Analitika.at.ua. Европейский Союз переживает не лучшие
времена: монетарный союз подвергается самому серьезному испытанию за 11- летнюю
историю своего функционирования. Беспристрастность финансовых рынков поставила
правительства стран еврозоны перед необходимостью серьезного реформирования
своих национальных экономик. Что явилось причиной создавшейся ситуации?
Приведут принятые меры к оздоровлению или ухудшению состояния еврозоны? Каковы
будут последствия кризиса для самой Европы и за ее пределами? Подобными
вопросами сегодня пестрят заголовки ведущих СМИ и, по мнению экспертов, эти
вопросы являются далеко не праздными. Серьезность ситуации признают сами лидеры
и функционеры Европейского Союза (ЕС). Так, в конце мая с.г. президент ЕС
Герман Ван Ромпей отметил, что "текущий экономический кризис вскрыл наши
слабости. Структурные темпы роста недостаточны, чтобы позволить нам создавать
необходимое количество рабочих мест и поддерживать нынешнюю социальную
систему". В унисон ему комиссар ЕС по монетарным отношениям Олли Рен
спрогнозировал, что Европе грозит затяжная стагнация, если Европа неотложно и
серьезно не возьмется за структурные реформы.
Относительно первопричин кризиса формируется общее мнение,
что он имеет фискальные корни. Вместе с тем, согласно мнению видного экономиста
Марко Аннунциата, кризис вскрыл глубинные институциональные проблемы еврозоны:
низкий уровень фискальной конвергенции и интеграции, без которой перспектива
эффективного функционирования валютного союза весьма туманна, и недостаток
стимулов для обеспечения финансовой дисциплины. Серьезное беспокойство у
финансовых рынков вызывает способность Евросоюза, и в первую очередь 16 стран
еврозоны, взять под контроль бюджетный дефицит и обслуживание долгов частного и
государственного секторов.
С этой целью правительство Германии не только первым внесло
серьезные изменения в национальное законодательство, но и последовательно
продвигает свое видение по радикальному пересмотру правил финансового
регулирования во всей еврозоне. Одновременно с этим немцы не прочь
воспользоваться удобным моментом для придания нового импульса международным
переговорам по ужесточению регулирования глобального финансового рынка.
При обсуждении антикризисных мер в Бундестаге
премьер-министру ФРГ г-же А. Меркель, хотя и без широкой межпартийной
поддержки, удалось добиться одобрения инициатив правительства со стороны
правоцентристской коалиции. Обещания по ужесточению правил финансового контроля
и обузданию спекуляций на финансовых рынках были той ценой, которую пришлось
заплатить правительству, чтобы добиться поддержки парламентского большинства.
Запрет на продажи без покрытий (short selling) еврооблигаций был другим важным
элементом компромисса для получения поддержки парламентского большинства. Эти
меры отражают те опасения, которые имеются сегодня в обществе в связи с увеличивающимся
разрывом между характером современных финансовых операций и их инструментов и
нуждами реальной экономики. В этой связи министр финансов федерального
правительства Германии В. Шобле призвал к внедрению механизмов регулирования
соотношения объема финансовых транзакций к объему произведенных товаров и
оказанных услуг в реальном секторе экономике. Однако эта мера правительства
Германии не вызвала особого энтузиазма в Брюсселе, Париже и некоторых других
столицах ЕС. Так, министр финансов Франции считает, что такое ужесточение
финансовых правил негативно отразится на ликвидности долговых рынков тех стран,
которые сегодня испытывают фискальные проблемы. Не последнюю роль в подобной
реакции со стороны многих партнеров ФРГ по ЕС сыграло и то обстоятельство, что
Германия выдвинула это предложение без предварительных консультаций.
В результате длительных обсуждений в середине мая
руководство Евросоюза объявило о том, что правительства и центральные банки
стран ЕС совместно с МВФ предоставят кредитные гарантии на сумму 750 млрд евро
кредитов: 440 млрд выделяют страны ЕС, из которых 150 млрд приходится на долю
Германии; 60 млрд предоставит европейская комиссия и 250 млрд - МВФ. Каждое
решение о предоставлении гарантий должно будет приниматься единогласно, что предоставит
всем странам право вето в принятии предстоящих решений. Параллельно с этим
Европейский центральный банк (ЕЦБ) начал скупать государственные облигации
еврозоны, тем самым, как полагают многие эксперты, нарушив основное правило
монетарной политики. Ведь увеличение денежной массы в среднесрочной перспективе
повысит инфляционные риски и негативно скажется на авторитете ЕЦБ. Чтобы
предотвратить подобное развитие событий, Европейский центробанк вынужден будет
повысить кредитные ставки, что в свою очередь негативно отразится на
перспективах роста экономик таких стран, как Греция, Испания, Португалия,
которым с целью сокращения бюджетных дефицитов и долговых обязательств не
обойтись без обеспечения высоких темпов экономического роста. Такая неопределенность
не внушает финансовым рынкам уверенности, что Европе удастся обеспечить
достаточные темпы роста в долгосрочной перспективе. Реальный годовой рост ВНП
еврозоны с 1981 по 1993гг. составлял около 2,25%; с 1993 по 2003гг. произошло
снижение роста до 2%, и в настоящее время он составляет около 1%. А без
обеспечения достаточно высоких темпов экономического роста обеспечение
финансовой стабильности станет невозможным. При рассмотрении вопросов
экономического развития для немцев последнее обстоятельство является
определяющим.
В памяти старшего поколения Германии еще остались
воспоминания двух финансовых крахов прошлого столетия, а панический страх
немцев перед инфляцией не преодолен до сих пор. Не случайно Германия приняла
конституционный закон, ограничивающий федеральный бюджет на уровне до 0,35%
начиная с 2016г. В силу этого предусматривается регулярное сокращение расходов
бюджета в размере 10 млрд евро в год до 2016г. Хотя и предвыборные программы
политиков не скупились на обещания сократить ставки некоторых налогов, сегодня
об этом предпочитают молчать. А повышение ставок некоторых налогов коалиционное
правительство уже не исключает. Сокращение субсидий федеральным землям наряду с
пересмотром налоговых льгот также стоит в повестке дня правительства Германии.
В результате этого обостряются противоречия не только между членами коалиции и
оппозицией, но и в стане самого премьер-министра. Один из самых влиятельных
членов правящего Христианско-демократического союза премьер-министр Земли
Гессен недавно подал в отставку. Это событие примечательно тем, что Земля
Гессен в своих политических пристрастиях колеблется между ХДС и СДП и исход
местных политических баталий играет определяющую роль в общенациональной
политике.
Параллельно с наведением порядка в собственном доме
правительство Германии предложило странам еврозоны принять национальные законы
по сокращению, а в будущем и по исключению бюджетных дефицитов. Министр Шобле
представил предложение своего правительства по преодолению кризиса, в числе
прочих мер предусматривающее процедуру банкротства стран еврозоны, не
справляющихся с обслуживанием национального долга. Другая идея министра
предполагает лишение страны права голоса и доступа к региональным
инвестиционным фондам, если страна систематически нарушает Пакт стабильности и
роста ЕС – финансового руководства сообщества. Однако опасность такого подхода
заключается в том, что подобные меры превратят ЕС в механизм по обеспечению
фиксированного обменного курса, куда страна может попасть или откуда страна может
выбыть в зависимости от состояния ее экономики. Бесспорно, что в долгосрочной
перспективе такой подход может оказаться губительным для самой евровалюты.
Некоторые европейские политики и эксперты в ответ на критику
и менторскую риторику правительства Германии не упустили возможности напомнить
немцам о ее шагах в 2002-2004гг. В эти годы экономики Германии и Франции
находились в тяжелой ситуации: безработица росла, а показатели государственных
расходов нарушали все допустимые нормативы Пакта стабильности и роста ЕС. Для
создания условий роста национальных экономик Париж и Берлин с молчаливого
согласия остальных стран Евросоюза пересмотрели условия игры, смягчив критерии
и требования к показателям бюджетных дефицитов. В результате этого странам
удалось обойти строгие ограничения дефицитов бюджета. Сегодня об этой уловке
напоминают критикам дефицитной политики из Берлина, считая, что именно это
привело к практически тотальной финансовой безответственности. Вполне
естественно, что не только Греция, но и другие страны ЕС не замешкали
воспользоваться перспективами такой расточительности. Так что трудно не
согласиться с теми аналитиками, которые считают, что еврозона пожинает плоды
тех семян, которые сама же посеяла.
До сих пор у многих существуют сомнения относительно
эффективности мер, предпринимаемых для стабилизации ситуации. Вполне понятно,
что оценка зависит от диагноза ситуации. Если предположить, как это делают
французы, что нынешняя ситуация является результатом спекуляций на финансовых
рынках, то инъекция в объеме 440 млрд евро может оказаться не лучшим лекарством
от болезни. Если придерживаться немецкой точки зрения, согласно которой корень
зла заключается в финансовой расточительности частного сектора и правительств,
то реализация требований европейского Пакта стабильности и роста может
оказаться вполне логическим ответом. Одновременно с этим некоторые видные
эксперты считают обе точки зрения ошибочными и принятые меры не адекватными
требованиям времени. Во-первых, как они твердят, еврозона никогда не подвергалась
серьезным спекулятивным атакам на финансовых рынках. Во-вторых, хотя финансовая
расточительность является причиной кризиса в Греции, этот диагноз неприемлем
для Португалии и Испании.
Для последних стран, как считают аналитики, причина
заключается в комбинации двух факторов: недееспособность действующего рынка
труда и крайне высокий уровень задолженности частного сектора национальных
экономик этих стран. Но вместо срочного решения указанных проблем страны
взялись за ужесточение финансовой дисциплины. Если так пойдет далее, то многие
не исключают, что три года спустя, когда истечет срок кредитных гарантий,
указанная комбинация факторов снова вызовет рецидивы кризиса с дальнейшим
усугублением ситуации. Аналитиков настораживает то обстоятельство, что обсуждаемые
программы реформ в странах еврозоны не отвечают на такие основополагающие
вопросы, как одновременное уменьшение долгового бремени и повышение
конкурентоспособности стран Южной Европы или увеличение спроса и потребления в
странах Северной Европы. Однако правительства соответствующих стран, кажется,
не готовы поступаться своими краткосрочными интересами: Германия продолжает
ставить во главу угла своей стратегии развитие экспортоориентированной
экономики и во имя достижения этой цели блокирует всякие меры ЕС, которые могут
привести к уменьшению профицита счета ее текущих операций. Правительство
социалистов Испании вместо реформирования рынка труда отдало предпочтение менее
болезненному сокращению расходов бюджета, профицит которого за последние два года
деградировал в дефицит, достигающий 12% от ВНП. Экономические историки твердят,
что ни одному левому правительству Испании до сих пор не удавалось вывести
страну из кризиса и эта закономерность проявится и сегодня.
По всей вероятности, несмотря на продолжающиеся дебаты,
предпринятые меры помогут сбить волнения на финансовых рынках. Может даже
начаться восстановление доверия инвесторов к Греции. Но вместе с тем бесспорно
и то, что реструктуризация долгов сама по себе не сможет обеспечить необходимый
уровень конкурентоспособности национальных экономик. Ведущие экономисты едины
во мнении, что всем странам ЕС нужно срочно приступить к реализации структурных
реформ.
Так, министр финансов Германии В.Шобле критично оценивает
практику предоставления длительных пособий безработным, приводящей к
нейтрализации стимулов для их возвращения на рынок труда. Многие страны ЕС
стоят также перед необходимостью реформирования своих пенсионных систем. А эта
мера, как известно, является политически крайне чувствительной, а порой и
опасной для любого правительства. Причем эта реформа предполагает межстрановое
согласование ее основополагающих компонентов, а именно - пенсионного возраста и
среднего размера государственной пенсии. Так, в Германии средний уровень пенсии
колеблется в размере 40% от среднего заработка, а пенсионный возраст наступает
в 57 лет; в Соединенном Королевстве эти цифры составляют 30% и 68 лет
соответственно. Пенсионерам Греции приходится лучше всех не только из-за
благоприятной географии, но также и щедрости правителей: средний размер пенсии
в Греции достигает 94% средней заработной платы, а заслуженный (?) отдых
наступает в 58 лет (!). Именно последнее обстоятельство возмутило немцев, когда
возникла необходимость спасения Греции от банкротства, в том числе за счет
немецкого налогоплательщика. Есть общее понимание того, что многие европейские
страны запаздывают с реализацией структурных реформ, какими болезненными бы они
ни были. Хватит ли политической воли для таких радикальных перемен, покажут
реакции финансовых рынков. Ведь в первую очередь именно они должны убедиться в
дееспособности правительств и адекватности принимаемых мер.
Продолжающиеся дискуссии по выходу из кризиса и реформе
финансовой сферы внесли дополнительное напряжение в отношения между Францией и
Германией, наглядно отразив разницу в экономических философиях этих стран.
Берлин желает более жестких мер по регулированию бюджетных дефицитов с
предусмотрением строгих санкций по отношению к странам, нарушающим бюджетную
дисциплину и превышающим ограничения по заимствованиям. Позиции стран
расходятся также в вопросе о необходимости вовлечения МВФ в дела еврозоны.
Разногласия проявились и относительно того, должен ли ЦЕБ покупать гособлигации
стран еврозоны.
Германия и Франция долгое время никак не могут решить также
проблему "плохих кредитов", из-за чего некоторые аналитики
высказывают серьезную обеспокоенность в связи с их опасно высоким уровнем.
Такие опасения подтверждаются оценками МВФ, согласно которым по объемам
списания таких кредитов еврозона далеко отстает от уровня США. Согласно
некоторым оценкам, только в Германии объем некачественных активов может
достигать 800 млрд евро, что составляет 1/3 годового ВНП ФРГ. Возможно, именно
из-за этого Германия быстро согласилась с предложением комиссара ЕС М. Барнье
сформировать национальный фонд для оказания помощи банкам при их ликвидации или
реорганизации. Однако Франция и Великобритания отвергли указанное предложение,
мотивируя тем, что оно приведет к повышению уровня рисков морального ущерба.
Безотносительно причин экономического кризиса и рецептов по
его преодолению ясно одно: Европа сегодня, как никогда ранее, нуждается в
совместном лидерстве. Ни одной из стран ЕС в одиночку не справиться с
накопившимися проблемами. Франции и Германии вместе под силу предводительство
для решения сегодняшних задач. Когда в 90-х Германия ратовала за углубление
политического союза, Франция противилась. Сегодня г-жа Анжела Меркель
возобновила призывы к тесному сотрудничеству, что, по ее мнению, поможет более
гармоничному решению задач валютного союза. По мнению многих аналитиков,
реальный политический союз предполагает определенный уровень федерализации
некоторых аспектов сотрудничества стран ЕС. А это означает, что соответствующие
решения должны будут приниматься не в столицах, а должны быть делегированы
наднациональным институтам. Для немцев в силу своего исторического опыта и
федеративного устройства современной Германии децентрализация власти и
полномочий вполне приемлема. Можно предположить, что федерализация отношений,
хотя и с оговорками, может быть принята и унитарной Францией. Но эта концепция,
как мне кажется, окажется неприемлемой для британцев. Нежелание перехода Англии
на евро за счет отказа от фунта стерлинга - один из аргументов такого
предположения.
Многие аналитики не исключают, что экономический кризис в
странах ЕС может иметь также серьезные политические последствия. Для
интернационалистов, сторонников глубокого и долгосрочного сотрудничества между
нациями, для тех, кто ратует за установление и укрепление международного
правопорядка, основанного на таком сотрудничестве, Европейский Союз является
воплощением мечты и маяком надежды. Если европейский эксперимент после
мучительных стараний и обнадеживающих результатов начнет пробуксовывать, это
может нанести серьезный урон сформированным идеалам. Ведь понятие
"европейская мечта" основано не на силе силы, а на силе убеждения.
Она и определяет основополагающие элементы европейской политики безопасности,
основанной на многостороннем сотрудничестве и культуре сдерживания. Именно это
позволяет странам ЕС обеспечивать баланс национальных и ценностных интересов.
Соперничающие воззрения – верховенство силы перед международным правопорядком и
верховенство национальных государств в отношении наднациональных структур - получат
серьезное идеологическое и интеллектуальное подкрепление и грозят ослабить
позиции тех сил, которые призывают остальной мир учиться у Европы.
Армен МАРТИРОСЯН, Чрезвычайный и Полномочный Посол Армении в
ФРГ
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.