Понедельник, 25.11.2024, 17:26
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июнь » 30 » Карабах: новый этап
Карабах: новый этап
12:01

Analitika.at.ua. Президенты России, США и Франции в рамках саммита "большой восьмерки" (G8) в Канаде и в преддверии визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в регион приняли совместное заявление по нагорно-карабахскому конфликту, в котором призвали лидеров Армении и Азербайджана ускорить работу над Основными принципами урегулирования конфликта, с тем чтобы приступить к разработке проекта мирного соглашения.

 

"МЫ, ПРЕЗИДЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И ФРАНЦИИ, в качестве руководителей государств - сопредседателей Минской группы ОБСЕ подтверждаем наше обязательство оказать поддержку руководителям Азербайджана и Армении в завершении согласования ими Основных принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Мы приветствуем и рассматриваем в качестве важного шага вперёд признание обеими сторонами того факта, что прочное урегулирование должно основываться на принципах, содержащихся в Хельсинкском Заключительном акте, и на тех положениях, которые мы предложили в связи с нашим заявлением на саммите "группы восьми" в Аквиле 10 июля 2009 года.

 

Среди них: возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом; определение будущего, окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения; право всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию.

 

В настоящее время президентам Армении и Азербайджана необходимо сделать ещё один шаг и завершить работу над Основными принципами с тем, чтобы можно было приступить к разработке проекта мирного соглашения. Мы поручаем нашим министрам и сопредседателям продолжить оказывать активное содействие сторонам в преодолении имеющихся разногласий в ходе подготовки к совместной встрече на полях неформального министерского форума ОБСЕ в Алматы" - говорится в совместном заявлении Дмитрия Медведева, Барака Обамы и Николя Саркози.

 

ОТМЕТИМ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ОСВЕДОМЛЕННЫЕ АРМЯНСКИЕ ПОЛИТОЛОГИ - в частности, директор Института востоковедения Рубен Сафрастян - уже после встречи в Санкт-Петербурге президентов Алиева, Медведева и Саргсяна отметили, что в переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию наступает новый этап. Указывалось, что в ходе встречи Дмитрий Медведев озвучил Алиеву и Саргсяну некие новые подходы к урегулированию и стороны дали свое согласие продолжать переговоры на этой основе.

 

Правда, последующая реакция у сторон была различной. Если Серж Саргсян посетил Степанакерт, чтобы передать президенту НКР содержание последних предложений, то Алиев спешно покинул Санкт-Петербург еще до окончания экономического форума, на который он, собственно, и прибыл. А явившись в Баку, Алиев закатил истерику, которая вылилась в известную диверсию азербайджанских военных на линии соприкосновения азербайджанских и карабахских вооруженных сил.

 

Исходя из вышеизложенного г-н Сафрастян и другие эксперты сделали вывод, что наступающий новый этап урегулирования более устраивает армянскую сторону, чем азербайджанскую.

 

Теперь, после обнародования заявления президентов стран -сопредседателей Минской группы, все становится более или менее на свои места. По всей вероятности, именно содержание будущего совместного заявления и передал Алиеву и Саргсяну Медведев в Санкт-Петербурге. И, возможно, сказал о том, что отныне сопредседатели Минской группы будут предпринимать более активные усилия для достижения, наконец, сторонами согласия по Основным принципам на базе которых должно быть выработано мирное соглашение. В связи с чем в ближайшее время регион посетит не кто-нибудь, а госсекретарь США.

 

После обнародования заявления трех президентов истерика Ильхама Алиева становится более понятной. Хотя бы с учетом того, что в тексте заявления нет ни одного упоминания о территориальной целостности Азербайджана. Хотя даже, если бы такое упоминание и было, очевидно, что реализация мирного урегулирования на основе провозглашенных принципов привела бы к фиксации уже достаточно долгое время подтвержденного факта, что территориальная целостность Азербайджана в азербайджанской интерпретации этого термина давно не существует. Так что обвинять сопредседателей Ильхаму Алиеву не стоит. В отличие от лидера Азербайджана, Саркози, Медведев и Обама вовсе не намерены оперировать в своих заявлениях абстрактными и несуществующими категориями.

 

ОТМЕТИМ, ЧТО НА ДНЯХ ЗАММИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ АРМЕНИИ ШАВАРШ КОЧАРЯН в интервью Общественному телевидению Армении отметил, что в Минской группе четко знают реальную картину урегулирования и именно этим объясняется желание Баку перевести переговоры в другие структуры. Кочарян отметил, что в рамках переговоров у армянской стороны есть серьезные успехи, а потому переговоры надо продолжать и параллельно представлять международному сообществу четкую картину происходящего в регионе. "Не случайно, что Азербайджан сегодня находится в такой истерии, что идет на провокации и противостоит и международному праву, и международному сообществу, и МГ ОБСЕ, и России, и США", - отметил Шаварш Кочарян.

 

Конечно, не приходится говорить о том, что обнародованный план мирного урегулирования так уж приемлем для Еревана и Степанакерта. Да, в 1988-м, 1990-м, 1992-м и 1994-м это было бы именно то, чего желала армянская сторона. Ведь Нагорный Карабах, собственно, именно этого и хотел: право самостоятельно распоряжаться своей судьбой. А в заявлении Медведева, Саркози и Обамы четко говорится, что окончательный правовой статус Нагорного Карабаха будет определен "путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения".

 

Казалось бы, чего еще желать? Но сейчас на дворе не 1988 год и не 1994-й. После перемирия прошло 16 лет. Нагорный Карабах получает право самому определять свою судьбу? Но это право у него есть и сейчас, как и сухопутная связь между Арменией и НКР. И завоевано это право не усилиями международного сообщества, а в противостоянии против агрессии Азербайджана. Завоевано ценой крови лучших сынов Карабаха и Армении.

 

ДА, ОФИЦИАЛЬНО НЫНЕШНЯЯ СИТУАЦИЯ НЕ ПРИЗНАНА МЕЖДУНАРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ (можно сказать, полупризнана) и Баку. Но стоит ли это номинальное признание Баку районов вокруг Нагорного Карабаха, который Азербайджан потерял в результате им же развязанной агрессии? Тем более что прошедшие 16 лет четко показали, что Азербайджан рассматривает Армению как своего главного врага, на армянофобии основана официальная идеология Азербайджана и очевидно, что при первой возможности Азербайджан снова попытается покончить со свободой Нагорного Карабаха, невзирая на результаты референдума. Будут ли международные миротворцы лучшей гарантией от истерик Ильхама, чем воины НКР? Большой вопрос.

 

Для лидеров Азербайджана трудность принятия предложенной тремя президентами программы урегулирования больше психологического свойства. Конечно, Баку без единого выстрела получает 6 районов, и это предел мечтаний для страны, проигравшей в ходе ею же развязанной войны. Но Ильхам Алиев столько врал своему народу, что Нагорный Карабах никогда не будет независимым, что сегодня трудно расписаться во лжи и признать, что уже долгое время у Карабаха с Азербайджаном общей является только граница.

 

Так что, конечно же, президентам Франции, России и США гораздо легче обнародовать Основные принципы урегулирования, чем сторонам конфликта их реализовать. Кстати говоря, отметим, что, как нам представляется, принципы пакетного урегулирования представлены в заявлении президентов не абы как. А примерно в той поэтапной последовательности, в которой их предполагается реализовать.

 

То есть начнется реализация пакетного соглашения с вывода войск с территорий вокруг Нагорного Карабаха, параллельно этому процессу будет согласован промежуточный статус Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления, и будет определен коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом. Затем состоится референдум в Нагорном Карабахе, результаты которого будут иметь обязательную юридическую силу, в том числе и для международного сообщества. После этого все беженцы - как армяне, так и азербайджанцы - получат право на возвращение в места прежнего проживания, под международные гарантии безопасности, включая и миротворческую операцию.

 

МОЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ПОСЛЕДНИЙ ПУНКТ и вспомнить утверждения азербайджанской стороны, что сначала в Карабах должны вернуться азербайджанцы, а затем состояться референдум. Армянская сторона это предложение не принимала, поскольку это будет только способствовать эскалации напряженности в регионе. Если же в отсутствие азербайджанцев считать власти НКР незаконными, то точно так же можно считать незаконными и власти Азербайджана, сформированные уже после этнических чисток в этой стране.

 

Судя по заявлению трех президентов, логика армянской стороны нашла некоторое понимание. Но только некоторое. Иначе окончательный и международно-признанный статус Нагорного Карабаха был бы определен в первую очередь, что существенно облегчило бы армянской стороне последующие односторонние территориальные уступки Азербайджану.

 

Кстати говоря, отметим, что в заявлении Обамы, Медведева и Саркози ничего не говорится и о выводе азербайджанских войск с тех территорий, которые входили в НКР на момент провозглашения республики. А это важно, ведь, согласно Конституции НКР, до восстановления территориальной целостности Нагорного Карабаха ни о каких территориальных уступках Азербайджану не может быть и речи.

 

Так что есть немало сложностей в реализации программы, озвученной президентами США, России и Франции. Возможно, на дальнейших этапах переговоров в предложенную схему урегулирования удастся внести коррективы, более приближенные к реалиям. Но как бы то ни было, приходится признать, если эта программа будет принята, это будет означать начало не только нового этапа карабахского урегулирования, но и нового этапа истории региона.

 

P.S. Как бы стороны конфликта ни относились к предложенной программе урегулирования, нельзя не признать: давно уже для всех очевидно, что если компромиссное урегулирование нагорно-карабахского конфликта и возможно, то только в рамках формулы "статус в обмен на территории". Проблема в том, нужно ли это сторонам конфликта? Так ли уж нужен Степанакерту международно-признанный статус? Ему и под гарантии Армении совсем неплохо. Нужны ли территории Ильхаму Алиеву? Для него это просто новая и опасная осложнениями головная боль, он и без территорий неплохо развлекается. Иначе Ильхам Алиев уже давно бы согласился на предлагаемые принципы. Не дурак же он в самом деле.

 

Рубен МАРГАРЯН

Источник: golosarmenii.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 535
Календарь новостей
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru