Главная » 2010»Декабрь»23 » Каан Сояк: С открытием армяно-турецкой границы товарооборот может достигнуть $1 млрд.
Каан Сояк: С открытием армяно-турецкой границы товарооборот может достигнуть $1 млрд.
00:07
Analitika.at.ua. Интервью турецкого сопредседателя Совета развития
армяно-турецких экономических отношений (Turkish-Armenian Business Development
Council) Каана Сояка информагентству АрмИнфо.
Совет развития армяно-турецких экономических отношений
(TABDC) был сформирован 3-го мая 1997 году в Стамбуле и Ереване, и является
единственным официальным каналом между государственными и частными секторами
двух стран. Целью TABDC является дальнейшее содействие тесному сотрудничеству
между армянскими и турецкими деловыми кругами, члены организации ведут работу
по установлению прямых торговых и деловых связей в различных областях,
поддержанию тесных связей между правительствами Армении и Турции.
Г-н Сояк, TABDC весьма активно лоббирует идею открытой границы между
Арменией и Турцией. Тем не менее, и Вы, и Ваш армянский коллега являетесь
главами крупных транспортных компаний. Как Вы думаете, большинство
предпринимателей по ту и эту стороны границы заинтересованы в том, чтобы вести
бизнес друг с другом?
Да, мы полагаем, что большинство бизнесменов по обе стороны
границы заинтересованы в том, чтобы вести бизнес друг с другом. Особенно,
восточная и юго-восточная части Турции, которые являются идеальными партнерами
для Армении в области предпринимательства.
Есть ли в Турции другие транспортные компании, которые заинтересованы в
открытии границы (достаточно ли их много для того, чтобы можно было назвать их
«критической массой»)? Являются ли для них привлекательным вариант транзитной
торговли через Армению в третьи страны, в первую очередь, в Иран?
Да, практически все транспортные компании, грузоперевозчики
и автоперевозчики заинтересованы в открытии границы и использования Армении в
качестве транзитной страны не только для того, чтобы достичь Ирана, но также и
Азербайджана и Центральной Азии.
Согласно официальной статистике ежегодный товарооборот между двумя
странами составляет порядка $300 млн. Как Вы полагаете, в эту цифру входит
теневой товарооборот? Насколько могла бы возрасти данная цифра с открытием
границы?
Точной цифры двустороннего товарооборота не существует,
однако мы также оцениваем эту цифру примерно в 300 миллионов долларов в год. Мы
ожидаем, что с открытием границы эта цифра составит порядка $500 млн. и через
пару лет после этого достигнет $ 1 млрд.
Какие сферы армянской индустрии могли бы быть интересными для турецкого
рынка? Что могло бы быть приоритетом в торговле?
Армянская экономика сегодня находится под влиянием закрытых
границ и не готова к конкуренции. Это создает ряд преимуществ для некоторых
лиц, которые пользуются этим фактором. Но открытые границы обеспечат более
эффективную экономику и лучшие цены для людей. Сегодня Турция является шестой
крупнейшей экономикой в Европе и 17-й по величине экономикой в мире, а
ежегодные темпы роста составляет более 11%. Армении очень повезло в отношении
того, что у нее такой сосед, и как Армения, так и Восточная Турция являются
идеальными партнерами для улучшения экономики региона.
Как Вы полагаете, армянский цемент мог бы быть одним из основных
товаров для экспорта в Турцию, с учетом устойчивого развития строительного
сектора в Вашей стране? Будет ли армянский цемент в состоянии конкурировать с
турецким цементом по цене и качеству?
Конечно, армянский цемент будет одним из основных товаров
экспорта, и я убежден, что практически весь цемент будет импортироваться
Турцией. Вопрос не в цене, а в огромном спросе со стороны Турции.
На Ваш взгляд, открытие границы могло бы способствовать экономическому
развитию восточных районов Турции, приграничных с Арменией? Для сравнения,
приграничные районы Турции с Грузией находятся в более выгодном экономическом
положении.
Да, конечно, открытые границы могут оказать содействие
развитию восточной части Турции. Сейчас грузины, проживающие в приграничных с
Турцией областях, получают выгоду от закрытой армяно-турецкой границы.
Как Вы думаете, меры по защите внутреннего рынка (высокие таможенные
пошлины), применяемые в Турции, могут ли создать неравные условия в торговле
двух стран? Армения, напротив, практически не применяет протекционистских мер?
Лично я не думаю, что это будет так. Турецкая продукция
последние 7-10 лет растет в качестве, и сегодня ей отдают предпочтение многие
западные покупатели. Открытие границы поможет армянам повысить качество своей
продукции и поможет Турции продвинуть определенные производственные линии в
Армению с учетом экономических преимуществ.
Учитывая, что трансграничная автодорожная и железнодорожная
инфраструктура давно заброшены, будут ли они в состоянии поддерживать
расширенную перевозку груза в случае открытия прямых торговых маршрутов?
Да, ежегодный объем мощности перевозок через границу
составит около 10 млн. тонн, и это огромная цифра. Я знаю, что многие турецкие
экспортеры изменят путь выбора своих перевозок с грузового автотранспорта на
железную дорогу. С открытием границы вы увидите на ней большое оживление.
Открытие границы потребует формирования правовой платформы для
обработки грузов. Есть ли у Вас предложения по положениям, которые могут быть
приняты?
Все юридические процедуры готовы к запуску. Обе стороны
знают, что необходим следующий важный шаг. Будем надеяться, границы будут
открыты. Арам Араратян, АрмИнфо
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.