Analitika.at.ua. Праздник Навасард был всенародно любимым праздником в
Армении, но его перестали праздновать в связи с переходом на Грегорианский
календарь.
Праздник, посвященный семи языческим армянским богам, дата,
ставшая знаменательной по нескольким важнейшим событиям для армянского народа,
древний армянский Новый год Навасард, праздновался в Армении десятки веков 11
августа. Этот праздник был самым любимым и почитаемым для наших предков, а
сейчас о нем можно услышать только из рассказов историков и прочитать в произведениях
армянского фольклора.
"11 августа по древнему армянскому календарю является первым
днем нового года. Издревле он отмечался как праздник Навасард. Его праздновали
несколько дней "всем миром”, от представителей царской семьи до крестьян. Это
был всенародный, "Всемирный”, как его называли, праздник в Армении”,- сообщила
передовой научный сотрудник Института истории Национальной академии наук
Армении, мифолог, этнограф Гоар Вардумян.
Она рассказала о народных гуляньях, песнях, танцах и
гаданиях, традиционных способах празднования этого дня.
"Навасард был посвящен 7-ми армянским языческим богам:
Арамазду – верховному армянскому богу, Анаит – верховной богине, Астхик –
богине воды, Нане – богине войны и мудрости, Ваагну - богу войны, охоты, огня и
молнии, Михру - богу солнца, небесного света и справедливости и Тиру – богу
письменности, мудрости, знаний, защитнику наук и искусства. По приданию, в этот
день боги спускались на землю, купались в священной реке Арацани и потом
наблюдали за празднеством из заснеженных гор. Люди должны были угодить богам,
чтобы праздник прошел благополучно, поэтому они приносили им в жертву зерна
пшеницы, кровь домашних животных и проводили другие обряды и ритуалы. Навасард
считался также праздником любви.
Kроме того, 11 августа в Армении празднуется как день
остановки Ноева ковчега на горе Арарат. "Сказать точно в каком именно
тысячелетии случилось это событие, очень трудно, однако армяне издревле
отмечали этот день именно 11 августа”,- отметила Гоар Вардумян.
11 августа 2492
г. до н. э. датировано еще одно очень важное событие для
армянского народа. В этот день, как пишет историк Гевонд Алишан, произошло
сражение Дюцазнамарт, в котором патриарх-родоначальник армянского народа,
основатель царской династии Айказуни Айк Наапет убил ассирийского тирана Бэла и
положил начало будущему армянскому государству. Известный армянский историк
Мовсес Хоренаци отмечает, что армянская земля и народ этой земли получили свое
название Айк именно от имени Айка Наапета. "Это полностью опровергает домыслы о
том, что армяне являются предками кочевых племен, пришедших на эти земли”,-
подчеркивает Гоар Вардумян.
Объединившись в один день, все эти события составили
воистину национальный всенародный праздник в Армении, который с переходом на
Григорианский календарь стал постепенно утрачиваться. "Григорианский календарь
был введен в 16 веке Римским папой Григориосом 13-м, однако армяне стали
применять этот календарь гораздо позже.
Сначала его начали использовать армяне-католики в Венеции,
затем в Польше, а уже потом он перешел в Россию, и дошел до Армении только к 18
веку. Праздновать же Новый год в январе армяне стали только в начале 20 века, а
официальным праздником в Армении Новый год стал только в советские времена”,-
рассказала этнограф.
Она с сожалением отметила, что сейчас даже в областях и
селах Армении, где все еще сохранились древние обычаи, не празднуют Навасард.
"Мы празднуем наши языческие праздники, такие как Пасха и Вардавар, но уже как
современные церковные праздники Воскресения и Преображения Христова. Армянская
церковь ежегодно выпускает календари с описанием этих праздников, начиная с их
языческих корней. Среди этих праздников, к сожалению, нет Навасарда и мы
группой специалистов, решили исправить это”,- отметила Гоар Вардумян. Она
рассказала, что они дважды обращались в Правительство Армении с предложением
отмечать Навасрд как государственный праздник. Сама Гоар Вардумян представляла
Правительству исторические справки и другие документы. "Правительство в свою
очередь обратилось в Армянскую Апостольскую Церковь. Последняя объяснила это
решение тем, что Айк Наапет не был христианином”.
Так армяне остались без прекрасного летнего праздника, хотя
некоторые его обряды вновь начали оживать на представлениях во время праздника
Эребуни-Ереван. "Кстати, этот праздник также долго не разрешали проводить,
однако в том случае мы смогли добиться своего”,- подчеркнула с надеждой Гоар.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.