Главная » 2010»Июль»21 » Карабах: МИД Азербайджана запутался в ситуации
Карабах: МИД Азербайджана запутался в ситуации
00:08
Analitika.at.ua. В Москве состоялась встреча сопредседателей Минской
группы ОБСЕ с заместителем министра иностранных дел Российской Федерации
Григорием Карасиным. Он по поручению министра иностранных дел России вручил
французскому сопредседателю Бернару Фасье нагрудный знак "За вклад в
международное сотрудничество". Ранее главы делегаций стран-сопредседателей
МГ - министр иностранных дел России Сергей Лавров, министр иностранных дел
Франции Бернар Кушнер и заместитель государственного секретаря США Джеймс
Стайнберг - обнародовали совместное заявление по нагорно-карабахскому
конфликту. В нем они призвали стороны стремиться к мирному урегулированию
нагорно-карабахского конфликта на основе принципов, содержащихся в
заключительном Хельсинкском акте, в частности: воздержание от угрозы силой или
ее применения.
Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров квалифицировал это
заявление как стремление стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ продолжать
переговорный процесс по карабахскому урегулированию без "торможения и
остановки". Такое заявление сделано не случайно, поскольку состоявшаяся в
Алма-Ате в рамках неофициального заседания СМИД ОБСЕ встреча министров
иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова и Армении Эдварда Налбандяна с
участием глав внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы
России и Франции не дала результатов. Армения отказалась выступить с заявлением
в формате "3+2", подписание которого приветствовал Баку. Теперь в
изложении азербайджанской стороны ситуация выглядит следующим образом. Ссылаясь
на сделанное в Торонто совместное заявление президентов трех
стран-сопредседателей Минской группы, Баку считает, что главный смысл этого
документа сводится к выводу армянских войск с оккупированных территорий,
необходимости возврата беженцев и вынужденных переселенцев в свои дома, а на
освобожденных землях в рамках поэтапного процесса должны быть восстановлены все
транспортные коммуникации.
"В том числе между Арменией и Нагорным Карабахом будет
действовать особая дорога, это может быть и Лачинская дорога, - уточнил глава
МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров.- На первом этапе с выводом армянских войск
откроются все границы и дороги, и поэтому при желании могут быть использованы
любые дороги". Для обеспечения безопасности представителей армянской и
азербайджанской общин Нагорного Карабаха будут размещены миротворческие силы.
"Сегодня в переговорном процессе нет ничего тайного", - констатировал
Эльмар Мамедъяров.
Конечно, сам факт, что стороны конфликта решили предать
гласности технические детали переговорного процесса, можно приветствовать. Но
проблема в том, что, как обычно, другая сторона совершенно иначе трактует ход
событий. Как уже сообщалось, министр иностранных дел МИД Армении Эдвард
Налбандян - также с ссылкой на заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ -
говорил о "неконструктивности азербайджанской стороны в переговорном
процессе по решению проблемы Нагорного Карабаха". Она усматривается в
выборочном подходе Азербайджана к трем принципам по решению конфликта. По
мнению Еревана, из формулы "воздержание от применения силы или угрозы ее
применения, самоопределение и территориальная целостность" - Баку
предпочитает только принцип территориальной целостности. Однако это -
определенная натяжка. После Майндорфской декларации, в которой конфликтующие
стороны обязались воздерживаться от силового варианта урегулирования конфликта
и под которой стоит подпись Азербайджана, проблемной остается только трактовка
понимания тезиса сохранения территориальной целостности и самоопределения
народа.
Баку категорически против предоставления любого статуса
Карабаху вне рамок своей территории. Однако при этом Мамедъяров рассуждает о
том, что "если бы не существовало по соседству независимого государства
Армении, то можно было бы с пониманием отнестись к мнению тех, кто говорит о
праве армянской общины Нагорного Карабаха на самоопределение". Тогда как
быть с провозглашенным Баку и Анкарой лозунгом "бир миллет - ики
девлет" ("одна нация - два государства"). Почему армянам
отказывают в праве иметь два своих государства - Армению и Карабах (или Арцах,
как называют этот район сами армяне), а у другого народа это реализовано в государственности
Турции и Азербайджана (если не считать ещё третьей - Турецкой республики
Северного Кипра)? И еще. Глава МИД Азербайджана, выражая благодарность
президенту России Дмитрию Медведеву "за то, что он взвалил на себя тяжелый
груз ответственности по организации... встреч с целью достижения прогресса
между Азербайджаном и Арменией", считает необходимым "вести
переговоры со всеми тремя странами - Россией, США и Францией". То есть для
пополнения карабахского досье Баку, видимо, помимо Майндорфской декларации,
понадобился еще какой-нибудь "Парижский договор".
Но и тут возникает серьезный вопрос. Президент Азербайджана
Ильхам Алиев, подводя итоги социально-экономического развития страны за первое
полугодие 2010 года, сделал любопытное заявление: "Армения или же
пресловутые нагорно-карабахские сепаратисты, либо какая-то третья сила не могут
в одностороннем порядке без участия и согласия Азербайджана предоставить
Нагорному Карабаху какой-либо статус". Кого же из стран-сопредседателей
ОБСЕ - Россию, Францию или США - лидер Азербайджана относит к "третьей
силе"?
Поэтому, когда азербайджанская сторона заявляет о готовности
продолжить переговоры, возлагая ответственность за их результативность только
на армянскую сторону или происки каких-то "третьих сил", то
становится ясно: до карабахского урегулирования еще очень далеко. Что же
касается сопредседателей Минской группы ОБСЕ, то они планируют посетить регион
в сентябре текущего года. К тому времени там спадет необычная жара.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.