Analitika.at.ua. Более двадцати лет назад перспективный лондонский банкир
Роберт Татеосян ввязался в, как тогда казалось, авантюру: оставив прибыльную
работу, он начал собственный бизнес в сфере, до того никем не занятой. Сейчас
компания Tateossian — ведущий производитель запонок на мировом рынке. А с
недавних пор ее продукцию можно купить и в Ереване — армянская столица стала
первым городом за пределами Великобритании, где открылся бутик компании. Это
событие и послужило поводом для первого визита ее основателя на родину предков.
— Господин Татеосян, с чего преуспевающий банкир вдруг занялся
производством запонок?
— В Лондоне, если ты банкир, ты должен всегда носить
запонки. А когда я начинал, их практически негде было купить — обычно запонки
переходили от поколения к поколению, от отца к сыну. Поэтому на них часто были
выгравированы фамильные инициалы, герб и тому подобное. Словом, я понял, что
есть некая свободная ниша, которую можно занять.
— А как получилось, что до вас никто не занимался их массовым
производством?
— Не знаю, я не проводил исследований, у меня до сих пор
даже бизнес-плана нет. А началось все вообще анекдотично. Был я однажды в
Таиланде. Взял автобусный тур, в который входило посещение нескольких фабрик, в
том числе по производству серебряных изделий. Там же продавалась продукция
фабрики, включавшая запонки за два доллара. Серебряные запонки за два доллара!
Это было настолько фантастично, что я купил целую коробку — около пятидесяти
штук. Думаю, в тот момент сработали мои армянские гены, отвечающие за
бизнес-жилку. Вернувшись в Лондон, я позвонил в магазины Harrods и Harvey
Nichols и рассказал о своих сокровищах. У меня выкупили все, заплатив по десять
долларов за штуку. А через две недели позвонили и сказали, что все уже
распродано и нет ли у меня еще запонок. А я даже не знал, как называется та
таиландская фабрика! В итоге нанял одного профессора, специалиста по серебру,
мы вместе нашли подходящую фабрику в Великобритании и начали работать над
дизайном запонок.
— И не жалко было расставаться с вроде бы уже налаженной жизнью,
успешной карьерой?
— Как сказать… У меня была секретарша, я летал
бизнес-классом за счет компании, в моем кабинете каждую неделю меняли растения
и тут… Я отказался от всего этого и основал компанию, имея всего 5 тысяч фунтов
стерлингов стартового капитала. Я занимался тем, чем еще никто не занимался, и
понятия не имел, куда это заведет. Рассчитал для себя самый худший сценарий —
через три года я пойму, что у этого дела нет будущего, и не верну своих
вложений. Но к тому времени мне будет всего 30, у меня за плечами уже есть семь
лет опыта работы в банковском деле и я все еще смогу найти работу. На тот
момент у меня уже имелись квартира, машина, долгов не было, так что этот риск
можно назвать контролируемым. Так я дал себе три года на то, чтобы достичь
определенного уровня.
— Поначалу, наверное, сложно было?
— Еще как! На выставках, где я продвигал свой продукт, не
мог отойти даже в туалет — некому было присматривать за товаром! Более того, в
самый первый раз я даже не мог позволить себе павильон, организаторы бесплатно
предоставили мне столик в коридоре. В то время как мои друзья продолжали расти
в своей сфере и получали 100 тысяч долларов бонусных, я с трудом зарабатывал
200 фунтов в неделю и периодически задавался вопросом: «На что мне это было
надо?!» Но я уже начал и нужно было идти до конца.
— Когда вы поняли, что к прежней работе все же не вернетесь?
— Происходило это постепенно. Может показаться странным, но
наибольшее влияние на становление моего бизнеса оказала Япония. Японцы любят
все, что делают в Англии, по душе им пришлись и мои запонки. Именно мои
японские покупатели однажды сказали мне: «Роберт, у тебя отличные запонки,
может, начнешь производство браслетов?» Затем они же посоветовали мне не
останавливаться на мужских изделиях, обратить внимание и на женские украшения.
Не удивительно, что в Стране восходящего солнца я бывал более 60 раз.
— Сами вы принимаете непосредственное участие в создании изделий?
— Обычно в самом начале мы с креативным директором
обсуждаем, какой будет коллекция в общих чертах. Как правило, это бывают шумные
дискуссии — истина рождается в спорах. Затем подключается команда из семи
дизайнеров. Они делают эскизы, отправляют нам, и после очередных дебатов создается
один пробный экземпляр. В общем, весь процесс создания длится по меньшей мере
полгода, а иногда и до полутора лет. Здесь важна каждая мельчайшая деталь.
— Что для вас самое важное в бизнесе?
— Честность. Это не так трудно, как может показаться. Во всяком
случае, имея собственную компанию, я могу позволить себе выбирать людей, с
которыми хочу работать, и оставаться в ладах с совестью. Недавно я отказался от
сотрудничества с одним человеком, несмотря на то, что это недешево мне
обошлось. Но деньги всегда можно вернуть, а партнерство должно быть крепким и
перспективным.
— А внутри компании?
— Я всегда даю своим сотрудникам возможность расти.
Например, один из ребят, работающих в отделе дизайна, начинал с самой низкой
ступени в компании — занимался упаковкой. Другой с той же позиции поднялся до
главы отдела ИТ. Чтобы команда была крепче и надежнее, нужно обеспечить рост
кадров внутри нее, а не приводить людей извне.
— Вы армянин, который родился в Кувейте, жил в Ливане, учился во
французской школе в Италии, сделал карьеру в Лондоне. Какую роль этот
космополитизм сыграл в вашей карьере?
— Во-первых, я открыт различным культурам — это особенно
важно в моем деле, поскольку я много путешествую и общаюсь с людьми из самых
разных стран. Еще, в отличие от моих британских друзей, у меня никогда не было
чувства привязанности к какому-либо месту. Наверное, в том числе благодаря
всему этому, я владею семью языками. Хотя говорить на нескольких языках для
армянина вполне естественно, я лишь несколько углубился в этом направлении.
Кстати, шансы на успех в нашем бизнесе возрастают, если в комплекте с
космополитизмом у вас есть еще и армянская кровь. Армяне всегда были отличными
ювелирами. Но еще важнее то, что армянскому народу присущи качества, которые
полезны для бизнесмена в любой стране мира — открытость, коммуникабельность и
восприимчивость. Думаю, в моей успешности немаловажным было и то, что мне
приходилось опираться только на себя самого. Эта независимость сделала меня
сильнее.
— Кстати, почему после стольких переездов в конечном итоге вы осели
именно в Лондоне?
— Так ведь для занятия банковским делом лучшего города не
найти. Кроме того, это фантастическое место для жизни. Лондон очень
космополитичный город, здесь каждый чувствует себя как дома. Люди заметно цивилизованнее
и культурнее, в отличие от хаотичных испанцев и итальянцев, холодных немцев и
снобов американцев.
— В вашем окружении много армян?
— В Лондоне их почти нет, но я общаюсь с ними в Нью-Йорке. В
Соединенных Штатах не просто очень большая диаспора, у тамошних армян еще и
по-настоящему развито чувство общности. Ведь в условиях глобализации очень
сложно сохранить свою этническую идентичность. Сегодня одна культура легко
может быть поглощена другой, раствориться в ней и исчезнуть без следа, поэтому возвращение
к своим корням просто необходимо. Иначе все мы станем одной серой массой. Все
самое важное для нас — религия, нравственность, семья — должно быть сохранено.
— А как случилось, что до сих пор вы не приезжали в Армению даже в
качестве туриста?
— Я провожу в путешествиях примерно 70 процентов своего
времени, сажусь в самолет чуть ли не раз в неделю. И каждый год стараюсь
посетить какую-нибудь страну, не входящую в план деловых поездок, — я вообще не
из тех, кто предпочитает на выходные сидеть дома перед камином и читать книгу.
Так вот, Ереван уже много лет находился в моем списке мест, где необходимо
побывать. Но я хотел приехать сюда весной, когда стоит теплая погода, на это
время обычно приходятся различные важные выставки в Европе. В итоге я оказался
тут осенью, зато ради такого важного события, как открытие магазина.
— Ереванский бутик Tateossian стал первым за пределами Великобритании…
— Обычно компании вроде нашей после Лондона открывают
магазины в Нью-Йорке, Милане или Токио. И уж точно не в Ереване. Но я уверен,
что нашу компанию здесь ждет большое будущее. Мы делаем дизайн не только под
своим брендом, но и для Zegna, Canali, Corneliani и других известных домов. Так
вот, перед тем как открыть магазин в Ереване, мы провели исследования, и оказалось,
что многие наши партнеры работают здесь весьма успешно. Рынок, конечно,
ограничен, но и наш продукт не массовый — достаточно иметь группу преданных
клиентов, и все будет в порядке.
Но не только в этом дело. Как вы понимаете, для меня магазин
в Ереване — это особый случай. И я был приятно удивлен теплым отношением людей
— в бутик заходили обычные прохожие и от души поздравляли нас. Вообще, ереванцы
оказались очень приветливыми и отзывчивыми. А самое важное открытие, которое я
здесь для себя сделал, — это то, как патриотичны армяне и сколько в них чувства
национальной гордости. Словом, такого эмоционального мероприятия в моей карьере
пока не было. Тем более, что это был еще и первый мой приезд в Армению.
Конечно, у страны есть немало проблем в экономике, политике, но в какой стране
их нет?
Кстати, многие мои друзья — ливанские, московские,
британские армяне и даже один знакомый китаец, вообще не имеющий никакого
отношения к Армении, — хотели прилететь со мной, но не сложилось. Зато в
следующий раз, скорее всего, я приеду в Ереван в пестрой интернациональной
компании! Артавазд Егиазарян, фото Арнос Мартиросян, yerevanmagazine.com
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.