Главная » 2011»Сентябрь»13 » Карабах – остров стабильности, а не частичка управляемого хаоса
Карабах – остров стабильности, а не частичка управляемого хаоса
15:32
Analitika.at.ua. Первый визит специального представителя Евросоюза,
французского дипломата Филиппа Лефорта в южнокавказский регион состоялся 6-го
сентября. Вначале он посетил Баку, а на следующий день в Ереване состоялась его
встреча с министром ИД РА Эдвардом Налбандяном. Новый представитель ЕС
подчеркнул важность саммита «Восточного партнерства», который состоится в
Варшаве в конце сентября, а также подготовительных работ к данному мероприятию.
Напомним, что в течение трех-четырех последних месяцев в заявлениях
высокопоставленных представителей Евросоюза прозвучали уверения относительно
активизации деятельности данной структуры, в частности, представители ЕС
подчеркнули, что готовы оказать поддержку Минской группе ОБСЕ в процессе
мирного урегулирования карабахской проблемы.
Несколько дней назад в Душанбе состоялся саммит СНГ,
участники которого подчеркнули необходимость осуществления определенных
изменений в ОДКБ и результативного использования ее потенциала. ОДКБ должно
стать более деятельной и боеспособной структурой. Главным новшеством было
вовлечение Украины в таможенную структуру организации. Осуществляемые
изменения, согласно источникам в МИД РФ, могут привести к уменьшению количества
членов организации, как минимум, на один (речь идет об Узбекистане).
Примечательно, что выводы экспертов и аналитиков относительно указанных событий
в корне отличаются друг от друга. Несмотря на то, что развитие событий напрямую
не связано с карабахской проблематикой, тем не менее, их следует рассматривать
в контексте геополитических интересов сверхдержав в регионе, учитывая связи
Карабаха с ЕС и Россией.
Каковы в контексте сказанного ожидания от деятельности
нового представителя ЕС? Отвечая на данный вопрос, председатель Постоянной
комиссии НС НКР по внешним сношениям Ваграм Атанесян всего лишь выразил
надежду, что, начав выполнение своей миссии в Азербайджане, новый представитель
ЕС попытается объяснить азербайджанским властям одну простую истину. Если в
зоне конфликта следует решить определенные проблемы, то ЕС должен иметь
представление относительно общей картины конфликта. В то же время, он напомнил
об одном из визитов бывшего представителя ЕС Питера Семнеби в регион, когда
последний попытался приехать в Карабах, однако, с полдороги был отозван назад.
Это свидетельствует о том, что каждый чиновник действует в рамках своего
мандата. В. Атанесян отметил, что карабахская сторона руководствуется формулой,
согласно которой Азербайджан и Армения не воевали друг с другом. Они находятся
в состоянии конфликта, тогда как война имела место между Азербайджаном и
Нагорным Карабахом, следовательно, из этой реалии должны исходить все поиски
возможностей урегулирования конфликта. Если Евросоюз попытается продолжить
стандартное отношение к конфликту, то станет возможным прогнозирование
нерезультативной миссии представителя Евросоюза на Южном Кавказе. «Откровенно
выражаясь,– продолжил наш собеседник,– эту деятельность изначально следует
считать неудавшейся, до тех пор, пока мы не постараемся сместить акценты к
пониманию людей, составляющих субъект конфликта. Я хочу сказать, что речь идет
не о властях НКР, а о юридической субъектности граждан, поскольку вся
европейская система ценностей опирается на Всеобщую Декларацию прав и свобод
человека. То есть, даже если исключить, что НКР как государство является
субъектом международного права, то каждый из нас и наша общественность в целом
являются юридическим субъектом. За основу должен быть принят хотя бы этот
принцип».
Председатель парламентской комиссии обратил внимание на
позицию европейцев, согласно которой прошедшие в Карабахе выборы являются неприемлемыми.
А какова их альтернатива? Нужно было назначить здесь генерал-губернатора или же
мы должны были избрать вождя, как африканские аборигены? Однако даже для выбора
вождя созывают собрание племени, после чего из всех кандидатов избирают
храбрейшего и сильнейшего. Если европейцы не принимают сегодняшних реалий, как
должен жить этот народ? В. Атанесян также напомнил следующее выражение
французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Бернара Фасье: «Нынешний
статус-кво НКР неприемлем, так как там нет международного представителя».
Следовательно, если в Косово есть представитель НАТО, для Фасье это вполне
законно. По убеждению нашего собеседника, Сербия не просила направить
вышеупомянутого представителя в Косово. Там осуществлялся радикальный национализм
Милошевича и фашизм по отношению к албанцам, проживающим в Косово, в плане их
подавления и ограничения. Наконец, были военные действия. Мы должны сделать
предметом обсуждения радикально фашистскую позицию Азербайджана по отношению к
коренным жителям НК. Это проблема европейских институциональных заведений,
которая должна быть рассмотрена не с позиций двойных стандартов, а в плане лишь
одной реалии: люди имеют право определять свой статус на собственной
территории, данное Богом и закрепленное в уставе ООН, а также в Хельсинском
заключительном акте о безопасности и сотрудничестве. Согласно последнему,
самоопределяющиеся общества и народы могут свободно определять свой внешний и
внутренний статус. Если проблема самоопределения рассматривается в рамках
территориальной целостности государств, то не должно быть и речи о внешнем
самоопределении. Внешнее самоопределение – это отделение, сецессия. Произошло
несколько случаев сецессии: распались СССР, Югославия, Чехословакия. В конце
концов, подобные случаи происходили не на европейских, евразийских территориях:
Восточный Тимор, Южный Судан. По словам В. Атанесяна, здесь проявляется
европейский эгоизм. Дело в том, что европейцы должны получить от Азербайджана
нефть и газ, чтобы не замерзнуть, а за это карабахцы должны что-то уступить от
сегодняшней де-факто существующей независимости. Он отметил, что в 1990-1994
годах карабахские дети гибли, получали ранение от кассетных бомб, и когда
представитель какой-либо европейской страны пытался доставить медикаменты
находящимся в состоянии блокады степанакертцам, азербайджанцы преграждали ему
путь. А зачем европейский высокопоставленный чиновник должен был лично садиться
за руль грузовика, презрев все опасности, чтобы доставить в Степанакерт
необходимую помощь? Речь идет о Бернаре Кушнере, который в те годы был
министром Франции по социальным вопросам, а позже возглавил внешнеполитическое
ведомство страны. По мнению В. Атанесяна, реальное представительство Европы в
НКР, хотя бы в виде гуманитарной помощи,– необходимость, которая может
обеспечить достойный уровень жизни для карабахских детей. «Если представитель
ЕС приедет в Карабах, чтобы помочь нам в реализации определенных инициатив, мы
отнесемся к этому нормально, если нет – мы не станем приветствовать его
миссию»,– подчеркнул наш собеседник.
Ожидаем ли мы реализацию действий, о которых сегодня говорит
ОДКБ, пытающуюся осуществить новую тактику, а также преследуя определенные
цели, связанные с Карабахом? Отвечая на данный вопрос, председатель Постоянной
парламентской комиссии напомнил известную формулу: Запад есть Запад, Восток
есть Восток. В. Атанесян подчеркнул важность не конъюнктурных слов и
формулировок политических деятелей, а политических и культурных предложений,
союзов. В данной плоскости он отмечает ужасающее явление: Россия всегда уповала
на легенду о своем миссионерском существовании. Так, она задалась целью
захватить Царьград (Константинополь), однако, ей это не удалось, планировала
вывести революцию Ленина и Троцкого на Запад, однако, вновь потерпела фиаско.
Или вспомним хотя бы неудачную попытку Сталина взять под контроль Босфор и
Дарданеллы после Второй мировой войны и т.д. В нашем случае российская
экспансия, к сожалению, не может четко обозначить свои цели. В то же время,
Европа также проводила вероломную политику по отношению ко всем странам нашего
региона. Следует вспомнить обещания, данные британским объединенным военным
представительством Азербайджану относительно гарантированной границы с Турцией,
вплоть до Зангезура и Нахичевана, которые, однако, так и не были исполнены. То
же представительство вело переговоры с властями Армении и гарантировало, что в
состав РА войдут не только Нахичеван и Карабах, но и армянонаселенные области
горных районов Гандзака. Таким образом, великие мира сего решают свои проблемы,
а слабые в определенной степени становятся разменной монетой. Сегодня следует
провести четкую черту, отметив, где заканчивается заинтересованность европейцев
и наши интересы, интересы народов региона. Народы Южного Кавказа довольно
цивилизованные нации, прошедшие долгий путь, чтобы европейское сообщество
попыталось использовать нас друг против друга. Следует отметить, насколько
агрессивной становится та же цивилизованная Европа, когда какая-либо восточная
общественность пытается влиться в их цивилизацию. По убеждению нашего
собеседника, идеология европейского мультикультуризма, фактически, терпит
фиаско, и европейцы пытаются навязать нам то, что не смогли сделать сами. Они
предлагают нам рецепт, который опробовали сами, убедившись в его
нерезультативности. А если величайшим достижением Европы является Евросоюз, то
он сформировался благодаря отделению. Государства вначале отделились и только
после этого объединились. Значит, в сегодняшней ситуации наш выбор верен:
отделение, и лишь затем соединение. Другого варианта нет. «В этой большой
геополитической игре, которую американцы назвали «управляемый хаос», у меня
есть право не быть его частичкой. Я имею право стать островком стабильности.
Независимо от того, признают они меня, или нет. Если они согласны, чтобы я был
островом стабильности, то я не возражаю против их «управляемого хаоса»,– в
заключение отметил В. Атанесян. Рузан ИШХАНЯН defacto.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.