Главная » 2012»Март»7 » Как алавиты - потомки киликийских армян, отдельным народом стали
Как алавиты - потомки киликийских армян, отдельным народом стали
00:27
Analitika.at.ua. Противники Башара Асада распространяют множество
провокационных слухов относительно "алавитского режима”. Пожалуй, самые
невинные штампы и ярлыки в адрес алавитов — сектанты, демонопоклонники и... не
мусульмане. Пущенный радикальным салафитским шейхом Арауром лозунг "Алавитов —
в могилы!”, к сожалению, имеет немало сторонников в сегодняшней Сирии, дорого
расплачивающейся за "Арабскую весну”.
Отметим, востоковеды до сих пор не пришли к окончательному
выводу относительно происхождения алавитов, действительно признающих и Иисуса
Христа, и Деву Марию, но также считающих святой дочь пророка Мухаммеда.
Михаил МАКОВЕЦКИЙ - не востоковед, он медик. Родился в
Москве, как он пишет, в семье офицера стратегической авиации Советской Армии. С
1990 года живет в Израиле. Так вот, Маковецкий написал исследование,в котором поддерживает одну из версий о
происхождении алавитов. А именно: он утверждает, чтоалавиты - потомки киликийских армян.
Алавиты являются потомками населения армянского Киликийского
царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское
царство в 1375 году. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной
Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая
претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В настоящее время общая
численность алавитов — более двух миллионов человек. Большинство проживает в
Сирии (около 2-х млн, по различным оценкам — от 11 до 15% населения страны),
прежде всего в районе Латакии-Тартуса. Это горные районы, очень напоминающие
территорию Армении. Алавиты также компактно расселены в районах Хамы и Хомса.
В Турции алавиты проживают главным образом в так называемой
сирийской части Турции (в районе Александретты); несколько десятков тысяч
алавитов расселены в турецких провинциях Хатай, Адана и Ичель (г.Мерсин). Есть
несколько тысяч алавитов и в Ливане. Около 2000 алавитов проживают на
принадлежащих ныне Израилю Голанских высотах (в одной, пограничной с Ливаном
деревне).
В рамках французского мандата с 1922 г. по 1936 г.
существовало государство алавитов. Алавитское государство включало два бывших
санджака — Латакийский (области Латакия, Джебле, Банияс, Масьяф, Хафера) и
Туртусский (области Тартус, Сафита, Телль-Калях). Кроме 176 тыс. алавитов на
территории этого государственного образования проживали 52 тыс. суннитов, 44,5
тыс. христиан, 4,5 тыс. исмаилитов. С 1930 г. Алавитское государство имело и
свою конституцию. 5 декабря 1936 г. Алавитское государство было присоединено к
Сирии в соответствии с указом N 274 французских властей. Французы настояли на
сохранении административной и финансовой самостоятельности за районом Латакии,
который окончательно вошел в состав Сирийской Республики в апреле 1946 г.
Сирийские алавиты, боявшиеся попасть под власть
мусульман-суннитов, начали, во-первых, декларировать принадлежность алавизма к
исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936 г.), а во-вторых —
упорно стремиться к занятию престижных постов в Сирии, что им и удалось в 1971
г., когда алавит Хафез Асад стал президентом Сирии. Это вызвало негодование
суннитского большинства населения Сирии, указывавших, что по конституции
президентом Сирии может быть только мусульманин. В ответ на это в 1973 г. в
Сирии было осуществлено официальное признание алавитов мусульманами (шиитами). Хотя,
с точки зрения теологии, с таким же успехом их можно признать и христианами. Алавиты
отвергают обрядовые и моральные запреты ислама; обожествляют Иисуса, признают
христианских апостолов, некоторых святых и мучеников, в дни почитаемых
христианских святых называют себя их именами, справляют христианские праздники
(Рождество, Пасху). Хотя главная священная книга алавитов "Китаб аль-Маджму”
содержит 16 сур и по форме является явным подражанием Корану. В религиозной
доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам сочетается с элементами
древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают солнце,
луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят
христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам которой
они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из
сподвижников Мухаммеда). За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами,
но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, так как, согласно сирийской
конституции, президентом страны может быть только мусульманин, и признание
алавитов мусульманами открывает им дорогу к власти. Вся сирийская элита,
включая президента Асада — алавиты.
...Процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-имамитами
(или шиитами-двунадесятниками), составляющими подавляющее большинство шиитов в
мире, был инициирован Хафезом Асадом и продолжен его сыном Башаром Асадом. В
алавитских селениях стали строить мечети, алавитов побуждали к соблюдению поста
рамадан и других мусульманских обрядов. Хотя этой политике шиитизации алавиты
сопротивлялись как могли.
...А те армяне, которые сохранили свою религию, остались
армянами. Сейчас алавиты и армяне — это два различных народа. Тем более что в
настоящее время и языки у них разные. На захваченных ими территориях арабы
всегда принуждали покоренное население переходить на арабский язык. Так что и
алавиты перешли с армянского на арабский.
Но для того чтобы стать разными народами, вполне достаточно
поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и
называется сербохорватский. Их разделяет только то, что хорваты католики, а
сербы православные. А так это, в общем-то, один народ. Еще одна часть этого
народа, которая исповедует ислам, называется босняками и живут они в ныне
независимой Боснии-Герцеговине. Разная религиозная принадлежность настолько
разделила этот народ, что еще совсем недавно они между собой жестоко воевали.
Евреи и финикийцы — это один и тот же народ. Иврит и
финикийский язык — это один и тот же язык. Разница только в религии. Евреи
исповедовали (и исповедуют) иудаизм, а финикийцы были язычниками. В результате
евреи — это евреи, а финикийцы — это совсем другой народ. Религия, если она
разная, то это действительно опиум для народа. Народ, столкнувшись с такой
проблемой, обычно распадается. Елена Шуваева-Петросян, NV.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.