Analitika.at.ua. 2 сентября 1991 года совместная сессия
областного Совета народных депутатов НКАО и Шаумяновского (сельского) районного
Совета народных депутатов с участием народных депутатов Советов всех уровней
приняла Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики (НКР).
Еще за два года до принятия этой декларации Верховный Совет
Армянской ССР и Национальный Совет НКАО приняли (1 декабря 1989 года)
совместное постановление "О воссоединении Армянской ССР и
Нагорно-Карабахской автономной области". Несмотря на то что этот
политический акт не был одобрен советской общественностью и союзным
руководством, он стал констатацией необратимости естественного желания
расколотой на два советских субъекта нации жить вместе и строить единое
государство.
В НАЧАЛЕ 1990-х СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО ОКАЗАЛОСЬ НЕСПОСОБНО
принять грамотный "график неотложных мер" по поддержанию собственной
жизнеспособности, однако проявило немалую изощренность в деле пресечения прав
армянского народа на воссоединение в рамках единой – и, между прочим, союзной -
республики. Страна агонизировала, а процессы развивались своим путем. 30
августа 1991 года советские азербайджанцы приняли Декларацию о восстановлении
государственной независимости Азербайджанской Республики. Соответственно, нашим
соотечественникам в Арцахе не оставалось ничего другого, кроме как на третий день
после этого непродуманного шага принять в Степанакерте историческое решение.
А непродуманной азербайджанская декларация была потому, что
Азербайджанская Республика 1918-1920гг., правопреемницей которой провозгласила
себя нынешняя республика, не являлась субъектом международного права, ее
границы так и не были признаны Лигой Наций, а Нагорный Карабах не входил в
состав этого искусственного образования. Однако в суматохе политических будней
международное сообщество и мировое руководство, представшие в качестве
достойнейших сменщиков своих советских аналогов, не пожелали обратить внимания
на это принципиальное несоответствие, чем уподобились канувшим в Лету дряхлым
механизмам советской "народной демократии" и перенесли "железный
занавес" из Берлина на линию карабахского противостояния.
Если в алфавитном порядке - Азербайджан, Андорра, Армения,
Босния и Герцеговина, бывшая Югославская Республика Македония, Грузия,
Киргизия, Кирибати, Литва, Маршалловы острова, Микронезия, Молдавия, Монако,
Науру, Палау, Республика Корея, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения,
Таджикистан, Тимор-Лешти, Тонга, Тувалу, Туркменистан, Узбекистан, Хорватия,
Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Эритрея, Эстония… - более тридцати
субъектов международного права стали членами ООН за истекшие двадцать лет. Ни
одно из этих государств, в том числе Республика Армения, не проливало столько
крови за свою независимость, не выстрадало ее настолько, как НКР. Тем не менее
Нагорному Карабаху не нашлось места в "элитном списке" международно-признанных.
СНАЧАЛА ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО СТРУКТУРЫ,
опьяненные, помимо прочего, и запахом нефти (той самой, которая, по образному
выражению Керзона, "перевесила кровь армян"), стали подпевать
бакинским властям: мол, где это видано, чтобы одна нация имела два государства?
Но, как назло, тогдашний азербайджанский президент Эльчибей вел политику по
идентификации своего народа с оттоманским и даже официальным языком в своей
республике провозгласил турецкий. Позже Гейдар Алиев попытается пересмотреть
этот подход, придумает специальный термин "азербайджанлыг", но поезд,
как говорится, ушел. Полная несостоятельность начальной версии западных
подпевал обнажилась, как нефтяная скважина. А тут еще арабский мир заявил о
том, что, несмотря на наличие двадцати государств, "все мы являемся одной
нацией". Подоспела к тому же перспектива двух албанских государств…
Одним словом, назрела "настоятельная
необходимость" придумать что-то новое. Тогда лидер
"азербайджанлыга" заявил, что его республика уже принята в
Организацию Объединенных Наций в рамках своих советских границ. Но и на этот
раз практика рассмеялась в лицо алиевской теории: от полноправных членов ООН,
таких как Индонезия, Эфиопия или Сербия, откололись Тимор-Лешти, Эритрея и
Черногория. Плюс советский, балканский, германский прецеденты - что делать с
ними, было и вовсе непонятно. А тут еще перспектива косовского, абхазского,
югоосетинского…
Потом придумали нечто совсем оригинальное: оказывается,
нужно, чтобы уровень армянской демократии соответствовал "международным
стандартам", коими, видимо, и пропитана вся внутренняя жизнь Кирибати,
Микронезии, Науру, Тимор-Лешти, Палау, Тонга плюс еще как минимум ста стран...
Вот так бедное международное сообщество и бьется над этим вопросом в течение
целых двадцати лет.
Двадцать лет – это второй год после совершеннолетия. Сегодня
охрану границ Нагорно-Карабахской Республики "сдает" первое поколение
граждан независимого государства - первые призывники, родившиеся в условиях
суверенной жизни. Их мало интересует, как там обстоят дела с соблюдением норм в
Палау и Тиморе. И если даже за прошедшие двадцать лет переговорный процесс ни
на шаг не продвинулся, все равно они куда больше заинтересованы в другом: чтобы
ни на шаг не продвинулся враг. А переговорный процесс - он ведь всегда "в
тылу"… Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.