турецкий голос на фоне таких тяжеловесов региона как Россия и Китай, будет
казаться не таким уж и громким. А потому сама перспектива участия в этой
организации не столь привлекательна для Турции, другое дело – ССТС, где она
выступает абсолютным лидером. Во-вторых, Анкара периодически будет оглядываться
на Вашингтон и Брюссель, которые, разумеется, будут всячески препятствовать ее
евразийской интеграции. А.Г.Гаджиев, "Институт Ближнего Востока"
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.