Главная » 2012»Апрель»6 » Как превратить Ани в турецкий город? В древней армянской столице отныне будет действовать мечеть
Как превратить Ани в турецкий город? В древней армянской столице отныне будет действовать мечеть
00:29
Analitika.at.ua. Министерство культуры Турции рапортует об успешном
завершении очередного важного мероприятия, призванного спасти духовное наследие
турецкой нации. Недавно после реставрации была открыта для религиозных
церемоний мечеть Эбул Манучер. Последовательность турецких властей в сохранении
исторических памятников можно было бы только приветствовать, если бы не одно
обстоятельство. Дело в том, что речь идет о здании, построенном в десятом веке
армянским царем Гагиком в древней армянской столице Ани. Не стоит удивляться
тому, что реставрацию Ани турецкие правители начали именно с "мечети”.
Никто не спорит с тем, что восстановленное турецкими
реставраторами здание в свое время действительно было мечетью. Армянская
столица была городом, в котором мирно уживались представители разных
цивилизаций, культур и религий. Мусульман там тоже было немало. Особенно в
период владычества сельджуков. Они-то в 1072 году и преобразовали построенное
армянами здание таможни в мечеть и нарекли его Эбул Манучер. Разрушив
возведенную в северном углу здания таможни сторожевую вышку, правители династии
Шеддад остроили на ее месте минарет. Он и сейчас выделяется от основного здания
другим цветом камня, что выдает факт того, что изначально сооружение служило
совершенно иным целям. Но вернемся в XXI век. Интересно, как собираются
объяснить турецкие власти руководству ЮНЕСКО причины выбора мечети Манучера в
качестве объекта, нуждающегося в первоочередной реставрации. Ведь развалинам
армянских храмов грозит полное уничтожение. Не ставя под сомнение историческую
ценность здания преобразованной в мечеть таможни, тем не менее невозможно не
заметить субъективность турецких властей в выборе приоритетов.
Конечно, турки вправе сами решать, что они хотят
восстанавливать, а чему молча позволят сравняться с землей. Но все дело в том,
что проведенные работы Анкара собирается представить как собственный вклад в
дело сохранения всемирного наследия. ЮНЕСКО, получившее от правительства Турции
просьбу о включении Ани в число памятников всемирного наследия, выдвинуло перед
Анкарой требование самостоятельно провести неотложные работы по восстановлению
памятников, которым грозит опасность обрушения. "Фонд мирового наследия” внес в
список памятников, подлежащих немедленному укреплению и восстановлению, почти
все армянские церкви Ани, отметив при этом, что неутешительное положение дел в
Ани стало следствием неэффективного управления и пренебрежения со стороны
властей. В начале декабря прошлого года на заседании Генеральной ассамблеи
Международного совета по сохранению памятников была принята резолюция,
призывающая Турцию немедленно заняться реставрацией Кафедрального собора и
церкви Аменапркич, которым грозит уничтожение.
Но, несмотря на все это, чиновники Министерства культуры
решили начать реставрационные работы в Ани со здания, которое меньше всего в
этом нуждалось. Недавно губернатор Карса Ахмет Кара в беседе с журналистами
проговорился, что в ближайших планах значится восстановление бани Мурадие,
караван-сарая и крепостных стен. То есть всех тех сохранившихся сооружений,
которые не являются армянскими церквами. Обратите внимание — в первую очередь
будут реставрироваться здания и строения, архитектура которых не выдает
армянское происхождение их авторов. Причины такой выборочности, думается, всем
понятны.
Анкаре чрезвычайно важно добиться того, чтобы ЮНЕСКО
включило Ани в число памятников всемирного наследия. Это позволит турецким
правителям рассчитывать на серьезную материальную поддержку со стороны
международных фондов, финансирующих работы по сохранению исторических
памятников. В то же время внимание со стороны ЮНЕСКО позволит во много раз
увеличить число приезжающих в Ани туристов, что тоже сулит немалые доходы.
Начальник управления туризма областной администрации Карса Хакан Доганай в
связи с этим завил: "Если ЮНЕСКО выберет Ани, об этом будет подготовлено немало
телевизионных репортажей, напишут многие зарубежные газеты. Это поможет
развитию туризма. Поток посетителей возрастет, край начнет экономически
развиваться”. В прошлом году Ани посетило около почти 60-и тысяч иностранных
туристов. Ожидается, что благодаря проводимым ныне мероприятиям удастся довести
число туристов до 200 тысяч в год. Если каждый их них потратит хотя бы 500
долларов, на экономике края это непременно скажется.
Таким образом, восстанавливая мечеть и другие светские
строения, не связанные с армянами, турецкие правители решают одновременно две
задачи. С одной стороны, создают почву для будущих дивидендов от туризма и
выполняют формальное условие, требуемое международными структурами для финансирования
масштабных реставрационных работ. А с другой стороны, создают гостям Ани
иллюзию того, что это был город исламской культуры. Есть серьезные опасения на
предмет того, что истинной целью проводимых в Ани реставрационных работ
является уничтожение следов армянской цивилизации. Повод для таких подозрений
появился еще три года назад, когда мне довелось брать интервью у тогдашнего
министра культуры Турции Атиллы Коча. "Этот город является сокровищницей
анатолийской культуры. Ани — город разных цивилизаций. Там есть чудесные
христианские храмы и много мусульманских святынь. Мы разработали пятилетнюю
программу восстановления Ани, реализация которой позволит превратить город в
один из крупнейших в Турции туристических центров”, — сказал тогда министр.
Даже в беседе с армянским журналистом турецкий государственный муж осознанно
избегает упоминания о том, кто именно создал шедевры Ани. Министерством
культуры Турции ведется целенаправленная политика, цель которой стереть из
памяти принадлежность памятников армянам.
Реставрация может стать удобным предлогом для того, чтобы
внести в облик разрушенного города необходимые кому-то коррективы. И это не
может не беспокоить. Турецкие официальные лица на словах заверяют в том, что
работа будет проводиться в сотрудничестве со специалистами из Армении. Но на
практике — ничего подобного. Наших экспертов и близко не подпускают. Горький
опыт реконструкции собора Святых апостолов в Карсе убеждает, что опасения
уместны. Единственная сохранившаяся в Карсе армянская церковь была восстановлена
с грубейшими ошибками. В новом облике церкви, здание которой сейчас
используется в качестве мечети, не осталось почти ничего армянского. Еще одно
подтверждение оправданности опасений — проведенная в 2007-м году поверхностная
реставрация Дворца Парона в Ани. Армянские археологи были возмущены, увидев то,
что было надстроено на сохранившемся фундаменте дворца. На месте величественных
и изящных княжеских палат возведена обыкновенная каменная коробка, не имеющая
ничего общего с оригиналом. Между тем возведение этой "коробки” было
представлено турецкой пропагандой как жест доброй воли в отношении армян.
Результат топорной работы реставраторов удостоился похвалы самого президента
Абдуллы Гюля.
Похвалил президент реставраторов и за решение заняться восстановлением
Кафедрального собора. Включение главного храма Ани в план реставрационных работ
можно было бы считать большим достижением. Но оказывается, Кафедральный собор,
который в 989-м году был построен армянским царем Смбатом Вторым и зодчим
Трдатом, многие турки считают мечетью. В 1064 году, завоевав армянскую столицу,
султан Алпарсан первым делом приказал снести с купола собора крест и провел в
его стенах пятничный намаз, возблагодарив Всевышнего за силу, ниспосланную для
разгрома армян и завоевания их земель. Это был первый намаз, проведенный на
территории современной Турции. В переводе с турецкого "завоевание” означает
"фетих”. С тех пор турецкие националисты называют Кафедральный собор Ани не
иначе, как "Фетхие”. В сентябре 2010-го Партия националистического движения
устроила масштабную пропагандистскую акцию, организовав в Кафедральном соборе
массовый пятничный намаз. Имея в виду это обстоятельство, полагаю, не стоит
особо радоваться решению турецких властей о проведении реставрационных работ в
главном храме древней столицы. Не исключено, что результатом этой "реставрации”
станет провозглашение собора мечетью и официальное разрешение на регулярное
проведение там суннитских ритуалов.
В докладе, подготовленном Международной кризисной группой по
вопросу об урегулировании армяно-турецких отношений, особое место было уделено
восстановлению Ани. В рекомендациях экспертов ICG говорится: "Предлагаем
правительству Турции, проявив жест доброй воли в отношении Армении, предложить
проведение совместных работ по охране руин города Ани, четко заявляя, что
Турция признает и сохранит армянское историческое и религиозное наследие на
территории Турции...” В ответ на призыв ICG министр культуры Турции Эртегул
Гюнай заявил, что масштабное сотрудничество с армянской стороной в реализации
культурных проектов будет возможно лишь в случае, если Ереван удовлетворит
требования официального Баку в карабахском вопросе. Отметив, что Турция не
может пренебрегать мнением Азербайджана даже когда речь идет лишь о культурных
мероприятиях, Гюнай заявил: "Мы никогда не должны забывать о том, что Нагорный
Карабах до сих пор под армянской оккупацией”. На фоне таких высказываний
заявления турецкой стороны о готовности сохранить для грядущих поколений
шедевры "анатолийской культуры” выглядят просто вызывающими. Артем Ерканян,
nv.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.