Главная » 2011»Июнь»11 » Карабах: Посредники между оптимизмом и пессимизмом
Карабах: Посредники между оптимизмом и пессимизмом
00:29
Analitika.at.ua. Днем раньше посредники посетили Нагорно-Карабахскую
Республику, где провели переговоры с президентом НКР Бако Саакяном. По
сообщению пресс-службы главы НКР, участники встречи обсудили вопросы,
касающиеся урегулирования нагорно-карабахского конфликта и региональных процессов.
Стороны отметили безальтернативность мирного урегулирования. Президент НКР в
очередной раз представил позицию официального Степанакерта, подчеркнув, что
"без участия Нагорно-Карабахской Республики во всех этапах переговорного
процесса невозможно будет достичь какого-либо прорыва в процессе урегулирования
конфликта”. Вновь коснувшись темы отвода снайперов с границы, Бако Саакян
подчеркнул, что это станет одним из важных компонентов реализации мер по
укреплению взаимного доверия и положительно повлияет на переговорный процесс.
Тему без альтернативности мирного урегулирования
сопредседатели развивали и по ходу встречи с журналистами в Степанакерте. В
частности, Бернар Фасье возрадовался тому, что вот уже в третий раз за год
посредники прибывают в НКР из Азербайджана - через линию соприкосновения. "Это
показывает, что местные военные командиры способны контактировать,
содействовать, взаимодействовать, чтобы нам обеспечить гарантии безопасности, и
это одновременно показывает, что это сотрудничество позволяет лучше соблюдать
прекращение огня. И мы очень надеемся, что, поскольку эти переходы становятся
регулярными, может быть, это будет в поддержку укрепления режима прекращения
огня”, - заявил французский дипломат.
Блажен, кто верует, а г-н Фасье явно заблуждается.
Азербайджанцы, ранее не пропускавшие посредников через границу и отказывавшиеся
обеспечивать их безопасность, попросту нашли способ реализовать свое стремление
к тому, чтобы посредники ездили в НКР не из Армении, а из Азербайджана. К
поддержанию режима прекращения огня, а тем паче к установлению мира в регионе
сей факт, к сведению г-на Фасье, не имеет совершенно никакого отношения. Дабы
убедиться в этом, достаточно последовательно отслеживать поведение и политику
Баку, что сопредседателям полагается делать по должности.
Роберт Брадтке со своей стороны добавил, что он
проинформировал президента НКР о визитах в Вашингтон глав МИД Армении и
Азербайджана, отметив, что один из самых важных моментов на встречах
госсекретаря Клинтон с каждым из двух министров заключался в том, что она
подчеркнула неприемлемость использования силы. Р.Брадтке напомнил, что в
Довильском заявлении президентов США, России и Франции подчеркивается, что
"использование силы привело к возникновению этой неприемлемой ситуации, и использование
силы не решит проблему”. ”Использование силы приведет к тому, что погибнет
больше людей, больше людей будут страдать, и решение проблемы с использованием
силы невозможно. Соединенные Штаты твердо привержены мирному урегулированию
карабахской проблемы”, - отметил американский дипломат.
Игорь Попов сообщил журналистам, что на встрече с главой НКР
шла речь "также о российских усилиях, которые направлены на скорейшее
завершение работы над Базовыми принципами урегулирования”. "Я рассказал, что 22
апреля в Москве состоялась встреча министров ИД Армении и Азербайджана при
участии министра ИД России Сергея Лаврова, в ходе которой обсуждался проект.
Следующая встреча министров должна состояться в ближайшее время. На ней в
центре внимания будут обсуждаться окончательные формулировки, которые предстоит
предложить на следующем саммите в Казани. Скажу, что мы исходим из того, что
Довильское заявление трех президентов, в котором говорится о скорейшем
завершении работы над этим документом, придаст дополнительный импульс этой
работе. Рассчитываем на то, что в Казани стороны проявят конструктивный
подход”, - сказал российский дипломат.
Отвечая на вопрос о том, что подразумевается под
"обновленными Мадридскими принципами”, И.Попов посоветовал воздерживаться от
использования этого выражения: "В ходе каждой встречи вносятся предложения,
корректировки. На сегодняшний день есть проект. Ряд вопросов требует доработки.
Этой доработкой займутся, как я сказал, министры, и окончательный вариант, если
он будет согласован, возможно, по нему будет закончена работа в Казани”.
По словам Б.Фасье, последний вариант Мадридских принципов -
это вариант, дискутированный в Сочи три месяца назад: "Идет корректирование,
есть маленькие пункты, которые еще должны доработать. Вот потому, мы надеемся,
что будет сразу одобрение окончательного варианта, потому первый вариант был в
конце 2007г.”
Итак, сопредседатели демонстрируют оптимизм. По их же
признанию, им по должности полагается быть оптимистами, иначе работать будет
невозможно. Между тем, в опубликованном в преддверии визита посредников
интервью личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика
польскому журналу "Новая Восточная Европа” присутствовали заметные нотки
пессимизма по поводу возможности прорыва в процессе урегулирования. А.Каспшик,
в частности, заметил, что в Армении и Азербайджане отсутствуют голоса
политиков, представляющих вопрос в плане выгодности урегулирования конфликта:
"Постоянно можно услышать лозунги "не отдадим ни пяди земли”, а это еще больше
нагнетает общественные настроения. Помимо этого, невозможно, чтобы кто-то
захотел отдать свою территорию”. Польский дипломат объясняет это обстоятельство
внутриполитическими факторами. "Честно говоря, этот регион (Карабах. - Ред.)
мал, может, и красивый, но там нет ничего, кроме камней, он не имеет никакого
значения с экономической точки зрения”, - сказал он, согласившись, по сути, с
предположением журналиста о том, что "этот конфликт нужен власти”: "Без
сомнения, государство в состоянии войны полностью перестает быть
демократическим государством. Оба президента видят выгоды, вытекающие из
разрешения конфликта”.
Карабахский фактор, конечно же, используется политическими
силами во внутриполитических целях. Но, честно говоря, стремление посредников
во всем и чаще всего необоснованно ставить знак равенства между Арменией и
Азербайджаном уже опротивело. Мало того, что в вопросе Карабаха они свято
блюдут паритет между азербайджанскими агрессорами и подвергшимися агрессии
Азербайджана армянами, так теперь еще и во внутренних процессах пытаются
уравнять. Нет знака равенства. Не потому, что у нас все o’key, а в Азербайджане
плохо. А потому, что разница очевидна. При всех недостатках системы, о которых
мы, кстати, постоянно пишем, и общество армянское более открыто и откровенно, и
с демократией, несмотря на стенания радикальной оппозиции, дела обстоят лучше
(кстати, в приватных беседах иностранные дипломаты это охотно признают). В
Азербайджане такого явления, как АОД-АНК, попросту не допустили бы. Этим
добром, если хотят, можем поделиться, с удовольствием. Так что, сравнение
Армении с азербайджанским султанатом клана Алиевых совершенно неуместно. Хотя
бы потому, что у нас, слава Богу, никому и в голову не придет передавать власть
по наследству.
Вернемся, однако, к Арцаху. В том же интервью г-н Каспшик
раскрывает кое-какие детали базовых принципов: "С 2004 года мы движемся в
сторону обозначения общих рамок соглашения и в этом вопросе достигнуто многое.
Предложения консенсуса были публично заявлены президентами стран-сопредседателей
МГ ОБСЕ - Францией, Россией и США. Они касаются освобождения территорий вокруг
Нагорного Карабаха с оставлением Лачинского коридора, соединяющего его с
Арменией, возвращения беженцев на возвращенные земли, а также обеспечения
гарантий безопасности странами, которые могут это сделать, то есть членами
Совета безопасности ООН. Далее, до подписания окончательного мира, что может
произойти после проведения на этой территории референдума, существует вопрос
промежуточного статуса Нагорного Карабаха. Специальный статус не должен
значительно отличаться от статуса, который имеет Нагорно-Карабахская Республика
в данный момент. Необходимым в это время станет международное признание этого
временного образования. После принятия рамочного соглашения будут проведены переговоры
над деталями.
Осталось еще много невыясненных вопросов. Например, если
говорим о коридоре, соединяющем Армению с Нагорным Карабахом, то известно, что
он должен остаться. Азербайджанцы официально соглашаются с этим. Однако
необходимо согласовать детали, то есть какой ширины должен быть этот коридор,
или кто должен его контролировать до подписания мира. Эти конкретные вопросы
зачастую определяют безопасность, как это видят армяне, или определяют вопрос
возвращения территорий, как понимают это азербайджанцы.
Проблемой также является референдум, который армяне видят в
качестве простого голосования населения Нагорного Карабаха, согласно переписи
1989 года, тогда армян было практически в три раза больше, чем азербайджанцев.
Баку, в свою очередь, считая Нагорный Карабах частью своей территории,
ссылается на собственную Конституцию, предполагающую голосование, охватывающее
весь Азербайджан. Поэтому о конкретной дате референдума пока не говорится. Как
я уже сказал, пока что методом малых шагов хотим сократить напряжение,
вызванное чувством нескончаемой войны, угроза которой все еще существует.
Азербайджанцы все время используют аргумент, что, если переговоры не дадут
ожидаемых результатов, то они готовы применить силу. Только терпеливые
переговоры могут привести к соглашению. В настоящее время обе стороны не
соглашаются и договариваются на следующие встречи. Такое решение по крайней
мере не ведет к вооруженному кризису. В целях утверждения способов проведения
референдума и определения статуса Карабаха, по всей вероятности, будет создана
отдельная комиссия, но все это произойдет после того, как напряжение спадет.
Уже понятно, что этот конфликт не удастся разрешить одним махом, потому что или
одни, или другие будут недовольны”.
Специально привожу большую цитату, чтобы даже самому
непосвященному стало ясно, почему существенная часть армянской общественности
говорит о неприемлемости Мадридских принципов для Армении и НКР. В том же
интервью А.Каспшик замечает: "Азербайджан находится в том выгодном положении,
что имеет газ и нефть, от которых получает большую прибыль. Его военные расходы
- больше, чем весь бюджет Армении. В свою очередь, армяне занимают значительно
лучшую позицию - в горах, тогда как азербайджанцы дислоцированы в долинах”.
А теперь представьте, что произойдет, если карабахцы выведут
свои войска из освобожденных территорий и уступят лучшие позиции
азербайджанцам. Углеводороды у нас в обмен на это не появятся. Богаче не
станем. А преимущества потеряем. Потеряем земли, которые противник сразу
превратит в плацдарм. Неужели мы похожи на сумасшедших и самоубийц?
Другой момент - Лачинский коридор. Представьте себе
соединяющее нас с Арцахом n-ой ширины дорожное полотно, территория за пределами
которого контролируется войсками противника. О какой безопасной и
гарантированной сухопутной связи Армении и НКР может идти речь? Кто будет
гарантировать? Миротворцы? Даже если там будут размещены миротворцы, о
безопасности можете забыть. Вспомните, что стало с Балканами. Да и операцию
"Кольцо” вспомнить не мешает.
Да и вспомните, наконец, о 500 000 беженцах-армянах, которые
в Азербайджане подверглись актам геноцида и бежали, оставив там все свое
имущество, и которые в соответствии с международным правом претендуют на
освобожденные территории, желая получить их в свою собственность в качестве
частичной (за потерянную родину) компенсации… Гаянэ МОВСЕСЯН, RA.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.