Главная » 2010»Март»22 » Карабах: Искажение сути - суть азербайджанской политики
Карабах: Искажение сути - суть азербайджанской политики
13:38
Analitika.at.ua. Чуть
более месяца назад находившийся с визитом в Ереване Действующий председатель
ОБСЕ, министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев подчеркнул, что среди
приоритетов председательства Астаны в ОБСЕ особое место занимает разрешение так
называемых затяжных конфликтов. При этом он добавил, что у Казахстана есть
дополнительные ресурсы для содействия урегулированию карабахского конфликта, «с
учетом знания истории проблемы». Последний пассаж, согласимся, более чем важный
в контексте откровенного искажения Азербайджаном сути как самого
азербайджано-карабахского конфликта, так и процесса его урегулирования.
Как известно, международные посредники с надеждой говорят о
возможности не силового решения проблемы, результатом которого станет
безопасный и стабильный мир в регионе. Пожелания, конечно же, благие, однако
они могут быть реализованы при определенных условиях. Помимо политической воли
сторон, что, вне сомнения, обязательно, есть еще одно, причем, весьма важное
условие - чтобы процесс увенчался успехом, он изначально должен основываться на
правде. Вот тут-то и начинаются проблемы, и создаются они Азербайджаном.
Можно безо всякого преувеличения утверждать, что ложь в этой
стране уже не одно десятилетие возведена в абсолют. На ней строится
национальная и государственная политика Азербайджана, на ней официальный Баку
пытается выстроить и весь процесс урегулирования конфликта. Для достижения
своих целей азербайджанская сторона ничтоже сумнящеся фальсифицирует историю
региона и самого конфликта, превратно, в угоду своим интересам, трактует
международное право и важные международные документы. Причем делает это очень
нагло, пренебрегая как историческими фактами - и далекого, и недавнего
прошлого, - так и мнением авторитетных экспертов по вопросу карабахского
конфликта.
Ложь стала для Азербайджана орудием продолжения войны, на
сей раз уже на дипломатико-информационном поприще. Азербайджанская официальная
пропаганда без устали тиражирует ложь о том, что конфликт, который, как
известно, зародился в 1988 году, возник из-за территориальных претензий Армении
к Азербайджану, даже не замечая абсурдность подобного утверждения – ведь в
рамках единого на то время Советского Союза такое в принципе было невозможно.
Но одна ложь порождает другую, и Азербайджан, сам совершивший вооруженную
агрессию против Нагорного Карабаха в ответ на его конституционное требование
переподчинить область Армянской ССР, пытается выставить агрессором Армению, не
первый год добиваясь в международных инстанциях закрепления за нею подобного
статуса. Отсюда лукавые цифры и о двадцати процентах «оккупированных
территорий», и о миллионе азербайджанских беженцев.
К этому нагромождению лжи следует отнести также
азербайджанскую интерпретацию известных четырех резолюций Совета Безопасности
ООН от 1993 года. Они, как известно, в первую очередь требовали прекращения
всех военных действий и только потом вывода вооруженных сил с занятых в ходе
войны территорий. Требования о прекращении войны Азербайджан проигнорировал и
ни разу их не выполнил, однако по сей день спекулирует резолюциями Совбеза,
обвиняя армянскую сторону в нарушении этих документов. Причем, трактуя
по-своему известную статью 51 Устава ООН о самообороне, которая предусматривает
защиту при нападении одного государства на другое, что в случае с карабахским конфликтом
как раз и служит обвинением самому Азербайджану, Баку продолжает со ссылкой на
нее угрожать возобновлением войны, хотя ни одна международная организация
такого права за ним не усматривает и не закрепляет.
Ревизии Азербайджана подвергаются и сами Мадридские
принципы, на основе которых сопредседательство Минской группы ОБСЕ предлагает
разрешить конфликт. Как известно, они предусматривают проведение в Нагорном
Карабахе референдума по определению будущего политического статуса края на
основе волеизъявления его населения. Эфемерность данного положения очевидна,
ибо оно четко не регламентирует сроки и условия проведения референдума. Но речь
сейчас не об этом. Речь о том, что даже эту эфемерную возможность окончательно
разрешить конфликт Азербайджан уничтожает на корню.
«Об определении статуса Нагорного Карабаха за пределами
Азербайджана не может быть и речи. Этого не будет ни завтра, ни через 100 лет,
никогда. Мы не можем этого принять». Такое безапелляционное заявление сделал
буквально на днях азербайджанский президент Алиев. О каком же волеизъявлении
может идти речь, если глава Азербайджана априорно отказывает и Нагорному
Карабаху, и кураторам мирного процесса в реализации принципов урегулирования и
тем самым блокирует переговоры? Опять же очевидное извращение сути и смысла
процесса урегулирования.
Заглядывать на 100 лет вперед мы не намерены. Однако чтобы
посредникам удалось выстроить будущее нашего региона, им следует покончить с
ложью и развязным поведением официального Баку. Иными словами, у нового
председательства ОБСЕ в лице Казахстана работы - непочатый край для очищения
авгиевых, то бишь азербайджанских, конюшен от нагромождения многолетней лжи.
Если у Астаны и в самом деле имеются на то «дополнительные ресурсы» и, главное,
«знания истории проблемы».
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.